Изобразительная деятельность является универсальным средством познания мира и себя в нем, средством развития потенциальных творческих способностей, заложенных в каждом ребенке с рождения.
В теории и практике художественного образования уже существует много способов развития творческого воображения, построенных на выделенных в психологии приемах и на интуиции.
Воображение в художественной деятельности имеет несколько уровней проявления и соответственно может и должно формироваться на разных уровнях. Данное занятие простроено на первом уровне методик, основанном на базе использования основного приема творческого воображения - типизация (стилизация природных форм), и рекомендуется для учителей начальной школы, а также для педагогов дополнительного образования по направлениям художественно-эстетического моделирования.
Цель: Придумать и изобразить дерево из предметов окружающей нас действительности, которого нет в природе.
Задачи:
Образовательная
- Познакомить с приемом творческого воображения - стилизацией природных форм.
Развивающие
- Развивать творческое воображение через преобразование продукта действительности в продукт творчества на примере дерева.
- Развивать мелкую моторику руки в процессе рисования.
Воспитательная
- Воспитывать аккуратность при работе с инструментами и умение работать самостоятельно.
Участники: Учащиеся 8-10 лет
Оборудование: Доска, 2 стенда, столы для работы, на которых приготовлены необходимые материалы и инструменты, магнитофон.
Материалы и инструменты (по количеству участников):
- Альбомный лист формата А4
- Краски акварельные или гуашь
- Карандаши простые ТМ
- Кисть (белка, колонок) № 1,2
- Емкость под воду
- Ластик
- Линейка 30 см.
Продолжительность занятия - 90 минут.
Перерыв - 10 мин.
План занятия:
Организационный этап (5 мин.)
- Приветствие детей.
- Подготовка рабочих мест.
- Назначение дежурного.
Подготовительный этап (15 мин.)
- Объявление темы и цели занятия.
- Актуализация знаний (беседа с демонстрацией).
- Упражнение на развитие внимания по теме "Дерево жизни".
Основной этап (50 мин.)
- Объяснение с демонстрацией алгоритма построения дерева, не существующего в природе.
- Практическая работа (разработка эскиза в карандаше, заливка в цвете).
- Организация перерыва (10 мин.)
Заключительный этап (20 мин.)
- Организация мини-выставки.
- Рассказы детей о своих деревьях.
- Уборка рабочих мест.
Форма занятия: занятие-фантазия
Методы обучения: программируемый, приемы эвристического
Формы обучения: беседа, практическая работа
Формы организации детей на занятии: фронтальная
Содержание занятия
I. Организационный этап (5 мин.)
- Приветствие детей.
- Подготовка рабочих мест.
- Назначение дежурного.
Педагог: Здравствуйте ребята. Сегодня на занятии вам потребуется:
- Альбомный лист формата А4
- Карандаш простой ТМ
- Линейка 30 см.
- Ластик
- Краски акварельные или гуашь
- Кисть (белка, колонок) №1 и 2
- Емкость под воду.
У всех рабочие места готовы? Если у вас чего-нибудь не хватает, обратитесь ко мне сейчас. Сегодня дежурить по кабинету будет (согласно списка)
II. Подготовительный этап (15 мин.)
- Объявление темы и цели занятия.
- Актуализация знаний (беседа с демонстрацией).
- Упражнение на развитие внимания "Дерево жизни" (5 мин.).
Педагог: Тема нашего занятия "Дерево, которого нет в природе". Гуляя часто на улице, вспомните, какие вы видели деревья.
Дети: береза, тополь, рябина, дуб, клен:
Педагог: Ребята, давайте сыграем в такую игру. Я называю дерево, и если оно растет в наших северных лесах, то вы поднимаете "лес рук" и машете мне. А если такого дерева в нашем лесу не найти, то вы опускаете руки вниз. Попробуем? Береза..., Дуб..., Ель..., Сосна..., Клен..., Пальма... и т.д.
Молодцы.
Педагог показывает детям иллюстрации к книгам: "В стране не выученных уроков" и К.Чуковский "Чудо-дерево".
Педагог: Ребята, а как вы думаете, где могут расти такие деревья?
Дети: В книжках, сказках и т.д.
Педагог: Правильно, такого дерева в природе нет. Их придумали художники-иллюстраторы. И сегодня на занятии мы с вами придумаем и зарисуем дерево, которого нет в природе. Для этого сначала давайте попробуем разобраться в строении дерева.
Педагог показывает плакаты "Береза" и "Дуб" . Вместе с детьми дает им характеристику.
Педагог: (Показывая плакат "Береза") что это за дерево?
Дети: Береза.
Педагог: Какой у нее ствол и ветви?
Дети: Ствол - тонкий, высокий, белого цвета с черными крапинками. Основные ветки тонкие, дополнительные ветки еще тоньше, они переплетаются с основными.
