Открытый урок по математике

Разделы: Начальная школа


Тема: Составные задачи на нахождение суммы.

Цели:

  • формировать умение учащихся решать задачи в два действия составлять выражения со скобками
  • развивать вычислительные навыки и математическую речь
  • закреплять знание нумерации чисел в пределах 100.
  • упражнять детей в чтении и записывании примеров на умножение
  • учить заменять действие сложения одинаковых  слагаемых – действием умножения.

1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

2. Устный счет: «Задачи на смекалку»

  • На столе 6 яблок, 1 яблоко разрезали  пополам. Сколько яблок стало на столе?
  • В двух вазах 9 роз. Из одной вазы в другую поставили 3 розы. Сколько теперь роз в вазах?
  • На столе 6 стаканов с соком. Из двух стаканов сок выпили. Сколько стаканов на столе?
  • На двух тарелках было 15 пирожков. Когда с одной тарелки взяли3 пирожка, то на обеих тарелках пирожков стало поровну. Сколько пирожков было на каждой тарелке?

3. «Весёлые задачи»

 Запись решения задачи сложением, а затем заменить на произведение.

Глупый маленький мышонок в сыре дырочки считал:
Сверху две и снизу две, справа две и слева две.
Сколько дырочек всего? Кто сосчитает за него?

2 + 2 + 2 + 2 = 8                 2 х 4 = 8

Именины у синицы,
Гости собрались,
Сосчитай-ка их скорей,
Да не ошибись.
Птичек дружная семья:
Три веселых воробья,
Три вороны, три сороки –
Чёрно-белых белобоки.
Три стрижа и дятлов три
Сколько всех их, назови?

3 + 3 +3 + 3 + 3 = 15           3 х 5 = 15

4. Решение задачи по карточке

 В парке посадили 17 рябин, а берез на 5 больше. Сколько всего деревьев посадили?

– О чем говорится в задаче?
– Сколько посадили рябин?
– А сколько посадили берез?
– Что говорится о том, сколько посадили берез?
– Что нужно узнать в задаче?
– Мы сможем сразу ответить на этот вопрос
– Что для этого надо узнать?
– Что потом будем узнавать?
– Это задача простая или составная?
– Если задача составная, что можем записать перед решением задачи?

рябин – 17 
берез – ? на 5 больше

17 + (17 + 5)

(Учитель записывает на доске, дети в тетради)

1) Сколько берез посадили в парке?
17 + 5 = 22 (б.)
2) Сколько всего деревьев посадили?
17 + 22 = 39 (д.)
Ответ:  в парке посадили 39 деревьев.

5. Закрепление пройденного материала.

I. Прочитайте выражения и решите с объяснением

20 + (37 – 5)                           13 +  29 + 7
75 – (46 – 6)                           38 – (26 + 4)

II. Запиши выражения и вычисли их значения.

  • Произведение чисел 2 и 7 уменьши на 5.
  • Разность чисел 12 и 3 увеличить на 4

6. Самостоятельная работа

I. Решить примеры

90 – 36                   35 + 44
83 + 15                  72 – 18

II. Вычисли, заменяя, где возможно, сложение умножением

 15 + 15 + 15         42 + 42
1 + 1 + 1 + 1        2 + 2 + 3

7. Итог урока

– Давайте подведем итог урока
– Чему вы учились сегодня на уроке?
– Что узнали нового?
– Что воспитывали в себе?
– Какое задание показалось вам интересным?
– А какое вызвало затруднение?

8. Домашнее задание

Расставь в пустых клетках числа от 1 до 8  так,  чтобы в каждом столбце и в каждой строчке сумма трех слагаемых была равна 12.

3

 

 

 

4

6

 

0