Урок "Связь между компонентами при вычитании"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Формировать у детей чёткое представление о связи между компонентами при вычитании. Развивать умение использовать термины «уменьшаемое», «вычитаемое» и «разность» при выполнении заданий.
  • Развивать познавательную деятельность детей, самостоятельность  мышления, гибкость ума. Развивать умение формулировать правило.
  • Воспитывать интерес к русским народным сказкам, любовь к природе.

Оборудование:

  • Системный блок
  • Проектор и пульт дистанционного управления
  • Экран 1,5м Х 1,5м
  • Презентация «Связь между компонентами при вычитании» - Приложение1
  • Доска для рисования (белая) формат А4 и маркер у каждого ученика
  • Рабочие тетради у каждого ученика

Форма проведения: урок-путешествие с использованием информационных технологий.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Сегодня рано утром к нам в класс заходил Иван-царевич и принес большой сундук. Он попросил узнать, что лежит в этом сундуке, и сказал, что это поможет нам добыть в замке Кощея волшебные яблоки. (Приложение 1, слайд 1)

2. Устный счёт

1. Математический диктант (самостоятельная работа с последующей сверкой на экране)

– Посмотрите-ка, ребята, на сундуке висит огромный замок. Открыть его можно только с помощью кода. Иван-царевич оставил нам подсказку, чтобы узнать код. Посмотрим, кто из вас сможет правильно разгадать код. Приготовьте свои доски и маркеры. На экране будут появляться примеры, а вы на доске записываете только ответы (Приложение 1, слайд 2).
Давайте сравним, ваш код с правильным. Покажите мне свои доски с ответами.
Молодцы! Те, кто справились и разгадали код, поставьте на доске «+».

2. Продолжи ряд чисел (фронтальная работа)

– Нам удалось открыть сундук. Но, что же в нем находится? (Приложение 1, слайд 3) Мы узнаем это, продолжив ряды чисел. Определите, какое число в ряду следующее и выберите соответствующую букву. Правильно ответившие дети получают «+».
У нас получилось слово «ИГЛА». Зачем Кощею нужна игла? (В  игле его жизнь) Мы не будем ломать иглу. Лучше мы отправимся в замок Кощея и обменяем иглу на волшебные яблоки.

3. Цепочка примеров (устное решение примеров «по цепочке»)

– Итак, в путь! Перед нами дорожка, но не простая, а числовая. Чтобы пройти по ней, нужно решить цепочку примеров (Приложение 1, слайд 4). Правильно ответившие дети получают «+».

4. Решение логических задач (фронтальная работа)

– Молодцы! Отправляемся дальше. Но что же это? (Приложение 1, слайд 5) Дорогу нам преградили всадники. Это охрана Кощея. Они не пропустят нас дальше, если мы не ответим на их вопросы:

  • Иван-царевич скакал на коне в Кощеево царство. Навстречу ему скакали на конях три богатыря. Сколько коней скакало в Кощеево царство?
  • Три козленка – белый, серый и черный – спрятались в комнате от волка: под кроватью, в шкафу и в печке. Известно, что белый козленок в печку не полез, серый козленок не прятался под кроватью и в печке. Кто где спрятался?
  • Баба Яга напекла пироги. Змей Горыныч съел половину всех пирогов. Сколько осталось пирогов, если сначала их было 6?

После решения каждой задачи часть всадников исчезает. Правильно ответившие дети получают «+».

5. Решение простой задачи на косвенное нахождение целого (фронтальная работа с записью решения на экране)

– Посмотрите-ка, все всадники разбежались. А перед нами опять препятствие – озеро (Приложение 1, слайд 6). Что нам делать? Надо взять лодку у чаек. Чайки не хотят просто так отдавать лодку. Они предлагают нам решить задачу (Приложение 1, слайд 7).

Дети самостоятельно читают условие и вопрос задачи с экрана, наблюдают, как происходит в ней действие.

– О чем говорится в задаче?
– На сколько частей разделила пирог Василиса?
– Сколько частей пирога она отдала бабе Яге?
– Сколько частей у Василисы осталось?
– Что надо найти в задаче?
– Как решим задачу?
– Каков ответ на вопрос задачи?

На экране по мере ответов детей появляется схема и решение задачи. (Приложение 1, слайд 8)

Активно работавшие дети получают «+».

3. Физминутка

– Вот мы и в лодке. Давайте пока плывем по озеру, поиграем.

Игра «Копна, тропинка, кочка».

Ведущий показывает и называет три движения:

Копна – руки сомкнуты над головой;
Тропинка – прямые руки над головой;
Кочка – присесть на корточки.

Задание: выполнить те движения, которые ведущий называет. А ведущий пытается запутать детей, говоря одно движение, а показывая – другое.

4. Изучение новой темы

Исследование принципа вычитания и зависимости его компонентов

– Отдохнули? Пора продолжить наше путешествие. Перед нами опять препятствие – высокие горы! (Приложение 1, слайд 9) Как же мы преодолеем их?
Здесь есть перевал Вычитания. Перевал – это самая низкая часть в горном хребте. По нему мы сможем перебраться через горы. Для того, чтобы этот перевал найти, нужно назвать компоненты при вычитании.

