Внеклассное мероприятие по математике. Игра "Слабое звено"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: обобщить имеющиеся знания студентов по одному из разделов математики «Тригонометрии», выявить самого эрудированного студента с логическим складом ума и быстрой скоростью мышления, вызвать интерес к математике, обогатить студентов новыми знаниями.

Оборудование: оформленная доска, карточки с именами участников, портреты ученых, поэтов-математиков, магнитофон.

ХОД ИГРЫ

Звучит песня «Арифметика».

Ведущий. Дорогие участники, гости, зрители-болельщики! Сегодня у нас особенный день, мы проводим игру «Слабое звено». Знания, эрудиция, логический склад ума участников игры позволят выделить того студента, который много читает, знает, работает над собой.
Сегодня 8 участников будут биться за то, чтобы выявить самого эрудированного курсанта с логическим складом ума и быстрой скоростью мышления. Раунд за раундом мы будем терять игроков. Семь участников уйдут ни с чем. И только один участник из восьми станет победителем этой игры. В игру «Слабое звено» вступают 8 игроков.

Представлю вам игроков этой команды:

Студент группы М-11 – Гречухин Дима
Студент группы А-11 – Етмуханова Рита
Студент группы МК-12 – Некрасов Александр
Студент группы ПК-13 – Марденов Адилхан
Студент группы П-12 – Трусов Николай
Студент группы П-11 – Ряшева Акмарал
Студент группы Э-11 – Радионоа Михаил
Студент группы АК-12 – Кириченко Дмитрий

Каждый курсант говорит о себе:

Кириченко Дмитрий:

Я Дмитрий, веселый малый,
Читать, конечно, я люблю
Из книг много нового я узнаю.
Надеюсь сегодня в игре победить,
ведь слабым звеном»
Мне не хочется быть.

Некрасов Александр:

Я упорен и отважен,
С пути-дороги не сверну.
Поэтому, легко однажды
Свое призвание найду.

Етмуханова Рита:

Умею я заботиться о стиле,
Манер изысканных полна,
Умею улыбаться мило,
Но твердости не лишена.
Могу я быть, конечно, и капризной –
Натура сложная весьма.
Отважна, не боюсь я риска
Хочу лишь одного – победы я!

Гречухин Дима:

От злого взгляда увядаю,
Легко раним и нежен я,
От слова грубого страдаю,
Как воздух, учеба мне нужна.
В учебе очень я стараюсь,
В профессию электрика влюблен.
Любое начатое дело
Стараюсь доводить я до конца.

Радионов Михаил:

Я Михаил – оригинальный малый!
Все понимаю, что ни говори!
И в жизни удовольствуюсь я малым,
Я скромен, как и сдержан, посмотри!

Марденов Адилхан:

Меня зовут Адилхан
В тригонометрии я не «баран»,
А впрочем, что тут говорить,
Попытаюсь я вас удивить.

Трусов Николай:

Я привлекателен с рожденья
И у меня один девиз:
Непримиримость к пораженьям,
Ведь цель моя – добраться до вершин!

Ряшева Акмарал:

Я настойчива, румяна,
Честна и всегда упряма.
Я всегда в огонь и в воду
За порядок и свободу.
Пусть болеют за меня,
Все студенты и друзья!

Сообщение правил игры.

Ведущий. Игра состоит из 7 раундов. В каждом раунде мы будем терять по одному участнику, которого команда признает «слабым звеном». Будьте внимательны: вопросы не повторяются.
Сейчас Вам предстоит играть друг против друга. Вы по очереди будете отвечать на вопросы, которые я буду задавать. Если вы затрудняетесь дать ответ на поставленный вопрос, произносите «пас». Начнем с игрока, который стоит по правую сторону от меня.

I раунд «Материал вступительных экзаменов»

Ведущий. Отвечай быстро, используя логику мышления.

