Цель:
- Создание атмосферы психологической комфортности.
- Повышение профессионального мастерства.
- Воспитание интереса к речи как особому объекту познания.
- Выявление и развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности.
- Приобщение педагогов к языковому богатству русской литературы и устного народного творчества.
- Развитие коммуникативных и артистических способностей; развитие инициативности, самостоятельности, активности, умения творчески проявлять смекалку и сплоченность в командной игре.
Материал: цветок, 2 ватмана с изображением сказочных героев, два дерева и карточки для игры “Родственные слова”, карточки с пословицами, репродукция картины В.Васнецова “Богатыри”, атрибуты для “картины”, материал для изготовления сувениров-ангелочков, призы игрокам
Организация: Предложить разделиться на 2 команды, дать им названия; провести семинар в соревновательной форме между командами.
-
раздел “Слово”.
- “На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!”
Задание: Вспомнить понятия русского языка и назвать одним словом.
- Могут быть отступления от русского языка, ответить так же одним словом.
- Несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. (Предложение).
- Непостоянный морфологический признак глагола. (Лицо).
- Должностное лицо, руководящее детским садом. (Заведующая).
- Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. (Антонимы).
- Слова, употребляемые жителями той или иной местности. (Диалектные).
- Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. (Суффикс).
- Все слова языка. (Лексика).
- Постоянный морфологический признак имени существительного. (Род).
- Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. (Омонимы).
- Группа живущих вместе близких родственников. (Семья).
- Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (Фонетика).
- Часть слова без окончания. (Основа).
- “Родственные (однокоренные) слова”.
На мольберте выставить 2 картины с изображением деревьев, в корне которых на карточках написаны слова. Например, лес и снег.
Задние: Игрокам предлагается написать на карточках однокоренные слова и прикрепить на ветки.
- Лес
- Игра “Хирурги”.
Задание: Составить слово из слогов.
Ведущий “режет” слово на слоги. Игроки быстро “сшивают” слово, произносят в быстром темпе и определяют количество слогов.
- Во – ро – бу – шек (воробушек),
- би-бли-о-те-карь (библиотекарь),
- трак-то-рист (тракторист),
- жи-вот-но-е (животное),
- и-ни-ци-а-ти-ва (инициатива),
- эн - ци – кло – пе – ди – я (энциклопедия),
- грам-ма-ти-ка (грамматика),
- шам-пинь-о-ны (шампиньоны).
- “Почему так называется?” (Этимология).
Задание: Объяснить, почему так называются растения.
- Ежевика
- Загадки – добавлялки
Задание: Нужно добавить словечко – в рифму:
Он живет среди болот,
У него большой живот
И огромный страшный рот!
Это толстый... (Бегемот).И красива, и пушиста,
Хвост и лапки моет чисто,
Меж деревьев словно стрелка
Пролетает смело… (Белка).Ходит важно, с гордым видом
Он себя не даст в обиду:
Зашипит и трусь – не трусь,
Ущипнуть вас может…(Гусь).Кто на дереве торчит,
Носом в дерево стучит?
Но недаром силы тратил
Для такого стука…(Дятел).Вот бежит клубок,
У него колючий бок,
Его в руки не возьмешь,
Потому что это…(Еж).Мать детей своих не бросит,
Она на брюшке сумку носит,
В эту сумку, как в нору,
Деток прячет… (Кенгуру).
- Загадки про многозначные слова, омонимы.
Задание: Отгадать слово.
Один в огороде на грядке растет,
Другой же по цели стрелой попадет. (Лук).Одна нам ночами на небе сверкает,
Другая на сцене поет, выступает,
В глубинах морских наша третья живет,
На елке четвертая есть в Новый год. (Звезда).Первый на небе ночами сияет,
А во втором дней по 30 бывает. (Месяц).Первая ярко на небе сверкает,
Дождь и грозу нам она предвещает.
А вот вторую в одежде найдете,
Быстро со скрипом ее застегнете. (Молния).
- Подскажите слово.
Задание: Предложить каждой команде по цепочке добавить слово, продолжить диалог:
- Кошка мяукает, а воробей…
- Соль в солонке, а масло…
- У лошади хвост лошадиный, а у собаки..
- У ребенка рука, а у куклы …
- Медведь спит в берлоге, а волк…
- У кошки котята, а у слонихи…
- Корова мычит, а собака…
- Я работаю в детском саду №67, а Вы…
- Цыпленок желтый, а курица…
- Курица кудахчет, а утка…
- Заяц пушистый, а слон…
- У коровы рога, а у козленка…
- У голубя перья, а у лисы…
- Воробей маленький, а орел…
- У зайчихи зайчонок, а у индейки …
- Клест – зимующая птица, а лебедь…
- Олень – рогатый, а волк…
- Воробей чирикает, а ворона…
- Сокол летает, а страус…
- У белки дупло, а у лисы...
