Цель урока:
- проконтролировать степень усвоения знаний изученных тем на I курсе (показательная и логарифмическая функция, тригонометрические преобразования, взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве), умение решать показательные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства; развивать логическое мышление и вычислительные навыки;
- обеспечить в ходе урока воспитание товарищества, взаимной выручки, развитие работоспособности;
- обеспечить развитие речи обучаемых, интеллектуальной способности, перенос знаний и умений обучаемых в новые ситуации.
Тип урока: контрольно-обобщающий.
Форма проведения урока: нетрадиционная (игра-путешествие).
Методы обучения: групповая, индивидуальная, творческая.
Наглядные пособия: слайды, карточки-алгоритмы, опорные конспекты, карточки-тесты, карточки для самостоятельной работы.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент (1-2 мин.)
II. Вступительное слово преподавателя
– Ребята, вот и подходит к концу учебный год.
Совсем недавно, всего 8 месяцев назад, вы
переступили порог нашего училища, пришли сюда
получить специальность и продолжить свое
образование. Перед вами стояла задача – изучить
новые для вас понятия, узнать, что такое
стереометрия и как располагаются фигуры в
пространстве; расширить свои знания в области
решения уравнений; научиться решать новые для
вас показательные и логарифмические уравнения и
неравенства; познакомиться с
тригонометрическими функциями и узнать, как
решаются тригонометрические уравнения. И
сегодня на уроке я вместе с вами хочу подвести
итог изученного на I курсе, немного
нетрадиционным способом, путешествуя по стране
знаний, где мы с вами сделаем несколько
остановок, на которых вы будете показывать свои
умения и знания по изученному материалу. Я
предлагаю следующую схему движения: «Озеро
Степенное», «Лес Прямых и Плоскостей», «Деревня
Тригонометрия», «Поляна Геометрических фигур», «Горы
Функциональные» (Приложение 1).
Все ваши ответы будут оцениваться мной и
моими помощниками.
Итак, мы отправляемся в путешествие и первая
остановка – «Озеро Степенное». Я проверю,
как вы знаете свойства степени и умение вас
решать показательные и логарифмические
уравнения и неравенства.
1 этап: Работа по сигнальным карточкам. Обучаемые записывают ответы на листочках маркером крупно и показывают (Приложение 2).
2 этап: Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств. Обучаемые решают самостоятельно в тетрадях и сдают тетради помощникам для проверки (Приложение 3).
Преподаватель подводит итог, что повторили, делая остановку на озере «Степенное».
Преподаватель: Продолжаем наше путешествие. В этом году мы начали изучать такой раздел геометрии, как стереометрия и поэтому следующая наша остановка – «Лес Прямых и Плоскостей». Работа творческая. На альбомных листах необходимо нарисовать и дать определение о расположение прямых и плоскостей в пространстве, учитывая то, что мы находимся в лесу. Обучаемы после выполнения работы сдают помощникам, они оцениваются и лучшие работы вывешиваются на доску.
Преподаватель подводит итог, что повторили, путешествуя по лесу.
Преподаватель: И снова в путь. Давайте посмотрим, какая следующая остановка – это «Деревня Тригонометрия». И опять два этапа. Мы будем соревноваться по рядам.
1 этап: Кто быстрее найдет значение тригонометрической функции (Приложение 4).
2 этап: Решение тригономе6трических уравнений (три уровня) (Приложение 5).
Кто первый решит – записывает на доске. Оценивается работа по рядам.
Преподаватель подводит итог: Какие умения развивали при посещении деревни «Тригонометрия».
Преподаватель: И вот следующая остановка – «Поляна Геометрических фигур». Надо разместить их так: фигура-название-модель и каждый на своей модели будет показывать элементы которые я буду называть (Приложение 6).
Преподаватель подводит итог, что повторили на поляне геометрических фигур.
Преподаватель: А теперь мы попробуем подняться на «Горы Функциональные».
Задание обучаемых – по графику функции (Приложение 7) определить возрастание – убывание, точки максимума – минимума, область определения, множество значений функции. Из предложенных ответов выбрать правильные.
Преподаватель подводит итог: Что мы сейчас повторили.
Преподаватель: Итак, закончилось наше путешествие по стране знаний. Молодцы! Мои помощники сейчас подведут итог и все вы получите отличные оценки. Мне очень приятно, что путешествие прошло успешно и я хочу сделать вывод: что вы научились решать новые уравнения, узнали о свойстве фигур в пространстве и поэтому на II курсе мы должны научиться вычислять объемы, площади поверхности фигур и перейдем к изучению элементов высшей математики, таких как производная и первообразная.