1. Как называются числа, имеющие более двух делителей? Ответ: составные.
2. Как называется равенство двух отношений? Ответ: пропорцией.
3. Чему равна степень числа с основанием 2 и показателем 3? Ответ: 8.
4. Назвать действие, при помощи которого находится дробь от числа. Ответ: умножение.
5. Дать название дроби, у которой числитель больше или равен знаменателю. Ответ: неправильная.
6. Какую часть числа составляют 25%? Ответ:
7. Назвать число, обратное числу 0,5. Ответ: 2.
8. Найти число, одна треть которого составляет 12. Ответ: 36.
9. Удвоенный радиус – это... Ответ: диаметр.
10. Назови известные тебе единицы измерения угла. Ответ: радиан, градус, минута, секунда.
11. Как называются две прямые, образующие при пересечении прямые углы? Ответ: перпендикулярные.
12. Про кого говорят, она бегает по углам и делит угол пополам. Ответ: биссектриса
13. Как называется фигура, у которой все углы равны между собой и все стороны имеют одинаковую длину? Ответ: квадрат
14. Как называются две прямые, которые никогда не пересекаются? Ответ: параллельные
15. Площадь, какой фигуры вычисляется по формуле ? Ответ: площадь круга
16. Какое название носит теорема, которая формулируется так: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катета. Ответ: теорема Пифагора.

Ведущий: Это был удивительный раунд. Кто плохо понял правило игры? Кто был худшим из вас? Кто остался на старте, когда остальные ушли вперед? Чья игра закончилась, не успев начаться? Один из Вас должен уйти. Пришло время определить самое слабое звено. Голосуем (взяли в руки карточки, но не переворачиваем их).

Участники игры показывают карточки с именем того, кто должен уйти, называют имя вслух.

Ведущий: Почему? А как вы отвечали? Почему по вашему мнению … слабое звено?

Ведущий:

Вы ... были самым слабым звеном. Прощайте.
Ведущий задает вопросы уходящему:
Вы согласны с мнением команды?
Как вы думаете, почему команда признала вас слабым звеном?

Уходящий говорит, почему проиграл.

II раунд «Знание тригонометрических формул»

Ведущий: Осталось 7 игроков. И, следовательно, этот раунд будет короче предыдущего. Начинается игра с игрока, который стоит по правую сторону от меня. Ты ... начинаешь II раунд игры «Слабое звено» – Алгебра.

1. Назовите основное тригонометрическое тождество. Ответ: .
2. Дать определение тангенса через отношение тригонометрических функций? Ответ:.
3. Формула синуса суммы двух аргументов? Ответ:.
4. Назовите формулу синуса двойного угла. Ответ: .
5. Использую формулы приведения, вычислить Ответ: .
6. Назовите формулу косинуса двойного угла. Ответ:
7. Чему равен , если ? Ответ: 4.

Ведущий. Стоп игра! Чья голова не в состоянии вместить азы даже школьной программы? Кто заблудился в 3-х соснах? Кто дал все возможные ответы, кроме правильного? Один из вас должен уйти. Пришло время определить самое слабое звено (игроки готовят карточки).
Голосуем (взяли в руки карточки, но не переворачиваем их).

Участники игры показывают карточки с именем того, кто должен уйти, называют имя вслух.

Ведущий. Кто же является слабым звеном? (участники игры переворачивают карточки)

Ведущий. Ты ... был(а) самым слабым звеном. Прощайте.

Ведущий задает вопросы уходящему:
Вы согласны с мнением команды?
Как вы думаете, почему команда признала вас слабым звеном?

III раунд «Свойства функций» (четность, периодичность)

Ведущий. Осталось 6 игроков. Этот раунд будет короче предыдущего. Начинаем игру с ... Ты ... начинаешь III раунд игры «Слабое звено».

1. Какая из тригонометрических функций относится к четным функциям? Ответ:
2. Какой симметрией обладает график нечетной функции? Ответ: относительно начала координат.
3. Какой период имеет функция ? Ответ: 180
4. График четной функции симметричен относительно чего? Ответ: оси Оу.
5. График функции относится к четным или нечетным функциям? Ответ: нечетным.
6. Чему равен период функции ? Ответ: 360

Ведущий. Закончился еще один раунд. Кто же сел на мель и еле держится на плаву? Один из вас сейчас должен уйти. Пришло время определить самое слабое звено (игроки готовят карточки). Голосуем (взяли в руки карточки, но не переворачиваем их).

Участники игры показывают карточки с именем того, кто должен уйти, называют имя вслух.

Ведущий. Сейчас мы узнаем, кто же самое слабое звено. Пришло время голосовать. Почему?

Ты ... был(а) самым слабым звеном, прощайте!
Ведущий задает вопросы уходящему:
Вы согласны с мнением команды?
Как вы думаете, почему команда признала вас слабым звеном?

