Факультативный курс "Планета загадок"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:  знакомство с разделами курса «Планета загадок».

Задачи:

  • дать представление о факультативном курсе «Планета загадок»;
  • развивать внимание, память, мышление;
  • воспитывать любознательность,  интерес к данному предмету.

Оборудование:

  • для учителя: персональный компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор, экран;
  • для учеников: тетради-альбомы для каждого ученика.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель:Дорогие ребята! Сегодня первое занятие нашего факультатива. А его название вы узнаете, когда рассмотрите и прочтёте запись на экране (Приложение, слайд 2):

ПЛА               ГА                   ТА
ЗА                   НЕ                   ДОК

Дети: Наш факультативный курс называется «Планета загадок».

Учитель: Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель. Прочитайте цель нашего занятия, вставляя пропущенные слова (Приложение, слайд 2).

Цели:

  • Познакомиться с … курса «… ….»;
  • Завести альбом «Книга …».

Дети: Цель нашего занятия –  познакомиться с разделами факультативного курса «Планета загадок» и завести альбом «Книга загадок».

Учитель: Огромное количество неразгаданных тайн и загадок хранит наша планета. Много лет назад на Земле жили необыкновенные животные – динозавры, а  потом они неожиданно исчезли. Долгое время для людей оставались загадкой морские глубины. Только с появлением современной техники океан постепенно стал открывать людям свои тайны. Лох-Несское чудовище, снежный человек, неизвестные летающие объекты – это таинственные секреты планеты, ещё не разгаданные человеком.  Ну, а тайны для того и существуют, чтобы пытливый любознательный человек их разгадывал.
У вас нет возможности попутешествовать по странам и континентам, спуститься в глубины океана и недра земли. Вы можете разгадать некоторые загадки нашей планеты, сидя за партами.
Сейчас мы совершим первое путешествие по разделам нашего факультативного курса. Выбираем транспорт (Приложение, слайд 3), на котором отправимся в странствование. Итак, отправляемся.

Первая остановка

Учитель: Рассмотрите запись на экране и определите название  первого  раздела  курса.

Т–Й Н–   З–   Г–Р–З–НТ–М

Дети: Первый раздел называется «Тайны за горизонтом».

Учитель: Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы. Соберите их, чтобы получились слова,  используя определения:

  1. ЛЕЗЕЛЕДИМЕ
  2. ШНЕСТИНПУВЕТЕК
  3. ЕВСЕРНЫЙ И НЫЙЖЮ ЛЮСЫОП
  4. КИФИНИЯ
  5. СТОВОК
  1. Одно из основных занятий человека, в результате которого он получал продукты питания;
  2. Человек, открывающий новые земли;
  3. Точки пересечения оси вращения Земли с земной поверхностью;
  4. Древнее название Африки;
  5. Сторона горизонта, где встает Солнце.

Ответы: 1) земледелие; 2) путешественник; 3)северный и южный полюсы; 4) Финикия; 5) восток.

Учитель: Молодцы, вы справились с заданием. Продолжаем путешествие дальше.

Вторая остановка

Учитель:  Рассмотрите запись на доске и определите название второго раздела курса «Планета загадок» (Приложение, слайд 5)

Ж–Л– - Б–Л–  Д–Н–З–ВР–

Дети: Второй раздел называется «Жили-были динозавры».

Учитель:

а) Кто такие динозавры?
б) Когда они появились на Земле?
в) Чем питались динозавры?

Примерные ответы детей:  

а) «динос» – (греч.) ужасный, страшный; «завр» – ящер. Динозавры – страшные ящеры;
б) появились 225 млн.  лет назад;
в) хищники питались другими животными, а травоядные динозавры травой.

Учитель:Продолжаем путешествовать по разделам факультативного курса «Планета загадок».

Третья остановка

Учитель:  Рассмотрите запись и прочтите её, воспользовавшись примером (Приложение, слайд 6):

ТАЙМЕНЬ + НЫРОК = ТАЙНЫ
КАМБАЛА + НЕЙРОН =? 

(Нейрон – нервная клетка, образующая нервную ткань)

Дети:  Следующий раздел «Тайны камней». 

Учитель: Прочтите названия камней:

АЛ                  ТАРЬ 
КРЕ                МАЗ
ЯН                  ЧУГ
ЖЕМ             МЕНЬ

Дети: Алмаз, кремень, янтарь, жемчуг.

Учитель: Путешествие продолжается. Знакомимся со следующим разделом.

Четвёртая остановка

Учитель: Переставьте буквы так, чтобы получилось название следующего раздела (Приложение, слайд 7):

КИГАДАЗ  ТРАСЕНИЙ

Дети:Название следующего раздела «Загадки растений».

Учитель: Отгадайте шуточные загадки про растения.

