Цель:
Оборудование:
- карточка с заданиями;
- иллюстрации семи чудес света.
Ход урока
Организационный момент.
- На уроке "Мир вокруг нас" мы говорили о том, что в мире возникла необходимость объявить самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры всемирным наследием, чтобы сохранить и не лишиться бесценных сокровищ.
Устный счет:
1) - Об одном из них вы мне можете рассказать сами. Но для этого решите "цепочку" примеров.
450 : 5 х 20 : 18 х 80 : 40 х 20 = : (4000)
- Длина какого всемирно известного сооружения имеет длину более 4000км?
(Китайская стена. Рисунок 1)
2) - Вставить пропущенные величины:
4000км = :м 600дм2 = :м2
15км 625м = :.м 17а = :м2
3ч 7 мин = :мин 2сут 5 ч =:ч
2485кг = :ц:кг 2500кг = :т:кг (2т 500кг)
- Вы знаете, такой вес 2т 500кг имеет камень-глыба. Из таких камней было построено одно из "Семи чудес света" - единственное, которое сохранилось до наших дней. Это Пирамиды Египта. (Рисунок 2)
- "Семь чудес света" - под таким именем в историю вошли семь выдающихся построек и статуй древности. Хотя до наших дней сохранились лишь Египетские пирамиды.
Математический диктант.
(Подготовленный ученик рассказывает о Египетских пирамидах)
Египетские пирамиды - самые древние. Построены они были около 5 тысяч лет назад. Самая крупная из них - пирамида Фараона Хеопса. Над её строительством трудилось 100 тысяч человек в течение 20 лет. Огромные камни, которые привозили на лодках, складывались без цемента и песка и держались только за счёт своей тяжести.
- Высота Китайской стены 7 м. Она в 21 раз меньше, чем высота пирамиды Хеопса. Какова высота пирамиды? (147м)
- Записать число 1ед.тыс. 6сот.3 д. 7 ед. (1637). Какой природный объект из Всемирного наследия имеет такую глубину? (Озеро Байкал)
- Запишите следующие три числа. (1638, 1639, 1640)
- Уменьшить последнее в 10 раз. (164)
- Увеличьте это число на 36. (200)
- 1 множитель 200, 2 множитель 9. Найти произведение. (1800)
- 1800см переведите в метры. (18м)
- 18 метров - такова высота колонн храме : богини Артемиды (Рисунок 3)
(Подготовленный ученик рассказывает о храме богини Артемиды)
Храм богини Артемиды - восхищал своей красотой, колоннами по 18 метров в высоту и отделкой мрамором. Но через 2 века его поджег один безумец и лишь только для того, чтобы прославиться. Суд его приговорил к смерти, но имя этого Герострата до сих пор помнят:
Работа по теме урока:
1) - Строительство всех "чудес света велось очень долго". Например, пирамиду Хеопса строили 20 лет. А храм богини Артемиды в 6 раз больше. Сколько это?
20 лет х 6 = 120 лет
- Попробуем узнать еще - сколько весили камни-глыбы, из которых строили пирамиды.
(Учитель объясняет умножение величина однозначное число)
2т 567кг х 5= 12т 835кг
2567
5
12835 (кг)
2) Решение примеров 1 (из заданий на карточке) с объяснением на доске.
Решение задачи.
- В Греции 28 веков назад стали устраивать Олимпийские игры. Они проходили один раз в 4 года. Возобновились они только в 1896 году.
(Подготовленный ученик рассказывает о Статуе Зевса. Рисунок 4)
Город Олимпия в Греции был знаменит своими играми. Олимпийский храм украшала огромная статуя Зевса (14 метров). Её вырезали из дерева и выложили слоновой костью, а плащ и венок - из золота. Потом эту статую перевезли в город Константинополь. Там она погибла от пожара.
- А теперь решим задачу №2 ( из заданий на карточке).
Составление и решение уравнения.
- Составим уравнение и найдем высоту еще одного из "Семи чудес света" - : гигантской статуи бога Гелиоса - "Колосс Родосский". Она была сделана из бронзы и железного каркаса. Но простояла 60 лет и рухнула при землетрясении и более 12 веков лежала на берегу моря. (Рисунок 5)
- Высота статуи на 8 метров выше, чем высота двух статуй Зевса.
Х - 8=14 х 2
:..
Х = 36 (м)
Устно решить пример (записан на доске, выходят несколько учеников и решают блоками):
- Еще выше были Висячие сады Семирамиды.
(Подготовленный ученик рассказывает о садах. Рисунок 6)
Город Вавилон украшали "Висячие сады Семирамиды". В городе было очень мало зелени, цветов. По воле царя возвели огромное сооружение в виде ступеней. Каждый его этаж был засыпан землёй, в которую были высажены деревья и цветы. Сады поливали из реки Ефрат. Но через шесть веков разливы этой реки и разрушили великолепное здание.
- Найдем их высоту:
(190 + 40) х 2 + (366 - 6) : 9 - (100 : 25 х 60) х 2 + (450 х2) : 10 + 1 = : (111м)
Геометрическое задание.
- Что такое куб?
(Подготовленный ученик рассказывает о Гробнице Мавсола в Галикарнасе. Рисунок 7)
Гробница царя Мавсола в Галикарнасе была в виде огромного куба высотой в 60 метров. Она простояла 2 тысячи лет. Но уже в нашем 15 веке воины крестоносцы её разобрали на строительство крепости. Но статуи, которые украшали гробницу, до сих пор хранятся в Лондоне.
- Решим задачу №3 (из заданий на карточке) и найдем площадь этого грандиозного сооружения.
Итог урока, обобщение и повторение:
- Что узнали нового? Чему учились?
2. - Мы узнаем еще об одном последнем чуде света, если выполним задание №4 самостоятельно по вариантам, а потом прибавим эти ответы. Такова будет высота (135м) Маяка на острове Форос. (Рисунок 8) Он стоял в Александрии в Египте. Огонь, горевший на его вершине, был виден в море на 50км. Он простоял полторы тысячи лет и был разрушен временем. Его остатки есть и поныне.
Домашнее задание: дать два задания из учебника по теме урока на усмотрение учителя.