Урок русского языка во 2-м классе "Перенос слов"

Разделы: Начальная школа


Цель: Формирование умения правильно переносить слова.

Задачи учебного занятия:

Образовательная:

  • на основе занимательной литературы развивать умение переносить слова с учётом особенностей слогов и изученных правил.

Развивающая:

  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять творческую активность;
  • развивать наблюдательность, внимание, память, активность и грамотную речь учащихся.

Воспитательная:

  • воспитывать положительную мотивацию в обучении;
  • воспитывать интерес и любовь к русскому языку, целеустремлённость, коммуникабельность.

Здоровьесберегающая:

  • создать условия для психологического комфорта и снятия усталости учащихся.

Оборудование:

  • персональный компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • экран,
  • учебная доска,
  • рабочая тетрадь,
  • учебник "Русский язык 2 класс" авторы Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. 200 6г.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Цифровые ресурсы
1.Психологический настрой Позвольте сказать вам "Здравствуйте" и пожелать здоровья.

Пусть день будет добрым праздником,
Ведь горя и так довольно.
Пусть солнце нам улыбается,
Пусть люди добрее смотрят,
А мы, друзья, постараемся,
Никому этот день не испортить.

Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. (щелчок)

Девиз нашего урока: "Хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать творить!"

Дети приветствуют стоя учителя, всех присутствующих.

Говорят хором стихи, улыбаются друг другу, учителю.

Приложение 1

Слайд №2

(открывается девиз)

2.Гимнастика

для пальчиков

Наши нежные цветки Наши алые цветки

Распускают лепестки. Закрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит, Тихо засыпают

Лепестки колышет. Головой качают

Плавное раскрывание пальцев, помахивание руками перед собой и плавное опускание их на парту.

Хором проговаривают и выполняют упражнения. Слайд №2

(цветок)

3.Чистописание

(щелчок)

- (щелчок) Назовите сходство и отличие в написании этих букв? (а, о)

- Как назвать одним словом?

- (щелчок) Какие звуки обозначают? (щелчок)

- Что вы знаете о гласных звуках?

- (щелчок) Напишите буквы в тетрадь в заданной последовательности.

Ответы детей

- Гласные звуки образуют слог.

Записывают число, "Классная работа", пишут 1 строчку букв (а, о)

Слайд №3
4.Сообщение темы урока. Какое слово можно собрать из этих букв: (щелчок) с о п е н р е? Разделите его на слоги.

Какое значение имеет это слово?

Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

Ребята, как вы думаете всё ли мы в 1 классе узнали о переносе слов?

Мы будем наблюдать за тем, как надо переносить слова, а в конце урока сделаем выводы о правилах переноса.

- Перенос.

Дети отвечают.

Слайд №4

(Заголовок)

5.Актуализация знаний. - Послушайте стихотворение А.Шибаева, как первоклассник переносил слова.

Мы изучаем перенос.

Вот так слова я перенёс. (щелчок)

Едва: е-

два,

И получил за это два. (щелчок)

Укол: у-

кол,

И получил за это кол. (щелчок)

Опять: о-

пять,

Теперь, наверно, будет пять?

- А как вы думаете?

- Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объясняют ошибки в переносе слов.

- Нет, пять за этот ответ поставить нельзя.

- Потому что одну букву нельзя переносить.

Слайд №4

(по ходу чтения стихов на экране примеры переноса)

6.Устная работа. Подумайте, как нужно разделить для переноса слово едва? (щелчок)

- А теперь порассуждаем, можно ли разделить для переноса слова укол и пять.

- Сколько в этих словах слогов?

- Почему нельзя делить их для переноса?

- Ответить на этот вопрос нам помогут эти стихи: (щелчок)

В слове Аня слога два,
Но разделить для переноса
Это слов, друг, нельзя.
Одну букву оторвёшь
Ты нарушишь правило.
Скучно букве будет одной,
Как и тебе, если ты без друзей. (2)

Вывод: (щелчок) Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке.

Отвечают рифмовкой:

Слово встало в конце строчки,

Не хватило слову места,

Быстро по слогам дели

С новой строчки допиши.(1)

Заучивание рифмовки.

Слайд №4

(правильный перенос слова едва по щелчку и стихотворение (1)

Слайд №5

(стихотворение (2), вывод)

5. Работа в парах Стр. 45, упражнение 25. Записать слова, которые можно перенести.

Проверка. (щелчок)

Дети выполняют задания в тетрадях. Слайд №6

(проверка)

6.Работа с текстом. - Внимательно прочитаем текст. (При чтении учитель слово па-ук разделяет голосом на два слога.) (щелчок)

Шёл ёж. Глядь - зверь, не зверь.

- Ты кто?

- Паук.

- Па-ук? Кыш!

- Как так - кыш?

- А вот так - кыш, и всё тут.

Ёж смел. А тот - трус, шмыг в щель! (щелчок)

- Ну, друг, в чём тут суть? В чём соль, а?