- Скажите наоборот.
Задание: Подобрать слово – противоположное по значению, следующий игрок называет слово, другой – противоположное.
- Хорошо – плохо,
- Глупый – умный,
- Зима – лето,
- День – ночь,
- Добро – зло,
- Бедность – богатство,
- Сильный – слабый,
- Веселый – грустный,
- Вверх – вниз,
- Вперед – назад,
- Плакать – смеяться.
- Скажите по-другому.
Задание: По цепочке, передавая цветок, сказать слово, другой игрок называет синоним …
- Друг – приятель,
- Жесткий – твердый,
- Бежать – мчаться,
- Тихо – медленно,
- Бережно – аккуратно,
- Быстро – мгновенно.
- Найдите похожие по звучанию слова:
Задание: Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе.
- Спички – синички,
- Врач – мяч,
- Значок – крючок,
- Ключи – кирпичи,
- Стол – пол,
- Халат – салат,
- Елка – иголка,
- Белка – стрелка,
- Зайцы – пальцы,
- Яйцо – крыльцо,
- Огурец – продавец,
- Дворец – певец,
- Пирог – творог,
- Ворона – корона,
- Топор – забор,
- Нора – дыра.
- Хитрые загадки:
Задание: Догадаться, какое слово заключает в себе ответ:
Хоть малым-мала корзинка,
Но сидит в ней наша Зинка!
Ну, скажите мне на милость,
Как она там поместилась? (Кор-зинка).Что же это? Как же это?
Размяукалась котлета.
Есть теперь ее боюсь,
Прежде в этом разберусь!
Кто из вас подскажет, дети,
Кто там спрятался в котлете? (Кот).Что добавить надо к шине,
Чтоб помчаться на машине? (Слог Ма).Если рыбы рыбак лишится,
То во что он тогда превратится? (В букву К: рыба-к).Что добавить нужно в сок,
Чтобы сыпаться он мог? (Слог Пе: сок – песок).Если шарф укоротить,
Чем тогда он сможет быть? (Шарф – шар, воздушным шаром).
-
раздел “Пословицы и поговорки”.
- Исправьте ошибки в пословицах.
Командам предложить карточки с текстами.
Задание: Найти ошибку и исправить.
- После драки много хромых (Храбрых).
- Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).
- Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).
- Пришел, увидел, купил (Победил).
- У каждого своя голова на шее (Плечах).
- Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).
- Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).
- На всякий урок (час) ума не напасешься.
- Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).
- Испокон века телевизор (Книга) растит человека.
- Составьте пословицы и поговорки из набора слов:
Командам предложить карточки с перечнем слов.
Задание: Составить предложение.
- Язык, голова, болтает, отвечает, а. (Язык болтает, а голова отвечает).
- Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить. (Петь хорошо вместе, а говорить порознь).
- Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит.)
- Ум, без, крыльев, птица, без, как, книги. (Ум без книги, как птица без крыльев).
- Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет. (Пустой колос всегда нос кверху дерет).
- Дурак, а, умный, любит, учить, учиться. (Умный любит учиться, а дурак – учить).
- Зайца, зубы, носят, волка, хвост, бережет, лису, ноги, кормят. (Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет).
- За, день, плетень, не, привяжешь, уходит. (Уходит день – не привяжешь за плетень).
- Не, капусту, шинкуют, языком. (Языком капусту не шинкуют).
- Бранятся, тешатся, только, милые. (Милые бранятся, только тешатся).
- “Вся жизнь - игра”.
Задание: Необходимо инсценировать пословицы: показать мимикой, жестами, телодвижениями, танцами смысл каждой из них. Другая команда отгадывает, какую пословицу им изображают.
- Сытый голодного не разумеет.
- Любишь брать – люби и отдавать.
- Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Мягко стелет, да жестко спать.
-
раздел “ В мире сказок”.
- Список литературы
Командам предложить карточки с названиями сказок. В названиях произведений допущены ошибки.
Задание: Нужно восстановить названия произведений, изменив только одну букву.
- “Шурочка Ряба” - “Курочка Ряба”,
- “Золотая рубка” - “Золотая рыбка”,
- “Шар-птица” - “Жар-птица”,
- “Гусли – лебеди” - “Гуси-лебеди”,
- “Полк и семеро козлят” - “Волк и семеро козлят”,
- “Кепка” - “Репка”,
- “Киса и журавль” - “Лиса и журавль”,
- “Крот в сапогах” - “Кот в сапогах”,
- “Кусалочка” - “Русалочка”,
- “Нежная королева” - “Снежная королева”.
- “Что за прелесть эти сказки!”
Задание: Правильно ответить на вопрос:
- В каких насекомых превращался князь Гвидон? (В комара, муху, шмеля).