IV раунд. «Преобразование графиков»

Ведущий. Осталось 5 игроков. Этот раунд будет короче предыдущего. Начинаем игру с ... Ты... начинаешь IV раунд игры «Слабое звено»

1. Какое преобразование нужно выполнить при построении графика функции ? Ответ: синус растянуть в 2 раза вдоль оси Оу.
2. Какое преобразование нужно выполнить при построении графика функции ? Ответ: косинус сжать в 2 раза вдоль оси Ох.
3. Какое преобразование нужно выполнить при построении графика функции ? Ответ: сжать синус по оси Оу в 2 раза.
4. Какое преобразование нужно выполнить при построении графика функции ? Ответ: зеркально отобразить относительно оси Ох.
5. Какое преобразование нужно выполнить при построении графика функции ? Ответ: косинус растянуть в два раза относительно оси Ох.

Ведущий. Кто не дал ни одного вразумительного ответа? Кто запутался в собственных ответах? Чей словарный запас состоит из слова «пас». Один из вас должен уйти. Пришло время определить самое слабое звено (игроки готовят карточки). Голосуем (взяли в руки карточки, но не переворачиваем их).

Участники игры показывают карточки с именем того, кто должен уйти, называют имя вслух.

Ведущий. Пришло время голосовать. Почему он (она)? ... ты был(а) самым слабым звеном. Прощайте.

V раунд. «Область определения и область значения тригонометрических функций»

Вопрос к болельщикам:

– Что такое область определения функции?
– Что такое область значения функции?

Ведущий. Осталось 4 игрока. Этот раунд будет еще короче. Начинаем игру с сильного звена предыдущего раунда. Ты начинаешь V раунд игры «Слабое звено».

1. Назовите область определения функции . Ответ: множество всех действит. чисел
2. Назовите область значения функции   Ответ: множество всех действит. чисел
3. Назовите область значения функции Ответ:
4. Назовите область определения функции . Ответ:

Ведущий. Кого сейчас следует удалить как больной зуб? Кому вы пожелаете попутного ветра? Один из вас должен уйти. Пришло время определить самое слабое звено (готовят карточки) Голосуем (взяли в руки карточки, но не переворачиваем их).

Участники игры показывают карточки с именем того, кто должен уйти, называют имя вслух.

Ведущий. Голосуем. Почему он(она)? Ты ... был (а) самым слабым звеном. Почему так получилось? Прощайте, вы самое слабое звено.

VI раунд. Логико-математический раунд

Ведущий. Осталось 3 игрока. Этот раунд будет еще короче. Начинаем игру с ... Это…Время пошло.

1. Два в квадрате четыре, три в квадрате девять, угол в квадрате? Ответ: 90o
2. Сколько месяцев в году содержит 30 дней? Ответ: 11.
3. Какая мера длины определяется двумя нотами? Ответ: миля.
4. Число, которое не является ни отрицательным, ни положительным? Ответ: 0.
5. Чем в математике выражают результат счета или измерения? Ответ: числом
6. Угол в 1o рассматривают в лупу, дающую четырехкратное увеличение. Какой величины окажется угол? Ответ: 1o

Ведущий. Закончился еще один раунд. Кто не думает об игре. Кто мысленно уже дома? Пришло время определить самое слабое звено (готовят карточки)

Комментарии из зала: Самое сильное звено в этом раунде... Кто же является слабым звеном?

Ведущий. Пришло время голосовать. Почему он(она). Ты .... самое слабое звено.

VII раунд. Лицом к лицу, друг против друга

Ведущий. Вас осталось только двое. Этот раунд будет еще короче. А борьба будет жестче. Посмотрим, сколько правильных ответов даст каждый из вас в этом раунде.
Сейчас вам придется играть друг против друга. Лицом к лицу. Вы по очереди должны вспомнить пословицы и поговорки, в которых используются цифры. Выиграет тот, кто вспомнит больше пословиц и поговорок.
Итак, на кон поставлен «титул» самое сильное звено.
Начнем его с ...

– Семеро одного не ждут
– Не имей сто рублей, а имей сто друзей
– Один да дорог, не надобно сорок
– Семь раз отмерь, один раз отрежь
и т.д.

Ведущий. Михайлов Роман сегодня в игре самое сильное звено, ты уходишь домой с призом.

Заключение. Подведение итога игры, вручение приза.

Ведущий. Сегодня …. показал хорошие знания из области «Тригонометрии», он умеет правильно и быстро мыслить. Вручаем ему главный приз и почетную грамоту участника игры «Слабое звено». Я благодарю всех студентов, принявших участие в игре «Слабое звено». И вручаю всем грамоты и поощрительные подарки.
Это была только игра.

Звучит песня «Ровесники, ровесницы».