Методическая разработка урока математики

Разделы: Математика


Цель урока:

  • проконтролировать степень усвоения знаний изученных тем на I курсе (показательная и логарифмическая функция, тригонометрические преобразования, взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве), умение решать показательные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства; развивать логическое мышление и вычислительные навыки;
  • обеспечить в ходе урока  воспитание товарищества, взаимной выручки, развитие работоспособности;
  • обеспечить развитие речи обучаемых, интеллектуальной способности, перенос знаний и умений  обучаемых в новые ситуации.

Тип урока: контрольно-обобщающий.

Форма проведения урока: нетрадиционная (игра-путешествие).

Методы обучения: групповая, индивидуальная, творческая.

Наглядные пособия: слайды, карточки-алгоритмы, опорные конспекты, карточки-тесты, карточки для самостоятельной работы.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент (1-2 мин.)

II. Вступительное слово преподавателя

– Ребята, вот и подходит к концу учебный год. Совсем недавно, всего 8 месяцев назад, вы переступили порог нашего училища, пришли сюда получить специальность и продолжить свое образование. Перед вами стояла задача – изучить новые для вас понятия, узнать, что такое стереометрия и как располагаются фигуры в пространстве;  расширить свои знания в области решения уравнений; научиться решать новые для вас показательные и логарифмические уравнения и неравенства; познакомиться с тригонометрическими функциями и узнать, как решаются тригонометрические уравнения. И сегодня на уроке я вместе с вами хочу подвести итог изученного на I курсе, немного нетрадиционным способом, путешествуя по стране знаний, где мы с вами сделаем несколько остановок, на которых вы будете показывать свои умения и знания по изученному материалу. Я предлагаю следующую схему движения: «Озеро   Степенное», «Лес Прямых и Плоскостей», «Деревня Тригонометрия», «Поляна Геометрических фигур», «Горы Функциональные» (Приложение 1).  Все ваши ответы будут оцениваться мной и моими помощниками.
Итак, мы отправляемся в путешествие и первая остановка – «Озеро Степенное». Я проверю, как вы знаете свойства степени и умение вас решать показательные и логарифмические уравнения и неравенства.

1 этап: Работа по сигнальным карточкам. Обучаемые записывают ответы на листочках маркером крупно и показывают (Приложение 2).

2 этап: Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств. Обучаемые решают самостоятельно в тетрадях и сдают тетради помощникам для проверки (Приложение 3).

Преподаватель подводит итог, что повторили, делая остановку на озере «Степенное».

Преподаватель: Продолжаем наше путешествие. В этом году мы начали изучать такой раздел геометрии, как стереометрия и поэтому следующая наша остановка – «Лес Прямых и Плоскостей». Работа творческая. На альбомных листах необходимо нарисовать и дать определение о расположение прямых и плоскостей в пространстве, учитывая то, что мы находимся в лесу. Обучаемы после выполнения работы сдают помощникам, они оцениваются и лучшие работы вывешиваются на доску.

Преподаватель подводит итог, что повторили, путешествуя по лесу.

Преподаватель: И снова в путь. Давайте посмотрим, какая следующая остановка – это «Деревня Тригонометрия». И опять два этапа. Мы будем соревноваться по рядам.

1 этап: Кто быстрее найдет значение тригонометрической функции (Приложение 4).

2 этап: Решение тригономе6трических уравнений (три уровня) (Приложение 5).

Кто первый решит – записывает на доске. Оценивается работа по рядам.

Преподаватель подводит итог: Какие умения развивали при посещении деревни «Тригонометрия».

Преподаватель: И вот следующая остановка – «Поляна Геометрических фигур». Надо разместить их так: фигура-название-модель и каждый на своей модели будет показывать элементы которые я буду называть (Приложение 6).

Преподаватель подводит итог, что повторили на поляне геометрических фигур.

Преподаватель: А теперь мы попробуем подняться на «Горы Функциональные».

Задание обучаемых – по графику функции (Приложение 7) определить возрастание – убывание, точки максимума – минимума, область определения, множество значений функции. Из предложенных ответов выбрать правильные.

Преподаватель подводит итог: Что мы сейчас повторили.

Преподаватель: Итак, закончилось наше путешествие по стране знаний. Молодцы! Мои помощники сейчас подведут итог и все вы получите отличные оценки. Мне очень приятно, что путешествие прошло успешно и я хочу сделать вывод: что вы научились решать новые уравнения, узнали о свойстве фигур в пространстве и поэтому на  II курсе мы должны научиться вычислять объемы, площади поверхности фигур и перейдем к изучению элементов высшей математики, таких как производная и первообразная.