Методические рекомендации: Для того чтобы получить от детей более полную характеристику, педагогу необходимо задавать наводящие вопросы, например, "Все ли ветви у дерева одинаковые по толщине?" и т.п.
Педагог: (Показывая плакат "Дуб") а это что за дерево?
Дети: Дуб.
Педагог: А что вы можете сказать про его строение?
Дети: Ствол широкий, невысокий, мощный. Все ветки расходятся из одного места (как пальцы на ладони) их немного. Крона густая, круглая, как шапочка.
Методические рекомендации: Строение второго дерева дети должны самостоятельно описать по аналогии с предыдущим (березой), указать необходимые признаки. Задача педагога - помочь детям подобрать аналогии (на что похоже - пальцы, шапочка).
Педагог: А можно сказать, что эти деревья похожи? Если да, то чем? А если нет, то в чем разница?
Дети: Да, у обоих деревьев есть стол и ветви - основные и дополнительные. Но, можно сказать, что они не похожи, потому что, береза - высокая и стройная, а дуб - низкий с толстым стволом.
Методические рекомендации: беседа с детьми позволяет работать педагогу над обогащением их словаря. Можно ввести слова - приземистый, мощный и т.д.
Педагог: В наших северных росписях тоже можно встретить деревья. Вспомните, пожалуйста, а какие деревья - настоящие или декоративные изображали мастера?
Дети: декоративные.
Педагог показывает детям плакат "Декоративные деревья, выполненные в мезенской, пермогорской и борецкой росписях".
Плакат "Декоративные деревья, выполненные в мезенской, пермогорской и борецкой росписях".
Педагог: Ребята, а как вы думаете, какие деревья стали прообразами этих декоративных? Почему?
Дети:
- 1 дерево (мезенская роспись) - береза, потому что ствол тонкий, стройный, основные ветки тянутся кверху, а дополнительные вниз.
- 2 дерево (пермогорская роспись) - дуб, потому что ствол широкий, мощный, веток мало и они расходятся как пальцы из ладони.
- 3 дерево (борецкая роспись) - тополь, потому что ствол массивный, напоминает треугольник, шероховатый, мощные основные ветви.
Упражнение на развитие внимания "Дерево жизни" (5 мин.)
Инструкция: В кабинете находится много работ мастеров и обучающихся объединения, выполненных в различных северных росписях. Ваша задача найти и сосчитать все изображенные декоративные деревья. На подсчет вам дается 5 мин.
Дети выполняют задание.
Методические рекомендации: при выполнении задания дети могут свободно перемещаться по кабинету, общаться друг с другом, сверять данные задавать уточняющие вопросы педагогу.
Педагог: А сейчас все займите свои места и назовите результаты своих подсчетов. Поднимите руку кто нашел меньше 10 деревьев?
Дети: ответы детей.
Педагог: Кто нашел больше 10, но меньше 25 деревьев?
Дети: ответы детей.
Педагог: А кто нашел больше 25?
Дети: ответы детей.
Педагог: Кто нашел все 39 деревьев?
Дети: ответы детей.
Педагог: Молодцы. Вы оказались очень внимательными.
III. Основной этап (50 мин.)
Объяснение с демонстрацией алгоритма построения дерева, не существующего в природе.
Практическая работа (разработка эскиза в карандаше, заливка в цвете)
Организация перерыва
Педагог: Научиться рисовать окружающие вас предметы - это одно из самых приятных и радостных достижений в жизни. Вы увидели, что простое дерево можно превратить в необычное, используя различные предметы.
Демонстрация работ учащихся, выполненных ранее.
Детская работа "Хлебное дерево". |
Детская работа "Дерево бабочек". |
Детская работа "Дерево планет". |
Детская работа "Дерево Божья коровка". |
Детская работа "Дерево девушка". |
А давайте подумаем, какие еще предметы окружающей нас действительности можно использовать придумывая деревья.
Дети: овощи, фрукты, насекомые, животные, предметы быта и т.д.
Педагог: Как много предметов можно использовать для чудо-деревьев! Все деревья получились бы они разные, но принцип их построения будет один и тот же. Давайте рассмотрим схему, по которой мы будем рисовать дерево, не существующие в природе.
Педагог демонстрирует плакат-схему"Алгоритм построения дерева, не существующего в природе".
Педагог:
Определяем высоту фигуры будущего (задуманного) дерева. Рисуем ствол.
Методические рекомендации: Для этого сначала находим середину на листе А4 и проводим прямую вертикальную линию. Сверху и снизу листа оставляем место, т.к. по правилам построения композиции рисунок от начала листа и до его конца не рисуют.
Заменяем ствол дерева на задуманный предмет, например, сапог.
Подрисовываем к стволу-сапожку основные ветки.
