Урок обучения грамоте. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: познакомить учащихся с буквой ы, обучать правильному произношению звуков, вырабатывать умения выполнять звуковой анализ слов, упражняться в словоизменении, развивать умение отличать письменную букву от печатной, работать над развитием связной речи, воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: набор букв; предметные картинки с изображением рыб; индивидуальные наборы фишек для звукобуквенного анализа; сказочный герой Буквоед.

I Орг. момент

Поиграем, почитаем
Что-то новое узнаем
Возьмем с собой в путь наблюдательность
Внимание воображение и хорошее настроение.

II Актуализация опорных знаний (А, О, У, Е, Ё, И, Я, Ы)

- Назовите буквы, которые мы изучили? Можно ли эти буквы поставить в один ряд с теми, которые вы знаете? Придумайте слова, которые начинались бы с этих букв? А есть ли слова, которые начинались с буквы ы?

III Формулирование темы

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Будем изучать букву ы, учиться её печатать, выполнять звукобуквенный анализ слов, учиться изменять слова. (Вешаю букву)

IV Звукобуквенный анализ слов

- Придумайте слова с буквой ы. Давайте прочитаем, что говорит Маршак про эту букву. Рассмотрим, какую работу выполняет буква ы в звуковой схеме. (Вешаю рыбу!). Выполните звукобуквенный анализ слова рыба.

- Что это за рыба?

В мире существует много рыб с удивительными названиями: рыба звездочёт, рыба луна, рыба меч, морские коньки, летучие рыбы, рыба хирург.

Окунь - хищная рыба, известны случаи, когда окунь, оборвав крючок через несколько минут садится на другой. Рыболовы видели, как окунь, зацепившись за один вскоре попадался на тот же крючок, полакомившись на собственный глаз.

Берега рек, водоёмов - не место для захоронения мусора. Все отходы после отдыха на берегу реки нужно увозить с собой в город, особенно стеклянную упаковку и упаковку из искусственных материалов. Бросать что-либо в водоемы недопустимо, т.к. в них обитают растения и животные. От чистоты водоемов зависят возможности полноценного отдыха и рыбного промысла.

1. Дайте характеристику предшев. Звуку [ ы ].

2. Выполните звуковой анализ слова усы.

- Может дать буква ы мягкость предшествующего согласного?

Вывод: ы никогда не стоит в начале слова, служит для обозначения твёрдости согласного. Дайте характеристику букве.

Физминутка

Кони выходят на старт, внимание марш
(хлопают ладошками об колени)
Едем по траве (рука об руку) потираем
Едем по мостовой (щёлкните языком)
Едем по воде (рука об руку хлопаем)
Барьер (хлопок)
2 барьер (2 хлопка)
Едем по траве (рука об руку потираем)
Подходим к финишу (хлопаем) вешаем медали

V Работа в тетради

- С какой стороны в тетради находится печатная буква, а с какой письменная? Сравните чем отличается печатная буква от письменной? Почему на 1 строке даны только строчные буквы, а заглавные ненаписаны.

(Ровная палочка, от середины палочки делаем закругление ведём вниз, пишем полу-овал и сверху вниз ровная палочка. Раз-и- два.)

VI - Буквоед съел буквы, помогите их восстановить.

Вывод: Какие буквы съел Буквоед? (Разные части буквы ы)

VII Физминутка для пальчиков

Мы учимся письму

Для чего? И почему? (Дети показывают руками на тетради)

Из крючков, из крючков (Указательные пальцы обеих рук рисуют в воздухе крючки)

Из кружков, из кружков (Пальцы рук складывают колечком)

Сможем буквы написать (Имитируют в воздухе движение, как при письме)

Дружно мы их встряхнём и опять писать начнём

Если будем мы стараться

Буквы будут получаться (Наклоны головы в стороны)

Пальцы наши потрудились и немножко утомились (Сгибают и разгибают)

VIII - До кого добрался Буквоед? Прочитайте по схеме. (Лиса, медведь, мышка). Догадайтесь, как нужно назвать картинку, чтобы кол-во звуков в её названии соответствовало кол-ву клеток на схеме. Выполнить схему, буквы.

Добрался он до мышки.

  ы      

 - Поменяйте 2 звук на у, какое слово получится, а теперь на о, теперь на и, что нужно поменять кроме буквы?

Сделайте слово мишки. Что нужно здесь поменять?

Вывод: меняем 1 букву, меняется значение всего слова, ы служит для обозначения твёрдости согласного.

IХ Итог урока

- С какой буквой познакомились? Дайте характеристику буквы ы. (Служит для обозначения твёрдости согласного).

Какой секрет узнали про эту букву?

Х Рефлексия

Игра "Честно пречестно"

Что для вас было легко? Что трудно? Что показалось самым интересным?