Цель:
- познакомить учащихся с мягким согласным звуком [й`],буквой Й, й;
- развивать фонематический слух, речь, внимание, логическое мышление, наблюдательность, память;
- воспитывать взаимопомощь, взаимоподдержку.
Задачи:
- учить выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й`] всловах;
- способствовать формированию правильного, сознательного, выразительного чтения и рассказывания;
- работать над межпредметными связями.
Оборудование для учителя:
- Демонстрационный плакат "Буква Й, й".
- Картинный словарь, иллюстрации: Айболита, Незнайки, воробья, сойки, жука скарабея, муравья, майского жука, майки, чайника, трамвая, троллейбуса, зайки.
- Демонстрационные звуковые схемы.
- Аудиокассета "Занимательное азбуковедение" автор В.Волина сказка "Два хвостика".
- Конверт с письмом из библиотеки.
- Фотография "Ордена славы".
Оборудование для учащихся:
- Учебник "Русская азбука" В. Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин 1 класс 2 часть
- Учебник "Русская азбука плюс" В. Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин 1 класс.
- Звуковые схемы.
- Конверты с буквами имён героев сказок К.И.Чуковского
Ход урока
I. Организационный момент.
Посмотрите на наших гостей. Поприветствуем их.
II. Проверка домашнего задания.
- В "Русской азбуке плюс" чтение по ролям диалога "Ёлкино платье".
- Театрализация диалога "Шутка" из "Русской азбуки".
- Работа над интонацией речи учащихся.
III. Актуализация опорных знаний.
1).
- Какой сейчас год?
- Какое время года?
- Какой день недели?
- Какое сегодня число?
2). 19 января - большой прздник - Крещение. И сейчас стоят настоящие Крещенские морозы. Это название пришло к нам давно. И 100, и 200 лет назад на Крещение стояли сильные морозы, как и сегодня. Поэтому люди их так и назвали Крещенские морозы.
3). Посмотрите в окно.
IV. Выделение нового звука
1). Расскажите, какой сегодня день?
Зимний, морозный, холодный, пасмурный.
Какой звук вы произносите в конце всех слов? [й`].
2). Представьте, что вы порезали пальчик.
Как вы вскрикните? - Ай! Ой!
Какой звук вы произносите в конце этих слов? [й`].
3). А чем надо помазать ранку? - Йодом.
Какой звук вы произносите в начале слова йод? [й`].
4). Звук [й`] мы уже встречали в начале слова или после гласных. Он обозначался буквами е, ё, я.
Расскажите, что вы знаете про звук [й`].
Это звук согласный, всегда мягкий, звучит звонко.
V . Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы научимся распознавать звук [й`] вне слияния в конце слогов, в середине и в конце слов, научимся читать и печатать букву й и слова с этой буквой.
Тема урока "Звук [й`], буква Й, й".
VI. Фонетическая подготовка.
1). В картинном словаре определить положение звука в слове?
На доске иллюстрации: Айболита, Незнайки, воробья, сойки, жука скарабея, муравья, майского жука, майки, трамвая, троллейбуса,
Вывод: чаще всего звук [й`], обозначающий букву й, встречается в середине и в конце слова. В начале слова й встречается редко. Вам надо запомнить три таких слова: йогурт, йод, йог.
2). Игра "Узнай звук".
Если есть в слове звук [й`], хлопайте в ладоши, если нет руки кладёте перед собой.
Слова: лиса, чайник, игрок, лицо, ножницы, соловей, автобус, хитрый, ноки, машина, змей, имя, чай, получай.
3). Игра "Замени звук в середине слог".
- чашка - чайка
- леска - лейка
- лапка - лайка
- галка - гайка
- речка - рейка
VII. Знакомство с буквой Й, й.
Посмотрите, как пишется буква Й, й.
- На что похожа буква Й?
- В чём разница?
2). Стихотворение.
Букву Й зовут "И кратким".
Й как И в твоей тетрадке.
Чтоб Й не путать с И
Сверху галочку пиши.
Заучивание четверостишья.
3). На ленте букв буква й изображена зелёным цветом. Для чего? Чтобы помнили, что звук [й`] согласный, всегда мягкий.
VIII. Работа с буквой.
1). Напечатать буку Й на доске. Вот так пишется эта буква.
2). Если буквы станут в ряд
Сразу все заговорят.
Игра "Дополни словечко".
На доске слоги:
тво сво сто
мо ро ду
Дети дополняют слова буквой й.
3). Игра "Буква потерялась". На доске написаны слова. Дети вставляют букву й.
- ша_ба
- добры_
- _огурт
- _од
- изуча_те
4). Сегодня утром в класс пришло письмо от нашего библиотекаря. Она пишет, что кто - то перепутал буквы в названиях сказочных героев К.И.Чуковского и просит вас ей помочь.
Работа в парах. Игра "Собери рассыпавшиеся имена".
- Айболит
- Бармалей
- Мойдодыр
IX. Физкультминутка.
Кот играет на баяне,
Зайчик наш на барабане,
Ну а ослик на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если будешь помогать,
Будем вместе мы играть.
X. Прослушивание аудиозаписиз сказки "Два хвостика".
Послушайте сказку про мальчика - художника. И подумайте, как мы можем помочь бедному зверьку, которого нарисовал мальчик?
На обратной стороне доски написано слово заика. Дети исправляют букву И на Й. Объясняют, какой хвостик забыл написать мальчик.
XI. Работа со звуковыми схемами.
Слого-звуковой анализ слова зайка. Если в середине слова звук [й`], то слог всегда заканчивается этим звуком. Составление схемы на доске и на партах.
Вывешивается иллюстрация зайки.
XII. Работа с учебником. Развитие речи.
1). Откройте учебник "Русская азбука" на с. 36 - 37.
Обратить внимание, что буква Й бывает и заглавная и строчная.
2). Чтение пословиц, объяснение смысла.
3). Работа с иллюстрацией. Воины русской армии разных времён.
Наша страна очень большая и поэтому чужеземцы не раз пытались отвоевать часть земли. Но русская армия всегда была сильной и не позволяла врагам захватить землю русскую.
Как называется одежда древних воинов? - Кольчуга.
А что защищало голову? - Шлем.
В верхней части страницы изображены солдаты армии царя Петра. У них другая форма.
- Во что они одеты?
- Какое у них оружие?
А на с. 37 изображены воины последней войны.
- Какая у них форма?
- Какое оружие?
4). Чтение текста про дедушку. с. 37
- Кем был дедушка на войне?
- Что есть у дедушки?
- Что говорит мама о дедушке?
- Как вы понимаете эту фразу?
Демонстрация фотографии "Ордена славы".
XIII. Итог урока.
- Что вы можете рассказать о звуке [й`]?
- Как называется буква?
- С какой буквой не надо путать й?