Тема урока: «Симметрия».
Тип урока: урок с применение ИКТ.
Вид: комбинированный.
Оборудование:
- «Информатика в играх и задачах»,2 класс, учебник-тетрадь, Горячев А.В.
- Компьютерное приложение к тетрадям «Информатика в играх и задачах»,2 класс, учебник-тетрадь, Горячев А.В., автор Куликова Т.Н.
- Конверт с рисунками для учащихся
- Мультимедийные проектор
- экран
Цели урока:
- Обучающая: создать условия для формирования первичного представления о симметрии и её использования.
- Развивающая: развивать логическое и алгоритмическое мышления для рисования симметрических изображений, фигур, букв.
- Мотивационная: побудить интерес к изучению предмета.
Задачи урока:
- Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
- Учебная – познакомиться с понятием симметрия, ось симметрии, симметричные фигуры, научить находить ось симметрии некоторых фигур.
- Развивающая – развитие конструкторского, пространственного и алгоритмического мышления, внимания, воображения.
Предварительная подготовка:
- Подготовить на урок вырезанные из тонкой цветной бумаги различные фигуры, имеющие или не имеющие оси симметрии: всевозможные геометрические фигуры и любые другие (например, ромашка, лист, лезвие, божья коровка, домик, ёлка, бабочка и др.).
- Подготовить презентацию с заданиями по теме.
План урока:
Содержание этапов урока | Виды и формы работы |
1. Организационный момент | Приветствие |
2. Мотивационное начало урока | Постановка цели урока |
3. Объяснение темы урока | Использование опорного конспекта и презентации |
4. Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление изученного | Работа в печатных тетрадях, выполнение заданий |
5. Практическая работа на ПК | Работа с программой, задание: «Дорисуй платок» |
6. Подведение итогов, домашнее задание | Нарисовать домик, симметричный относительно вертикальной оси, на отдельном тетрадном листочке в клеточку. |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивационное начало урока
Учитель: Здравствуйте! Тема нашего сегодняшнего урока: «Симметрия».
Цель нашего урока – выяснить, что
такое симметрия, где в жизни мы с ней встречаемся?
Для достижения цели нашего урока мы
воспользуемся рисунками, которые лежат на ваших
столах в конвертиках, такие же рисунки мы
рассмотрим на экране (Приложение
1)
– Посмотрите на геометрические фигуры, назовите
их.
– Возьмите первую фигуру и согните её пополам.
Точно так же согните все фигуры.
– А теперь разверните рисунки, у вас
получились две одинаковые фигуры, которые
разделяет линия сгиба.
– Линия сгиба, называется осью симметрии.
Игра «Зеркало»
Учитель предлагает ученикам встать и стать его
зеркалом, т.е. повторять все его движения в
зеркальном отражении. Учитель поднимает руку –
ученики тоже, отставляет ногу в сторону –
ученики тоже. Однако нужно напомнить ученикам,
что они – зеркало, т.е. они должны отражать все
движения учителя. Возможно, дети поднимут вместе
с правой рукой учителя свою правую руку (как на
физкультуре), но, отражаясь в зеркале, правая рука
становится левой. А если приблизиться к зеркалу
вплотную, то можно слиться со своим отражением.
Для демонстрации этого можно поставить перед
собой какого-либо ученика, а затем медленно
поднимать вверх свою правую руку, держа его
левую. После этого провести еще ряд упражнений.
Теперь мы знаем, что в зеркале все становится
наоборот: правая рука станет левой, левая нога –
правой.
III. Объяснение нового материала
Учитель: Посмотрите теперь все на
экран.
– Это предметы окружающей нас среды,
назовите, что вы видите? (Слайд 2)
(Дети называют предметы)
– А теперь внимательно посмотрите на бабочку,
крылья у бабочки одинаковые,
т.е. симметричные. назовите ещё симметричные
предметы. (Слайды 2, 3)
– Из конверта возьмите рисунок 1 (Слайд 4)
и раскрасьте симметричные предметы.
Учитель: Теперь давайте выполним
задание 44 из тетради (Слайд 5) Представим
себе, что на линию АБ поставили зеркало. Что мы
увидим в этом зеркале? (Отражение этих предметов.)
А как изменятся в этом зеркале предметы? (Будет
все наоборот: то, что было правым – станет левым и
наоборот.) Говорят, что эти отражения симметричны
самим предметам.
После этого дети находят пары симметричных
фигур: кораблики и варежки. А домики и уточки не
будут симметричны.
Это можно проверить, если сложить лист по линии
АБ. В этом случае предметы должны совпасть. Такие
предметы называются симметричными относительно
оси АБ.
IV. Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление изученного
Учитель: А теперь мы будем учиться
строить фигуры, которые симметричны данным
относительно заданной оси. (Cлайд 6)
а) Далее, учитель объясняет детям, как получить
точку, симметричную данной относительно
заданной оси: нужно отступить от оси направо на
столько же клеточек, на сколько отстоит исходная
точка.
Аналогично нужно получить концы отрезка, или
вершины треугольника, или точки, ограничивающие
и определяющие флажок. Затем полученные точки
нужно соединить по линейке и образовать искомые
фигуры. И, чтобы убедиться в их симметричности
относительно данным фигурам, – сложить лист по
прямой АБ.
Учитель: Эта прямая называется вертикальной осью симметрии, а теперь попробуем нарисовать фигуры, симметричные относительно горизонтальной оси.
– Показывая разные фигуры и предметы (квадрат, треугольник, домик, солнышко и т.д.) учитель спрашивает ребят наличие или отсутствие осей симметрии.
К доске вызываются три ученика, с каждого ряда по одному ученику, и работают у доски с рисунками (дерево, груша и стрекоза), т.е. проводят оси симметрии у предметов, остальные ребята на местах выполняют задание (рисунок 3) из конверта.
Задание 47 выполняется в тетради самостоятельно (Cлайд 7)
Физкультминутка
На раз — всем дружненько присесть.
На два — подняться — руки вверх.
На три — носки свои достать.
И за парты сесть опять.
– Ну вот мы уже хорошо научились рисовать, поэтому возьмите из конверта заготовки рисунка «львёнка», дорисуйте по клеткам и раскрасьте его так, чтобы он был симметричным не только по форме, но и по цвету.
Загадки, задачи-шутки
1) Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну – обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя увидел неряху лохматого. (Зеркало.)
К. Чуковский
2) Два конца, два кольца, а посередине – гвоздик. (Ножницы.)
А есть ось симметрии? (Да. В случае непонимания – показать ножницы, но симметричные, или изобразить на доске.)
3) Между двух светил я в середине один. (Нос.)
А есть ли ось симметрии? (Да.)
4) Какие буквы имеют оси симметрии? (Слайд 11)
(А, В, Д, Е, Ж, 3, К, Л, М, Н, О, П, С, Т, Ф, X, Ш, Э, при этом имеется в виду их симметричное написание. Выписать их на доске.)
Какие из них имеют несколько осей симметрии? (Ж – 2 оси, Н –2 оси, О – много, X– 2 оси.)
V. Практическая работа на ПК
Программа дорисуй платок относительно оси.
Цель:
- Тренировка мышления по аналогии
- Развитие умения отображать предметы относительно осей
VI. Домашнее задание.
а) Нарисовать домик, симметричный
относительно вертикальной оси, на отдельном
тетрадном листочке в клеточку.
б) Принести два тетрадных листочка.
VII. Итог урока