- Из трех девиц одна стала царицей, другая – ткачихой. А кем стала их сестра? (Поварихой)
- Современная реклама.
Задание: Нужно назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление. А заодно вспомнить, как называется литературное произведение и кто его автор.
- Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машин. (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”).
- Несу золотые яйца. (Курочка Ряба из русской народной сказки).
- Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино из сказки “Золотой ключик или Приключения Буратино” А.Н. Толстого).
- Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К.И.Чуковского).
- Отмою все! (Мойдодыр из произведения К.И.Чуковского).
- Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (“Гуси-лебеди”).
- “Сказочный герой – это Вы”.
Задание: Отгадать сказочного героя.
На ватманах изображены сказочные герои. Только вместо лица – прорезь в виде овала. Взрослые держат ватман, игрок встает за ним так, чтобы лицо оказалось в овале. Он не видит изображение, а при помощи вопросов угадывает, кого изображает. Ведущий отвечает только “Да” и “Нет”.
- Раздел “Рассказ”.
- Игра “Зеркало”.
Задание: Игроку предлагается найти себе пару из зрителей, как две капли похожего на себя. Используя речь-доказательство, убедить зрителей в том, что сходство очень сильное.
- Рассказ.
Несколько игроков из одной команды удалить из зала.
Задание: Одному игроку прочесть рассказ. Пригласить игрока, который выходил из зала. Игрок должен передать ему содержание рассказа близко к тексту. И так далее. Другой рассказ использовать для второй команды.
- Как-то раз к Аристотелю явился очень разговорчивый молодой человек. Он
хотел выучиться ораторскому искусству. Поле витиеватых многословных излияний
он спросил у философа, какую плату тот возьмет за обучение.
- С тебя – вдвое больше, чем с остальных.
- Почему же? – Изумился гость.
- Потому что с тобой предстоит двойная работа: прежде чем научить тебя говорить, мне надо научить тебя молчать. - Гете прогуливался в парке. На дорожке, где мог пройти лишь один человек,
ему встретился критик, который резко отзывался о его произведениях. Когда
они сблизились, критик чванливо сказал:
- Я никогда не уступаю дорогу дуракам.
- А я… наоборот, - ответил Гете и, улыбаясь, сделал шаг в сторону.
- раздел “Игра”.
- Конкурс актеров.
Представьте себе, что Вы – участники конкурса, желающих сниматься в фильме “Волшебник Изумрудного города”.
Задание: Вы должны показать свои артистические способности в ситуации “Просьба”, Вы так должны сыграть, чтобы Ваша просьба была выполнена.
Гудвин приглашает участников конкурса по очереди – важно, грациозно, величественно.
- Соломенный Страшила хочет просить у Гудвина мозги,
- Железный Дровосек – сердце,
- Трусливый Лев – храбрость,
- Девочка Элли просит вернуть ее домой к маме и папе.
Важно учесть при оценке конкурса ролевое поведение: вежливое обращение, интонацию, мимику, жестикуляцию актеров.
- “Скульптор”.
Задание: выбрать “скульптора”, который оживит картину В.Васнецова “Богатыри”. “Скульптор” подбирает для изображения игроков, необходимые атрибуты и “лепит” так, чтобы было как можно больше сходства с оригиналом.
- раздел. “Сюрприз”.
На подносе разложены комплекты лоскутиков и тесьмы для изготовления сувенира – Рождественского ангелочка.
Задание: По показу изготовить ангелочка – в подарок себе.
Подведение итогов семинара – соревнования между командами. Вручить призы и подарки.
“Играем вместе”:
Пыхтелка.
Поваренок пышки пек,
Пек пампушки и пирог.
Быстренько управился,
И пыхтит – упарился!
Бубнилка.
“Бу-бу-бу”, - бубнят букашки,
Буквы учат по бумажке.
Шипелка.
Два зайчиши-шалунишки
Пошвырять решили шишки.
Змейки шепотом шипят:
“Ишь, пушистые, шалят!”
Жужжалка.
Важный жук летит, жужжит,
Ручеек бежит, журчит.
Жук устал уж и лежит,
Ручеек же все бежит.
Сопелка.
У собачки сонный вид,
Сыто носиком сопит.
И когда она успела –
Семь сосисок сразу съела.
Звенелка.
В небе звездочки горели,
А звоночки зазвенели.
Что звенеть, звенеть им зря –
Еще за морем заря.
Мычалка.
Умывались мышки мылом,
В камыши их мыльце смыло.
Сом мычит сердито: “Мы-то
И без мыла тут умыты!”
Рычалка.
Рыба рыльцем зарылась в ил,
Рыжий рысенок рыкнул – рот открыл.
Крыса выпрыгнула из норы,
В крыше прогрызла три дыры.