Правильно ответившие дети получают «+» (Приложение 1, слайд 10)

– Посмотрите на гору. Самое большое – «высокое» число – это УМЕНЬШАЕМОЕ.
– Как появилась гора Уменьшаемое? (К вычитаемому прибавили разность)
– По такой большой горе нам будет трудно подняться. Из каких частей состоит гора? (Из вычитаемого и разности)
– Какая горка пониже? (Вычитаемое)
– Как мы можем получить вычитаемое, если у нас есть уменьшаемое и разность? (Надо из уменьшаемого вычесть разность)
– Через такую небольшую горку мы сможем перебраться, но прежде чем отправиться дальше, давайте еще раз сформулируем правила (Приложение 1, слайд 11).
– Как можно найти уменьшаемое? (Чтобы найти уменьшаемое надо сложить вычитаемое и разность)
– Как можно найти вычитаемое? (Чтобы найти вычитаемое надо из уменьшаемого вычесть разность)

Активно работавшие дети получают «+».

5. Первичное закрепление

Решение примеров с пропущенными числами (запись в рабочую тетрадь с комментированием)

– Итак, наконец-то, мы добрались до Кощеева замка, но замок окружает высокая каменная стена (Приложение 1, слайд 12).
Чтобы стена открылась перед нами нужно вложить в стену выпавшие камни.

Дети читают примеры, записывают их в тетрадь и объясняют, как находить пропущенное число. Одновременно с объяснением ребенка на экране появляется решение.

Активно работавшие дети получают «+».

6. Повторение

Решение примеров. Самостоятельная работа (три уровня)

– Вот мы и в замке Кощея. Но Кощей не будет с нами разговаривать, пока мы не выполним его задания. Первое задание: записать и решить примеры (Приложение 1, слайд 13). Чтобы работать быстрее, мы будем решать по вариантам.

Дети с начала полугодия распределены на три варианта, соответствующие уровню развития и номер своего варианта знают.

– Первый вариант – первый столбик, второй вариант – второй, а третий вариант в третьем столбце вставляет пропущенные числа. На решение примеров Кощей дает нам 5 минут. Кто справиться со своим заданием, приступает к заданию следующего варианта.

По тому, как справляется ребенок с заданием можно определить: переводить ли его на другой уровень (вариант).

– Давайте проверим свои работы, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте.

Во время взаимопроверки на экране появляются ответы.

– Кто не допустил ни одной ошибки, поднимите руку. Кто допустил одну ошибку? А кто успел сделать не только свой вариант? Молодцы! Поставьте себе «+» на доске.

Решение задачи с двумя вопросами

– Второе задание Кощея – решить задачу (Приложение 1, слайд 14).

Сначала появляется только условие задачи. По мере работы появляются вопросы.

– Прочитайте условие задачи. О чем говорится в задаче?
– Что нам не известно? Какой вопрос можно задать? (Сколько стрел у Петра-царевича?)
– А что можно еще узнать в этой задаче? (Сколько стрел у Ивана-царевича и Петра-царевича вместе?)
– Можем ли мы ответить на второй вопрос сразу? На какой вопрос нужно сначала ответить?
– Давайте в тетради составим схему к задаче (Приложение 1, слайд 15). Начертите отрезок. Обозначим на нем известные данные:
– Сколько стрел у Ивана-царевича? (6)
– Что надо в задаче найти? (Сколько стрел у Петра-царевича). Обозначим вопрос зеленым цветом.
– А что нам сказано про стрелы Петра-царевича? (Их на 2 меньше)
– Как решим задачу? (Вычитанием) Почему? (Стрел меньше)
– Какое решение запишем? (6 – 2 = 4) какой ответ запишем? (4 стрелы у Петра-царевича)
– Посмотрите, на схеме вместо зеленого вопроса я поставила найденное нами число 4. Ведь нам надо ответить на второй вопрос. Повторите второй вопрос задачи. Обозначьте его на схеме красным цветом.
– Мы можем сейчас ответить на второй вопрос? Почему? (Нам известно, сколько стрел у Ивана-царевича и сколько стрел у Петра-царевича)
– Как решим задачу? (сложением) Почему? (Надо найти общее количество) Какое решение запишем? (6 + 4 = 10) Как запишем ответ? (10 стрел у царевичей вместе)
– Мы ответили на все вопросы? Значит, мы решили задачу.

Активно работавшие дети получают «+».

7. Итог урока

– Мы выполнили все задания Кощея, и он согласился нам отдать волшебные яблоки (Приложение 1, слайд 15). Эти яблоки помогут нам на следующем уроке узнать много нового. Да и сегодня, пока мы шли в Кощеево царство за ними, мы научились многому. Расскажите, что мы делали на уроке? Что нового вы узнали о компонентах при вычитании? Как можно найти неизвестное уменьшаемое? Вычитаемое?
– А теперь посмотрите на свои доски: кто больше всех работал на уроке? Молодцы! Я вас награждаю «Звездой математика».