Заменяем основные ветки на ветки-сапожки.
Методические рекомендации: Основные ветки-сапожки могут быть различные по форме, размерам и отделке.
Подрисовываем к основным веткам сапожка дополнительные ветки-сапожки.
Методические рекомендации: Дополнительные ветки-сапожки могут быть различные по форме, размерам и отделке.
Общие методические рекомендации: В схеме пропущен этап, на котором рисуются дополнительные ветки (в виде прямых линий), но этот принцип построения такой же как и у основных веток. Чтобы дети обратили на это внимание и умели работать по аналогии, у них можно спросить: "Внимательно посмотрите на схему и скажите, что необходимо сделать перед тем как рисовать дополнительные ветки-сапожки". Ответ: "Необходимо нарисовать дополнительные ветки в виде прямых линий, опущенных вниз. А потом уже заменить их на дополнительные ветки-сапожки".
Также можно спросить у детей: "Что мы делаем когда закончили карандашный эскиз?". Ответ детей: "Мы убираем с помощью ластика все вспомогательные и лишние линии".
Заливаем в цвете дерево-сапожок.
Методические рекомендации: Педагог напоминает детям о принципе смешения цветов для получения желаемого. Также обращает внимание на то, что они самостоятельно, исходя из своего замысла, подбирают цветовую гамму.
Педагог: Сейчас каждому из вас необходимо придумать и зарисовать дерево, не существующие в природе. А также придумать название дереву и небольшой фантастический рассказ. Ребята, вам понятно в какой последовательности вы будете рисовать дерево? Если вопросов нет, то можно приступать к работе.
Общие методические рекомендации: Можно напомнить детям, что вся практическая работа делится на 2 основных этапа - карандашный эскиз и заливка в цвете. Т.к. дети работают в разном режиме, то лучше сразу обратить их внимание на то, что когда они закончат карандашный эскиз, необходимо прибраться на рабочих столах и подготовить рабочее место для работы с красками. Необходимо вспомнить вместе с детьми где и как они набирают воду, напомнить правила работы с водой и красками. Практическая работа.
Дети работают самостоятельно.
Методические рекомендации: Во время работы детей педагог наблюдает за их деятельностью, дает рекомендации, отвечает на вопросы. В конце практической работы педагог напоминает детям о необходимости приборки рабочих мест, контролирует как они это делают.
Общие методические рекомендации: Т.к. практическая работа достаточна длительна по времени (50 мин.), то необходимо провести 10 минутный перерыв. Этот перерыв лучше всего организовать перед началом работы в цвете (большинство ребят закончили карандашный эскиз).
На данном занятии во время перерыва дети: могли самостоятельно организовать свою деятельность (пообщаться друг с другом, рассмотреть иллюстрации чудо-деревьев, убрать рабочее место, наполнить емкость водой) или поучаствовать в игре "Расписная мозаика", организованную педагогом.
IV. Заключительный этап (20 мин.)
Организация мини-выставки.
Рассказы детей о своих деревьях.
Уборка рабочих мест.
Педагог: вы все справились с заданием. А сейчас я предлагаю организовать мини-выставку. Для этого каждый подходит к доске и вывешивает свою работу.
Дети вывешивают работы, педагог им помогает.
Педагог: Давайте посмотрим, какие разные и оригинальные деревья у нас получились.
Дети рассказывают о своих деревьях.
Методические рекомендации: Педагог и дети могут задавать вопросы тому, кто только что рассказал про свое дерево. Если ребенок не смог составить рассказ или не захотел рассказывать, достаточно спросить: "А как называется твое дерево?". В конце педагог вмесите с ребятами делает вывод: можно ли глядя на рисунки представленных деревьев определить что это за дерево и сказать, что оно не существует в природе.
Педагог: Молодцы. У вас получились замечательные работы.
До свидания! Дежурный проверяет все ли рабочие места прибраны.
Литература
- Борецкая роспись: Методические рекомендации по программе "Художественная роспись по дереву на основе традиций народного искусства русского Севера". Выпуск 4 / Л.А.Изместьева. - Архангельск: АОИППК РО, 1994. - 32 с.
- Дорожин Ю.Г. Мезенская роспись: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - 16 с.
- Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. - М.: Аквариум, 1998. - 88 с.
- Мезенская роспись: Методические рекомендации по программе "Художественная роспись по дереву на основе традиций народного искусства русского Севера". /Л.А.Изместьева - Архангельск: АОИППК РО, 1992. - 32 с.
- Народная роспись Северной Двины. /Автор-составитель О.В. Круглова. - М.: "изобразительное искусство, 1987.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 368 с.
- Уатт Ф. Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и взрослых /Пер. с англ. М.Д.Лахути. - М.: ООО "РОСМЭН-ИЗДАТ", 2000. - 96 с.