Использование лоскутной техники на занятиях по изобразительной деятельности с дошкольниками

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: приобщение детей к народному творчеству посредством использования  «лоскутной мозаики» на занятиях по изобразительному творчеству.

Задачи:

  • Развивать у детей способности к творческой деятельности
    • Подвести детей к тому, что мозаичный узор лучше всего выстроить из ткани, если лоскуты имеют определенные формы: квадрат, треугольник, прямоугольник.
    • Учить детей составлять узоры из лоскутов ткани с опорой на образец.
    • Подводить детей к умению самим придумывать узоры из лоскутов ткани
  • Учить детей решать познавательные и практические задачи
    • Познакомить детей с одним из видов ручного рукоделия, пришедшего к нам из старины веков – лоскутное шитье
    • Познакомить детей с видами тканей (ситец, лен, фланель, шерстяная ткань, шелк, драп)
    • Учить детей самостоятельно определять виды тканей
  • Развивать художественный вкус детей при составлении узоров из лоскутов
    • Учить детей сопоставлять разные по расцветке ткани, находить наиболее удачный по гармоничности вариант
    • Приобщать детей к оформлению группы, учить проявлять дизайнерские идеи

Конспекты занятий

Тема: Составление открытки на тему «Ночь». Средний возраст

Цель: Познакомить детей с цветовыми сочетаниями, отображающими ночь (темно-синий, темно-фиолетовый, черный, бело-желтый), учить  детей самостоятельно подбирать квадраты, вырезанные из цветной бумаги, соответствующие этим сочетаниям; воспитывать умение чувствовать гармонию цвета.

Материалы к работе: альбомный лист 14*18 см (на листе заранее прочерчена рамка 1см от края листа); квадраты 4*4 см, вырезанные из цветной бумаги разных расцветок (цвета бумаги: темно-синий, темно-фиолетовый, черный, бело-желтый, красный, желтый); клей, кисточка, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, как вам кажется, может ли ночь быть красивой? Многие поэты воспевали красоту ночи, послушайте, пожалуйста, стихотворение А. Блока:

Ночь пролетала над миром,
Сны на людей навевая;
С темно-лазоревой ризы
Сыпались звезды, сверкая.

Старые мощные дубы,
Вечнозеленые ели,
Грустные ивы листвою
Ночи навстречу шумели.

Радостно волны журчали,
Образ ее отражая;
Рожь наклонялась, сильнее
Пахла трава луговая…

И улыбалася кротко
Ночь, над землей пролетая…
С темно-лазоревой ризы
Сыпались звезды, сверкая…

Послушайте как в  стихотворении «Весенний дождь» о ночи рассказывает поэт А. Фет:

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна!..

В ночи есть своя красота, ее только надо увидеть и прочувствовать. Какими красками вы бы изобразили ночь? (Ответы детей).
Темную ночь изображают темными красками, такими как темно-синий, темно-фиолетовый, черный, бело-желтый, это цвет  лунного сияния в ночи. Не стоит бояться темных красок, их сочетание  друг с другом создает свою неповторимую красоту. В этом вы сейчас сами можете убедиться.
Мы изобразим ночь на наших альбомных лисах с помощью квадратов, вырезанных из разноцветных листов цветной бумаги.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно выбрать квадраты бумаги тех цветов, которые подходят к теме «Ночь». На первом этапе дети выкладывают квадраты на листе бумаги, подбирая необходимые цветовые  сочетания, составляя узор. Далее переходят к работе с клеем. Намазывая обратную сторону квадратов, приклеивают к альбомному листу в определенном порядке.
Готовые работы вывешиваются на изо-стенде, воспитатель просит детей отметить наиболее интересные цветовые сочетания.

Тема: Панно «Мое настроение». Средний возраст

Цель: учить детей создавать панно, отображать на нем свое настроение, подбирая для этого определенные цветовые сочетания (веселое настроение – яркие цвета, грустное – блеклые, тусклые); закреплять умение работать с клеем по ткани; воспитывать самостоятельность в выполнении работы.

Материалы к работе:  альбомный лист 18х18 см (на листе заранее прочерчена рамка 1см от края листа),  квадраты 4х4 см (вырезанные из ткани разных расцветок), клей, кисточка для клея, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель.Дети, послушайте стихотворение поэта Ю. Коринец «Волшебное письмо»:

Думал я день,
Думал два и четыре:
Как рассказать всему миру о мире?..
Яркими красками
С кистью в руке
Буду писать на таком языке:
Листья на дереве –
Краской зеленой,
Краской коричневой –
Горные склоны,
Краской оранжевой –
Жаркое солнце,
Разною краской –
Мой дом и оконце,
Желтой –
Колосья созревшего хлеба,
Синею краской –
Прозрачное небо,
Белого голубя белым оставлю –
Целый рассказ я из красок составлю!..

Красками можно рассказать о многом и даже о своем настроении. Если настроение у человека веселое, праздничное – то все окружающее предстает для нас в ярких красках. Какие яркие цвета вы знаете? (Желтый, красный, зеленый, голубой, оранжевый, розовый и т.д.)
Если же настроение грустное, невеселое, то все, что нас окружает, предстает для нас в темных цветах. Какие темные цвета вы знаете? (Черный, коричневый, синий, серый, фиолетовый).

Как вам кажется, какое настроение было у автора стихотворения «Волшебное письмо?» (Ответы детей)
Подумайте, какое настроение у вас сейчас, какими красками вы могли бы рассказать о своем настроении. Для вас приготовлены, и заранее нарезаны  из ткани квадраты разных цветов. Подберите те, которые вам понадобятся.

Дети выкладывают панно на  листе бумаги, составляя самостоятельно узор, подбирая необходимые цветовые сочетания. Важно, чтобы дети не забывали правило: два квадрата одинакового цвета не должны находиться рядом  друг с другом. Составив узор, дети переходят к работе с клеем.

Список литературы:

  1. Афанасьева С.Н. Дебют. Программа по основам художественного ремесла. // Детский сад от А до Я. № 6, 2005, с.100
  2. Огнева О.Е. Лоскутное творчество и лоскутная пластика. // Дошкольная педагогика (ноябрь-декабрь) 2005, с.29
  3. Чечета Е. В России – ляпочиха, в Америке – квилт. // Лена рукоделие. ЗАО «ИД КОН-Лига Пресс»,   №8, 2001, с.9
  4. Лена рукоделие ЗАО «ИД КОН-Лига Пресс», № 5, 2001.
  5. «Печворк» специальный выпуск журнала «Лена рукоделие» на русском языке «Печворк» специальный выпуск журнала «Лена рукоделие» на русском языке ЗАО «ИД КОН-Лига Пресс»,  № 1, 2002.
  6.  «Печворк» специальный выпуск журнала «Лена рукоделие» на русском языке ЗАО «ИД КОН-Лига Пресс»,  № 4, 2002.

Приложение