- Ответьте, почему в этом тексте слово паук лишнее?

- Мы можем разделить слово паук для переноса?

- Как это можно сделать? (щелчок)

- А остальные слова из текста можем разделить для переноса?

- Почему?

Вывод: (щелчок) Слова из одного слога не переносятся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Потому что в этом слове два слога, а в остальных по одному.

- Да.

- Па-ук.

- Нет.

- Они состоят из одного слога.

Слайд №7
7.Физкультминутка. Если слово можно перенести, поднимите руки вверх, если нельзя перенести, то приседайте: лось, грибы, дом, Яша, буква, слог, слова, осень, окно, яма. Дети выполняют упражнения.  
8.Открытие нового знания. - Прочитайте предложение:

Мы изуч-аем перенос.

- В чём ошибка?

- Как это слово можно разделить на слоги для переноса? (щелчок)- 1 способ, (щелчок) - 2 способ

- Выходит это слово можно разделить двумя способами.

- Запишите оба варианта в тетради и укажите знакомые орфограммы.

- Какое же открытие вы сегодня сделали?

Вывод: (щелчок) Слог разрывать нельзя. Чтобы правильно перенести слова нужно уметь правильно разделить его на слоги.

Дети находят ошибку.

Отвечают на поставленные вопросы.

 

Выполняют задание в тетрадях.

Делают вывод.

Слайд №8
9.Зрительно-слуховой диктант. (щелчок) - Прочитайте предложение: (щелчок)

Язык родной, дружи со мной.

- Так будет, если мы узнаем все правила русского языка, в том числе и правила переноса. Какое задание можно выполнить с этим предложение?

- Какие слова из этого предложения можно разделить на слоги?

- Найдите общее в этих словах.

- Какое слово отличается?

- Почему?

- Верно, это правило мы уже знаем.

Дети читают хором.

 

- Списать, разделить слова для переноса.

(щелчок) проверка

- Слова язык, родной, дружи.

- Все слова состоят из двух слогов.

- Слово язык.

- Его нельзя переносить.

Слайд №9
10.Составление слов.

(щелчок) Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.

- (щелчок) Какие слова здесь написаны? на, пру, жи; ши, лан, ды.

- Сколько слогов в этих словах?

- Запишите эти слова, разделив для переноса. (щелчок) проверка

- Сколько способов переноса вы заметили для трёхсложных слов?

Читают хором стихотворение.

 

Составляют слова: (щелчок) ландыши, пружина.

- Три.

Записывают слова в тетради и на доске.

- У трёхсложных слов два способа переноса.

Слайд №9
11.Словарная работа. (щелчок) - Посмотрите на картинки, найдите лишнее. (щелчок)

Запишите слова, обозначающие эти предметы, разделите для переноса: собака, корова, ворона, сорока,

- Назовите орфограммы. (щелчок)

Задание выполняют в тетрадях.

машина

Называют.

Слайд №10
12.Гимнастика для глаз Гимнастика на слайде: следить глазами за солнышком.

(смена слайдов по щелчку)

Выполняют упражнение. Слайд №11, 12, 13.
13.Повторение. - Скороговоркой проговорим алфавит. Хором быстро читают алфавит. Слайд №14
14.Работа с однокоренными словами.

(щелчок) Вы подумайте о чуде:
Сколько букв - сестёр родных?
Тридцать три? А сколько люди
Могут слов сложить из них?

- От слова ёж образуйте однокоренные слова. (щелчок)

- Чем интересны эти слова?

- Запишите слова, разделив для переноса.

- Как видите, слово состоит из трёх слогов, а перенести его можно только одним способом.

Вывод: (щелчок) не всегда у трёхсложных слов есть два способа переноса.

 

 

- Ёжики, ежата, ежиха, ежовый, ежонок. (щелчок)

- Они состоят из трёх слогов.

-Ёжи-ки, ежа-та, ежи-ха, ежо-вый, ежо-нок. (щелчок)

Слайд №15
15.Рефлексия.

Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок. (щелчок)

- Какие тайны переноса слов мы открыли?

Дети вспоминают выводы, отвечают.

(щелчок) по каждому выводу

Слайд №16
16. Домашнее задание. (щелчок) Сочинение "буриме" (рифмованные строчки".

Сочинить двустишие со словами переносом, носом.

Рассказать дома, о чём узнали на уроке.

Стихи записывают в тетрадь. Слайд №16
17. Итог урока. - Оцените свою работу.

Если вы считаете, что усвоили тему на "отлично", поприветствуйте весёлое солнышко. (щелчок)

Если где-то в чём-то не уверены - хмурое. (щелчок) убрать (щелчок)

- А теперь прочитайте, что я хотела вам сказать. (щелчок).

Встают при появлении солнышка на слайде.

Читают хором: "Желаю солнечного настроения".

Слайд №17