  • Как называется растение, плоды которого являются лакомством для медведя?
  • Назовите овощ, из которого можно «стрелять».
  • Какие овощи «мечут» икру?
  • Золотое решето чёрных семечек полно.

Ответ: 1 – малина; 2 – лук; 3 – кабачки, баклажаны, 4 – подсолнух.

Учитель: Молодцы! Справились и с  этим заданием. Наше путешествие продолжается.

Пятая остановка

Учитель: Отгадайте название следующего раздела курса (Приложение, слайд 8).

– –А–Е–А –А–Е–О–Ы–

Дети: Следующий раздел «Планета насекомых»

Учитель: Отгадайте загадки:

1) Кто из этих живых существ не пытался жениться на Дюймовочке?
а) жук; б) крот; в) жабенок; г) шмель.
2) Из болота прилетел, позвенел и на нос сел. Надоедливый вампир на носу устроил пир (комар).
3) От простуды лечит мед, он здоровье нам лает. Мед цветочный принесла медоносная … (пчела).
4) Всегда готов к прыжку зеленый чуткий конь! Поймать его попробуй в открытую ладонь! (Кузнечик).
5) Что за чудо?! На кувшинку приземлился вертолет! Очень жаль, что пассажиров он с собою не берет! А как хочется порой поноситься над водой! (Стрекоза).

Учитель:Наш корабль отправляется к последней станции. 

Шестая остановка

Учитель: Её название вы узнаете, если поменяете местами буквы, расположенные на слайде:

ВЕСТНЕИЗНЫЙ                   АНКЕО

Дети:Название последнего раздела  «Неизвестный океан» (Приложение, слайд 9).

Учитель: А теперь разгадайте обитателей океана. Для ответа можно назвать номер под изображением животного.

  1. В бескрайнем океане страшнее зверя нет. Не дай вам бог попасться спруту на обед. Но вкусен и полезен бесценный моря дар – подарок для гурманов ужасный зверь – … (кальмар).
  2. Кто всю жизнь у нас не спит, океаны бороздит? Рыба плотоядная, торпеда кровожадная (Акула).
  3. Рыбина лежит на дне, на огромной глубине. Боком ест и боком спит, сбоку на меня глядит (Камбала).
  4. Если звездочка устала, нет в ней света, нет в ней жара, то она живет на дне в океанской глубине. Раковины открывает и моллюсков поедает (Морская звезда).

Учитель:Во время нашего путешествия мы познакомились со всеми разделами факультативного курса «Планета загадок». Запишем в свои альбомы следующую схему (Приложение, слайд 10):

Факультативный курс «Планета загадок»

Тайны  за горизонтом

Жили-были динозавры

Тайны камней

Загадки растений

Планета насекомых

Неизвестный океан

Вы справились со всеми заданиями. А сейчас проверим, кто из вас был самый внимательный. Ответьте на вопросы: верно ли, что (Приложение, слайд 11)

Динозавры умерли 200-250 лет назад;

  • Слово «динозавр» означает «гигантская голова»;
  • На нашей планете может существовать либо царство животных, либо царство растений;
  • Иван-чай, кабачки, баклажаны – это растения;
  • Птичкам маленьким сачок сплёл умелец паучок;
  • Акула старше динозавров;
  • Океан – это «кухня погоды»;
  • Янтарь – это смола ископаемых хвойных деревьев;
  • Янтарь, жемчуг, кремень – это кристаллы соли;
  • Пчёлка мчится пулей в дом родимый улей.

Ответы: 4, 5, 6, 7, 8, 10.

Учитель: Мы совершили с вами путешествие на «Планету загадок». Что новое, интересное вы сегодня для себя узнали?
– В какой момент вам было особенно интересно? А когда у вас возникли затруднения?

Литература:

  1. Козлов М.А., Дольник В.Р. Насекомые. Атлас. С-Пб, ЧеРо-на-Неве, Издательство Московского университета, М., 2000.
  2. Козлов М.А., Дольник В.Р. Ракообразные и паукообразные. Атлас. С-Пб, ЧеРо-на-Неве, Издательство Московского университета, М., 2000.
  3. Козлов М.А., Дольник В.Р. Черви и моллюски. Атлас. С-Пб, ЧеРо-на-Неве, Издательство Московского университета, М., 2000.
  4. Мышковская М. Азбука животного мира. М., АСТ, 1996.
  5. Нуждина Т.Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду. Ярославль, Академия развития, 2006.
  6. Плешаков А.А. Зелёные страницы. М., Просвещение, 1998.
  7. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель по природоведению и экологии. М., Просвещение, 2000.
  8. Яковлева И. Палеонтология в картинках. М., Детская литература, 1978.
  9. http://www.lenagold.ru – карета, автобус,  корабль, сани, верблюд, воздухоплавательный аппарат, малина, лук, баклажан, подсолнух.