Интегрированный урок математики и окружающего мира для 4-го класса "Приемы письменного умножения многозначных чисел на однозначное. Величины"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • познакомить учащихся с приемом письменного умножения многозначного числа на однозначное, включая умножение именованных чисел;
  • закреплять умение рассуждать, делать выводы;
  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • познакомить учащихся с семью чудесами света.

Оборудование:

  • карточка с заданиями;
  • иллюстрации семи чудес света.

Ход урока

Организационный момент.

- На уроке "Мир вокруг нас" мы говорили о том, что в мире возникла необходимость объявить самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры всемирным наследием, чтобы сохранить и не лишиться бесценных сокровищ.

Устный счет:

1) - Об одном из них вы мне можете рассказать сами. Но для этого решите "цепочку" примеров.

450 : 5 х 20 : 18 х 80 : 40 х 20 = : (4000)

- Длина какого всемирно известного сооружения имеет длину более 4000км?

(Китайская стена. Рисунок 1)

2) - Вставить пропущенные величины:

4000км = :м             600дм2 = :м2

15км 625м = :.м    17а = :м2

3ч 7 мин = :мин    2сут 5 ч =:ч

2485кг = :ц:кг    2500кг = :т:кг (2т 500кг)

- Вы знаете, такой вес 2т 500кг имеет камень-глыба. Из таких камней было построено одно из "Семи чудес света" - единственное, которое сохранилось до наших дней. Это Пирамиды Египта. (Рисунок 2)

- "Семь чудес света" - под таким именем в историю вошли семь выдающихся построек и статуй древности. Хотя до наших дней сохранились лишь Египетские пирамиды.

Математический диктант.

(Подготовленный ученик рассказывает о Египетских пирамидах)

Египетские пирамиды - самые древние. Построены они были около 5 тысяч лет назад. Самая крупная из них - пирамида Фараона Хеопса. Над её строительством трудилось 100 тысяч человек в течение 20 лет. Огромные камни, которые привозили на лодках, складывались без цемента и песка и держались только за счёт своей тяжести.

  1. Высота Китайской стены 7 м. Она в 21 раз меньше, чем высота пирамиды Хеопса. Какова высота пирамиды? (147м)
  2. Записать число 1ед.тыс. 6сот.3 д. 7 ед. (1637). Какой природный объект из Всемирного наследия имеет такую глубину? (Озеро Байкал)
  3. Запишите следующие три числа. (1638, 1639, 1640)
  4. Уменьшить последнее в 10 раз. (164)
  5. Увеличьте это число на 36. (200)
  6. 1 множитель 200, 2 множитель 9. Найти произведение. (1800)
  7. 1800см переведите в метры. (18м)
  8. 18 метров - такова высота колонн храме : богини Артемиды (Рисунок 3)

(Подготовленный ученик рассказывает о храме богини Артемиды)

Храм богини Артемиды - восхищал своей красотой, колоннами по 18 метров в высоту и отделкой мрамором. Но через 2 века его поджег один безумец и лишь только для того, чтобы прославиться. Суд его приговорил к смерти, но имя этого Герострата до сих пор помнят:

Работа по теме урока:

1) - Строительство всех "чудес света велось очень долго". Например, пирамиду Хеопса строили 20 лет. А храм богини Артемиды в 6 раз больше. Сколько это?

20 лет х 6 = 120 лет

- Попробуем узнать еще - сколько весили камни-глыбы, из которых строили пирамиды.

(Учитель объясняет умножение величина однозначное число)

2т 567кг х 5= 12т 835кг

2567

5

12835 (кг)

2) Решение примеров 1 (из заданий на карточке) с объяснением на доске.

Решение задачи.

- В Греции 28 веков назад стали устраивать Олимпийские игры. Они проходили один раз в 4 года. Возобновились они только в 1896 году.

(Подготовленный ученик рассказывает о Статуе Зевса. Рисунок 4)

Город Олимпия в Греции был знаменит своими играми. Олимпийский храм украшала огромная статуя Зевса (14 метров). Её вырезали из дерева и выложили слоновой костью, а плащ и венок - из золота. Потом эту статую перевезли в город Константинополь. Там она погибла от пожара.

- А теперь решим задачу №2 ( из заданий на карточке).

 Составление и решение уравнения.

- Составим уравнение и найдем высоту еще одного из "Семи чудес света" - : гигантской статуи бога Гелиоса - "Колосс Родосский". Она была сделана из бронзы и железного каркаса. Но простояла 60 лет и рухнула при землетрясении и более 12 веков лежала на берегу моря. (Рисунок 5)

- Высота статуи на 8 метров выше, чем высота двух статуй Зевса.

Х - 8=14 х 2

:..

Х = 36 (м)

Устно решить пример (записан на доске, выходят несколько учеников и решают блоками):

- Еще выше были Висячие сады Семирамиды.

(Подготовленный ученик рассказывает о садах. Рисунок 6)

Город Вавилон украшали "Висячие сады Семирамиды". В городе было очень мало зелени, цветов. По воле царя возвели огромное сооружение в виде ступеней. Каждый его этаж был засыпан землёй, в которую были высажены деревья и цветы. Сады поливали из реки Ефрат. Но через шесть веков разливы этой реки и разрушили великолепное здание.

- Найдем их высоту:

(190 + 40) х 2 + (366 - 6) : 9 - (100 : 25 х 60) х 2 + (450 х2) : 10 + 1 = : (111м)

Геометрическое задание.

- Что такое куб?

(Подготовленный ученик рассказывает о Гробнице Мавсола в Галикарнасе. Рисунок 7)

Гробница царя Мавсола в Галикарнасе была в виде огромного куба высотой в 60 метров. Она простояла 2 тысячи лет. Но уже в нашем 15 веке воины крестоносцы её разобрали на строительство крепости. Но статуи, которые украшали гробницу, до сих пор хранятся в Лондоне.

- Решим задачу №3 (из заданий на карточке) и найдем площадь этого грандиозного сооружения.

Итог урока, обобщение и повторение:

- Что узнали нового? Чему учились?

2. - Мы узнаем еще об одном последнем чуде света, если выполним задание №4 самостоятельно по вариантам, а потом прибавим эти ответы. Такова будет высота (135м) Маяка на острове Форос. (Рисунок 8) Он стоял в Александрии в Египте. Огонь, горевший на его вершине, был виден в море на 50км. Он простоял полторы тысячи лет и был разрушен временем. Его остатки есть и поныне.

Домашнее задание: дать два задания из учебника по теме урока на усмотрение учителя.

Приложение.