Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Натуральные числа" (5-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

  • Образовательные - обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала по теме "Натуральные числа". Создать условия контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений.
  • Развивающие - способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развития математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
  • Воспитательные - воспитывать интерес к математике, активность, мобильность, умение общаться, общую культуру.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Натуральные числа".

Методы обучения:

  • Репродуктивный;
  • Частично-поисковый (эвристический);

Формы организации урока:

  • индивидуальная,
  • фронтальная,
  • групповая.

Оборудование:

  • листы учета знаний, дидактический материал - у каждого ученика
  • рисунки: корабля, аборигена, рыбок, медуз
  • плакат с кроссвордом
  • рисунки на доске
  • Презентация

План урока:

I. Организационный момент 2 мин.

II. Мотивация.

III. Обобщение и систематизация знаний по теме "Натуральные числа".

  1. Графический диктант. 4 мин.
  2. Закрепление теоретического материала при выполнении задания: Формулы. 4 мин.
  3. Математический тест. 5 мин.
  4. Логические задания. 5 мин.
  5. Решение задач. 10 мин.
  6. Самостоятельная работа. 8 мин.

IV. Подведение итогов 2 мин.

V. Домашнее задание 1 мин.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Учитель настраивает детей на урок, желает победы и высоких результатов.

У каждого ученика на парте есть лист учета знаний, в который они будут заносить свои достижения на каждом этапе урока. (Приложение 1).

II. Мотивация.

Сегодняшний урок мы проведем не как обычно, сегодня мы будем играть.

Я предлагаю вам отправиться в морское путешествие по бескрайнему океану "Натуральных чисел". Предупреждаю: мы отправляемся в интересное путешествие, оно таит в себе множество опасностей, которые потребуют от вас мужества, хладнокровия, сообразительности и конечно знаний математики.

Цель нашего урока - обобщить и систематизировать знания по теме "Натуральные числа", выяснить насколько хорошо вы усвоили эту тему.

III. Обобщение и систематизация знаний по теме "Натуральные числа".

Прежде чем отправляться в плавание составим план нашего путешествия с помощью графического диктанта. В тетрадях ученики фиксируют ответы только знаками "^"-да, " - " -нет.

1. Диктант.

  1. Число 0 - натуральное.
  2. Площадь измеряется в квадратных единицах.
  3. Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.
  4. Произведение трех одинаковых множителей можно записать в виде куба числа.
  5. Грань прямоугольного параллелепипеда - отрезок.
  6. Куб - один из видов прямоугольного параллелепипеда.
  7. В одном дециметре 10 мм.

 Взаимопроверка в парах: -^ ^ ^-^ -. Подсчитали количество правильных ответов, занесли в лист учета.

По итогам этого диктанта, те, кто заработал от 4 до 7 баллов - поздравляю - Вы зачислены в экипаж корабля. Те, кто заработал меньше, не отчаивайтесь, сегодня вы плывете в качестве курсантов.

В добрый путь!

2. Формулы.

Обратите внимание на карту нашего плавания. Мы приближаемся к острову формул (приложение 2). Но буквы покинули свои домики, чтобы искупаться в море и преградили нам дорогу. Давайте вернем их на место. Ученик вышедший к доске ставит 1 б. в лист учета.

3. Тест.

Путь свободен - вперед, к острову "Успешный тест" приложение 3.

Ну, а для того, чтобы он действительно стал успешным, необходимо иметь хорошее зрение. Сделаем зарядку для глаз.

Каждый ученик берет листок с тестом, выполняет его и делает самопроверку (решение вывешивается на доске) другой пастой. Результат заносит в лист учета.

 Итог: вывод о хорошем зрении.

Успешно обогнув остров "Тест", мы отправляемся в пролив смекалок.

4. Логические задания.

Проверим, как вы сообразительны и сможем ли мы преодолеть этот пролив.

На 4 медузах написаны следующие задачи на сообразительность:

1) В корзине лежат 5 яблок. Разделите их между пятью лицами так, чтобы каждый получил по яблоку, и одно яблоко осталось в корзине.

2) У родителей 5 сыновей. У каждого есть сестра. Сколько всего детей у родителей.

3) Сколько граней у неочищенного шестигранного карандаша?

4) Если дождь идет в 12 часов ночи, то может ли быть через 72 часа солнечная погода?

Вы просто суперсообразительны и поэтому сможете попасть на остров "Удачи". Там нас ждет в гости замечательный абориген. Он не верит, что на корабле собрались умнейшие пятиклассники, и решил устроить нам проверку с помощью волшебного кроссворда.

Кроссворд:

  1. Луч, на котором нанесена бесконечная шкала, называют ( координатным)
  2. Если отрезок бесконечно продолжить в обе стороны, то получим фигуру, которая называется? (прямая)
  3. Поверхность доски, стекла и т.д. дает представление о фигуре, которая называется? (плоскость)
  4. Если соединить 2 точки по линейке, то получим? (отрезок)
  5. Единица измерения длины? (дециметр )
  6. Такие фигуры, как треугольник, четырехугольник и т.д., называют? (многоугольник)
  7. Четырехугольник? (квадрат).

Итог: Абориген очень доволен вашими знаниями математики и выпускает нас в "Океан творчества".

5. Решение задач.

Класс разбивается на 5 групп (объединяются 2 парты). Делегат от каждой группы выходит к доске и выбирает понравившуюся ему рыбку, на обратной стороне которой написано уравнение.

Задание: придумать задачу по уравнению, решить и нарисовать ее.

Предлагаются следующие уравнения.

  1. 3а + 2а = 75.
  2. m + 5m = 90
  3. 4х + 20 = 80
  4. 5у - у = 60
  5. 8в - 60 = 20
  6. 4к - 2к = 26.

Ваши работы мы попросим оценить наших гостей.

6. Самостоятельная работа.

А мы отправляемся дальше, наш путь домой лежит через "Бермудский треугольник".

Вы, наверное, слышали, что это очень опасное место, в котором пропадают корабли.

Сейчас каждому из вас придется приложить немало усилий для того, чтобы благополучно вернуться домой.

Перед вами лежат самостоятельные работы, выполнив которые, вы отдаете на проверку своему соседу. Результат заносим в лист учета.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа 2 вариант: Самостоятельная работа 1 вариант:
1) Найти значение выражения: 1) Найти значение выражения:
а) 798 x 349 - 798 x 249 = а) 684 x 397 - 584 x 397 =
б) 5 + 3 = б) 2 + 3 =
2) Решить уравнение: 2) Решить уравнение:
а) 8у - 14 = 870;
б) 5 х - х = 68;
а) 7у - 39 = 717;
б) х + 3х = 76;

Итог: благополучно преодолели опасное место. Возвращаемся домой.

IV. Подведение итогов.

Подведем итог нашего путешествия. Каждый ученик подсчитал общее количество баллов. Подняли руку, те, кто получил 14 - 21 баллов - Вы достойны отправиться в следующее путешествие в качестве членов экипажа, так как хорошо усвоили тему "Натуральные числа". Остальные пройдут дополнительную подготовку и отправятся с нами пока в качестве курсантов.

Свою оценку творческих работ дают гости.

Учитель благодарит детей за продуктивную и интересную работу.

V. Домашнее задание.

  • Нарисовать страну "Натуральных чисел".
  • Принести циркуль.