Цели:
: формировать умения
обрабатывать статистические данные с помощью
информационных технологий; анализировать и
делать выводы;
Задачи:
- закрепить знания, умения и навыки:
- обработки табличной информации;
- проведения расчетов на их основе;
- обеспечения визуального представления исходных данных и результатов их обработки с использованием ЭТ;
- формирование умения построения графиков, диаграмм и гистограмм, их анализ;
- продолжить формирование у учащихся представлений о межпредметных связях; способствовать развитию познавательной активности школьников и интереса к изучаемым предметам.
Методы:
- Практический;
- Алгоритмизированный;
- Частично-поисковый.
Оборудование:
- компьютеры с операционной системой Windows 2003 и интегрированный программный пакет автоматизации офисной деятельности Microsoft Office;
- карточка с данными социологического опроса по г. Северодвинску;
- электронные таблицы, созданные в программе Microsoft Excel;
- карточки параметров уровня дохода и групп по доходам;
Понятия: - статистика, алгоритм статистического исследования, метод выборочных наблюдений, закон Энгеля.
Класс делится на малые группы по 2 человека (группы сформированы заранее с учетом индивидуальных особенностей и способностей).
План работы:
Организационный момент: тема, цели.
Повторение теоретической части:
- Статистика. Этапы статистической работы.
- Инструктаж по технике безопасности при работе с компьютером.
- Работа с программой Microsoft Excel.
Выполнение практической работы
- инструктаж по выполнению работы;
- практическая работа;
- анализ полученных данных;
- распечатка результатов.
Подведение итогов.
Ход урока
Организационный момент: тема, цели.
Повторение теоретической части.
Учитель экономики:
1) Что такое статистика? (получение, обработка и анализ информации, которая характеризует количественные характеристики и качественное содержание экономических или социальных явлений)
2) Какие этапы статистической работы вы знаете?
а) выбор проблемы - формируется предмет исследований - установление зависимости между потреблением и уровнем доходов (закон Энгеля),
б) определение критериев (показателей). При изучении статистики Энгеля это уровень затрат и затраты на разные группы товаров,
в) выбор совокупности (т.е. масштаба исследований). Совокупность - это группа, которая подвергалась исследованиям. Это могут быть жители города, области, государства:
г) выбор метода исследования. Используются два метода:
-- метод сплошных наблюдений, когда исследуются 100% объекта изучения.
-- метод выборочных наблюдений, когда исследуется группа, в выводы делаются на основе теории вероятности.
д) формирование ряда распределения. Они формируются в таблицу, где расписываются количественные показатели для объектов.
е) анализ. Проводится математический анализ с помощью процентов, средних величин, графиков.
Учитель информатики:
3). Инструктаж по технике безопасности при работе с компьютером:
- экстренные ситуации:
- необычный звук, дым - выключить ПК, сообщить учителю
- пожар - Отключить ПК, покинуть кабинет и школу по плану эвакуации;
- как сохранить здоровье:
- физкультминутка общего действия;
- физкультминутка для глаз.
Т/Б и поведения:
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- находиться в кабинете без разрешения преподавателя;
- в верхней или влажной одежде;
- прикасаться к аппаратуре влажными или грязными руками;
- прикасаться к экрану монитора, разъёмам системного блока;
- самостоятельно устранять неисправность в работе компьютера
- работать при плохом самочувствии;
4). Работа с программой Microsoft Excel.
Повторение основных моментов работы с электронными таблицами:
- назначение программы;
- ввод текста в ячейку;
- ввод "длинного" текста в ячейку;
- ввод формулы в ячейку;
- обрамление ячеек;
- формат ячеек (числовой, денежный, процентный);
- использование функций (автосумма, среднее значение);
- вставка диаграммы (гистограмма, круговая, функция);
- вставка гистограммы (по двум таблицам);
- изменение обозначений в диаграмме;
- ориентация листа - книжная.
Выполнение практической работы.
- Инструктаж по выполнению работы:
Учителя экономики и информатики:
Проблема: предлагается проанализировать статистику потребления в городе и сделать вывод о перспективности развития бизнеса.
Вам предлагаются задания в электронном виде, которые вам необходимо сделать по работе со статистическими данными и распечатанный план - конспект урока (Приложение №1). Вы должны, внимательно изучив исходные данные, выбрать 5 (пять) вариантов (остальные "затемнить") и для них заполнить предложенные таблицы, построить диаграммы и сделать выводы в письменном виде. Для анализа используйте параметры из таблиц "Уровень жизни населения" и "Группы по доходам" (Приложения 4,5). Подготовить работу для печати.
У кого есть вопросы по выполнению заданий? (учителя отвечают на поставленные вопросы).
При работе вы можете использовать инструкцию ваших действий (Приложение №2) (показываем учащимся распечатанный вариант инструкции) - она стоит 0,5 балла. Воспользоваться консультацией учителя: одна - бесплатно, а вторая - и последующие по - 0,5 балла.
- Практическая работа на ПК. Зарядка для глаз по схеме (через 10 минут работы на компьютере). Приложение №6.
- Анализ полученных данных. (Например: Анализ данных показывает, что около половины или более половины доходов тратятся на продукты: Город можно охарактеризовать, как город с низким и средним уровнем жизни. Более выгоден продуктовый бизнес).
Заслушиваем выводы разных групп учащихся и данные социологического опроса по г. Северодвинску; - распечатка результатов. Представление отчетности в электронном и распечатанном виде. Приложение № 7, приложение № 8 (выборочные работы).
Подведение итогов. Обобщение результатов учащимися.
Например. По представленной отчетности мы увидели, что в городе N можно заниматься различными видами бизнеса, в зависимости от выбранных исходных данных. В городе Северодвинске выгодно заниматься продуктовым бизнесом и предоставлением услуг.
Ученикам выставляются оценки по представленным результатам.Спасибо всем за работу. До свидания.