Программа элективного курса по английскому языку для учащихся 9-го класса "Чтобы за границей не заблудиться…"

Разделы: Иностранные языки


Пояснительная записка

Программа курса "Чтобы за границей не заблудиться" составлена на основе Государственного стандарта общего образования и рассчитана на 17 часов. Данный курс является предметно-ориентированным курсом. Его страноведческое содержание призвано углубить у учащихся представления о менталитете и культуре страны, язык которой они изучают. Кроме того, курс повышает мотивацию для дальнейшего изучения языка и ориентирует учащихся на гуманитарный профиль (профессии - филолог, лингвист, учитель английского языка), а также даёт возможность попробовать себя в качестве гида - переводчика, т.е. способствует дальнейшему профессиональному самоопределению.

Сквозной сюжет курса основан на ситуации, которая сегодня становится вполне реальной: группа российских школьников отправляется в Великобританию. В ходе занятий учащиеся смогут испытать свои возможности в общении с англоговорящими людьми и определить, насколько реальна для них поездка за границу в плане владения английским языком и способности к коммуникации.

Цель курса: формирование знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации в англоязычной среде.

Задачи курса:

1. Познакомить с особенностями речевого этикета в Великобритании и требованиями к соблюдению норм поведения с учётом национальных особенностей.

2. Формировать уважение к культуре и традициям другого народа.

3. Воспитывать толерантность.

4. Развивать языковую догадку, слуховую и зрительную память, внимание, логическое мышление, способность к сопоставлению нового и ранее изученного материала.

5. Развивать познавательную активность учащихся, навыки самостоятельной и коллективной работы.

6. Развивать социокультурную грамотность учащихся.

Критерии оценки успешного прохождения курса.

Учащиеся, в результате изучения данного курса, должны:

  • уметь вести диалог в ситуациях неофициального общения в бытовой и социокультурной сферах, создавать словесный социокультурный портрет страны изучаемого языка, работать со справочной страноведческой литературой;
  • знать лингвострановедческую и страноведческую информацию, расширенную за счёт новой тематики;
  • владеть оценочной лексикой и единицами речевого этикета, обслуживающими ситуации общения в рамках изучаемых тем;
  • иметь представление о способах выхода из ситуаций коммуникативного сбоя из-за социокультурных помех при общении.

Виды деятельности учащихся.

1. Составление и презентация диалогов по заданной теме.

2. Инсценирование ситуаций.

3. Создание компьютерных презентаций.

4. Написание открытки.

5. Работа со страноведческой литературой,

6. Заполнение бланка въезда в страну,

7. Просмотровое, поисковое и изучающее чтение,

8. Работа с аутентичными материалами

Формы обучения.

  • Групповая работа.
  • Семинар.
  • Пресс-конференция.
  • Сюжетные и ролевые игры.
  • Проект.
  • Виртуальные экскурсии.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения

Деятельность учащихся

1 Формирование группы для поездки в Великобританию. 1 Сюжетная игра Участие в групповой работе
2 Положение Великобритании в современном мире 1 Cеминар Работа со страноведческой литературой
3 Прибытие в страну 1 Сюжетная игра Заполнение бланка въезда, написание открытки
4 Транспорт Британии 1 Деловая игра Чтение текстов, работа с расписанием движения транспорта, работа с картой
5 Британская кухня 1 Творческая мастерская Изучение меню
6 Всё начинается с семьи 1 семинар Аудирование, чтение текстов с целью извлечения интересующей информации
7 Один день в английской школе 2 проект Защита мини-проектов
8 Праздники по-английски 1 семинар Работа со страноведческой литературой
9 Неписанные правила Великобритании 2 практикум Групповая работа, составление памятки
10 Экскурсия по столице 2 Виртуальная экскурсия Работа с картой Лондона, просмотр компьютерной презентации, аудирование, участие во фронтальной беседе
11 Отъезд домой 1 Сюжетная игра Составление и презентация диалогов
12 Мы дома! 2 Пресс-конференция Участие в дискуссии, презентации
13 Подведение итогов 1   Участие в обсуждении и подведении итогов, ответы на вопросы анкеты, рефлексия.

Содержание курса

Тема 1.Формирование группы для поездки в Великобританию.

Введение, цели и задачи курса. Вводное анкетирование по курсу. Знакомство друг с другом. Тестирование "Are you an expert of Great Britain?"

Тема 2. Положение Великобритании в современном мире.

Особенности географического положения, политической системы, экономического статуса, культурной жизни Британии, погодные условия.

Тема 3.Прибытие в страну.

Таможенный и паспортный контроль в аэропорту. Надписи и объявления. Открытка родным о благополучном прибытии.

Тема 4. Транспорт Британии.

Прокат автомобиля. Такси. Экскурсионный двухэтажный автобус. Метро.

Тема 5. Британская кухня.

Питание. Чай - самый популярный напиток в Британии. Рестораны. Закусочные. Пабы.

Тема 6. Всё начинается с семьи.

Один день в семье типичного английского джентльмена. Жилищные и бытовые условия проживания в городской квартире или доме/ коттедже в сельской местности. Межличностные отношения членов семьи.

Тема 7. Один день в английской школе.

Какие бывают школы? Расписание занятий. Внеклассные занятия. Правила и ограничения. Школьная форма.

Тема 8. Праздники по-английски.

Отмечать или не отмечать? Банковские праздники. Молодёжные вечеринки.

Тема 9. Неписанные правила Великобритании.

"When in Roman do as Romans do". Хорошие и плохие манеры. Правила этикета для школьников, путешествующих по Великобритании.

Тема 10. Экскурсия по столице.

Достопримечательности и памятники. Обмен впечатлениями после экскурсии.

Тема 11. Отъезд домой.

Посещение магазинов, покупка сувениров. Прощание с новыми друзьями.

Тема 12.Мы дома!

Рассказ об увиденном, обмен впечатлениями. Работа по созданию компьютерных презентаций по заранее выбранной теме. Показ презентаций.

Игра "A Lucky Chance"

Тема 13. Подведение итогов.

Рефлексия содержания курса - эссе, синквейн, рисунок и т.п. по выбору учащихся. Итоговое анкетирование.

Литература для учащихся.

1. Алмазова Л.А. Как научиться говорить по-английски: Учеб. пособие (для ин-тов и фак. иностр. яз.).- 3-е изд., испр.-М.: Высш.шк., 1989.

2. Голицынский Ю.Б. Великобритания-СПб.; КАРО, 2006.

3. Ощепкова В.В. Книга для чтения на английском языке. Серия "Школа в клеточку". - М.:"Лист", 1997.

4. Мультимедийная обучающая программа "Профессор Хиггинс. Английский без акцента!"

5. Материалы журналов "Иностранные языки в школе" (2000-2008 г.) и газеты "1 сентября" (2005-2008г.)

Литература для учителя.

1. Бим И.Л., Вайсбург М.Л., Грачёва И.П., Лытаева М.А.Рекомендации по организации предпрофильной подготовки школьников с ориентацией на филологический профиль (иностранные языки)//Иностранные языки в школе. 2003.№6.

2. Голицынский Ю.Б. Великобритания-СПб.; КАРО, 2006.

3. Кузьменкова Ю.Б. Азы вежливого общения. - Обнинск: Титул, 2001.

4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (иностранные языки).