Цель – формировать навык работы с контрольно-измерительными материалами (тестами).
В связи с непрерывно растущими требованиями к школьному обучению, значительно усложнились: организация и руководство учебным процессом. Поток знаний и информации расширяется так быстро, что возникает необходимость в четком и организованном управлении процессом усвоения этих знаний, в совершенствовании систем учета и контроля.
К сожалению, учащиеся привыкают к тому, что их всегда оценивают другие: надо только выполнить задание, а правильно или нет, оно выполнено, об этом скажет учитель: он знает, как оценить.
Таким образом, не создается мотивации для самостоятельного совершенствования своих действий. Ребенок перестает думать о содержании обучения, а начинает – в первую очередь «зарабатывать» хорошие отметки.
Кроме того, полная передача оценочного компонента взрослому подчас порождает у ученика неверие в свои силы, держит его в состоянии постоянной тревожности, может вызвать сомнение в объективности педагога.
Задача учителя – научить ребенка оценивать свои действия, результаты, свое продвижение вперед.
Одна из целей реформирования в системе школьного образования – сделать оценку более содержательной, объективной и дифференцированной. Это позволит учителю эффективно формировать знание с навыками учащихся, не причиняя вреда его эмоциональному здоровью.
Наряду с этим начальная школа призвана решать еще одну важную задачу развития младших школьников: научить их учиться самостоятельно, т.е. проявлять и оценочную самостоятельность.
Чтобы ученик научился оценивать себя и свои действия адекватно, учитель должен поддержать положительную общую самооценку и развивать способность ребенка к конкретным оценкам своих знаний. Эту задачу можно решить с помощью тестов. А наличие ответов в тестах поможет им объективно оценить свои действия и увидеть ошибки. Сличение своего результата с правильным ответом становится инструментом анализа ошибки, ее причины, выявление уже возникших затруднений.
Таким образом, тестовые задания выступают для ученика как тренировочная практическая работа, требующая не только применения знания, но и как объект познания.
Работа с тестами полезна для подготовки детей к итоговой аттестации.
Опыт подсказывает, что формировать навык работы с тестами у учащихся необходимо на более раннем этапе обучения, во втором и даже возможно первом классе.
Проблема состоит в том, что у детей еще не на достаточном уровне сформирован навык чтения на данном этапе обучения.
Я разработала и адаптировала свою форму проведения тестов в первом классе.
На уроках я использую «съёмные тесты» (это понятие я ввела сама).
Учащимся на демонстрационных картах последовательно вывешиваются на доску варианты ответов на каждый тестовый вопрос. (Формулировку вопроса я подписываю внизу на карте мелким шрифтом для себя, дети ее не прочитывают). Тестовый вопрос прочитывает учитель, а дети выбирают вариант правильных ответов.
По мере прохождения программы вопросы усложняются и можно увеличивать их количество.
«Съёмность» тестов помогает мне сделать подборку заданий для ребят, несправившихся с заданиями первоначально и повторить их индивидуально, что своевременно помогает выявить отставание и оказать помощь.
Тестирование организует непрерывный и быстрый контроль знаний, который выполняет роль обратной связи «учитель - ученик», обеспечивает объективность оценки, широкий охват материала. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции детей, учат их обобщать, устанавливать причинно – следственные связи.
Разнообразие сформулированных в тестовых заданиях развивает остроту ума и гибкость мышления, требует от ученика предельной внимательности и собранности.
Тестовый контроль знания позволит непосредственно на уроке проверить степень усвоения материала учащимся.