Цели урока:
- Познакомить учащихся с целями социалистической индустриализации в СССР.
- Показать, что за годы первых пятилеток СССР совершил гигантский рывок в своем развитии.
- Сформировать представление о героическом труде рабочих, стахановском движении, а также труде заключенных.
Тип урока: урок работы над историческими источниками, документально-исследовательский.
Форма урока: объяснение нового материала с элементами лабораторного занятия.
Триединые дидактические цели:
Образовательная:
– Продолжить формирование умения учащихся анализировать документы или статистические данные;
– Обеспечить определенную степень самостоятельности учащихся при изучении и анализов документов;
Развивающие:
– Продолжить развивать способности к проблемному историческому мышлению;
– Продолжить формировать навыки работы с документами, развивать мыслительную способность при работе с документами.
Воспитательная:
– воспитание в процессе обучения адекватного восприятия материала, уважения к истории прошлого своего народа;
– воспитание понимания и осмысления событий, происходящих в СССР в 30-е годы.
Основные понятия: Индустриализация, форсированная индустриализация, пятилетка, стахановское движение, социалистическое соревнование.
Оборудование:
– Карта “Экономическое развитие СССР к 1940 г”. ( Карта № 6.)
– Учебник История России 9 кл. Косулина Л.Г. Данилов А,С., Данилов А.А.,
– Электронный учебник Антонова Т.С., Данилов А.А. История XX век. Клио Софт.
– Задания по группам;
– Слайд-презентация по теме;
Ход урока
I. Организационный момент.
– Организация начала урока, проверка готовности к уроку.
Объявление учителя в роли консультанта и организатора на уроке, а учащихся исследователями.
Слайд 1. На экране тема урока. “ Социалистическая индустриализация”.
Актуализация знаний.
Фронтальный опрос учащихся.
- Чем характеризуется индустриальное общество?
- Можно ли было назвать общество в 30-е г. – индустриальным?
- Каково было социально-экономическое положение страны в нач XX века?
- В 1927г разразился хлебозаготовительный кризис, какие точки зрения в партии существовали по этому вопросу?
- Чья точка зрения победила?
Учитель: Объявление темы урока.
Слайд 2. Цель темы.
Слайд 3. План урока:
1.Особенности индустриализации.
2.Первая и вторая пятилетки.
3.Социальные проблемы пятилеток.
4.Итоги первых пятилеток.
Записывается план урока в тетрадь.
II. Изучение нового материала. Вводное слово учителя.
В самый разгар проведения экономической политики вопрос о преодолении технико-экономической отсталости, “хозяйственном строительстве”, как тогда говорили, был поставлен на XIV партийной конференции и на XV съезде партии в 1925г.Через пять лет Сталин охарактеризует этот съезд как съезд “индустриализации”. Решение съезда предусматривало как важнейшую перспективную задачу превращения СССР из страны, ввозящей машины и оборудования, в страну производящую их. Сталин предложил провести в нашей стране форсированную ( ускоренную) индустриализацию. Хотя с ним согласны были не все. Но своих политических противников он устранит через некоторое время.
III. Показ текста электронного учебника по теме “Индустриализация. Становление экономической модели” пар – 25).
Вопросы по тексту электронного учебника.
- Какая главная проблема стояла в СССР в 30-е гг.?
- Как страна отреагировала на призыв Сталина “ догнать развитые страны в своем развитии, т.к. отставание составляло от 50 до 100 лет”.
IV. Работа с учебником по первому пункту плана.
(Особенности индустриализации в СССР).
Учащиеся самостоятельно определяют, какие средства использовали западные страны для проведения индустриализации, и в СССР. Делают вывод, записывают в тетрадь.
Слайд 4.
Работа с картой. Учитель показывает стройки первых пятилеток и говорит, что очень большое количество народа участвовало в этих стройках, предлагает учащимся перейти к второму и третьему пункту плана и непосредственно по документам ответить на поставленные вопросы, т.е. исследовать статистический и документальный материал.
V.
По второму и третьему вопросу учащиеся делятся на 3 группы, или, задания раздаются по рядам.
1 группа. Работа со статистическим материалом.
Задание: Проанализируйте успехи страны в годы первой пятилетки (несмотря на невыполнение плановых показателей)
Слайд 5. Таблица . Промышленное производство в годы первой пятилетки.
Вид продукции | Произведено в 1928г | План на 1932г |
Произведено в 1932г |
Электроэнергия млрд кВт ч |
5 | 22 | 13,5 |
Уголь, млн т | 35,5 | 75 | 64,4 |
Нефть, млн т | 11.6 |
22 (будет добыто в 1934 г.) | 21,4 |
Чугун, млн т | 3.3 | 10 (будет выплавлено в 1934 г.) | 6,2 |
Сталь, млн т | 4.3 | 10.4 | 5,9 |
Автомобили, штук | 840 | 100 000 (будет произведено в 1935 г.) | 23 900 |
Трактора, штук | 1300 | 53 000 (будет произведено в 1933 г.) | 48 900 |
2 группа. (Ряд)
Учащимся раздаются документы, по которым они определяют, что их заставляло так напряженно работать в годы первых пятилеток, почему люди шли на героический подвиг и за счет чего достигнуты были успехи первых пятилеток?
Документ 1.
Из воспоминаний очевидцев о строительстве Кузнецкого металлургического комбината. ( Вспоминает главный инженер И.П.Бардин).
“Работали целые сутки. Ночью площадку освещали прожектора, ночные смены не хотели снижать выработку. Когда на половине котлована вдруг обнаружились плавуны, продолжали рыть, стоя в ледяной воде.
Вскоре страна узнала о мощных ударах отбойных молотков забойщиков Горловка. Соревнование горловских забойщиков возглавил уже известный тогда Никита Изотов.
Он превзошел все прежние результаты: за шесть часов вырубил 240 тонн угля. Искра, вспыхнувшая в Донбассе, разгорелась в пламя. По всей стране росло движение за высокую производительность труда. Передовые рабочие опрокидывали устаревшие нормы выработки.
Инициативу рабочих – новаторов одобрили и поддержали Центральный Комитет нашей партии и правительство. Соревнование приняло всесоюзный размах…”
Документ 2.
Из воспоминаний очевидцев о строительстве Магнитки.
“По сравнению с Магнитогорском гигантские стальные заводы Рура и мощные металлургические предприятия Франции, Бельгии и Англии выглядят пигмеями…
История не знала еще случая, чтобы целая нация строила с таким энтузиазмом металлургический завод. В сущности, металлургический завод создан советской молодежью: 60% рабочих этого строительства моложе 24 лет. Строгая дисциплина помогла преодолеть многочисленные трудности строительства”.
Документ 3.
Из письма А.М. Исаева родным со строительства Магнитки.
“…Если нужно, рабочий работает не 9, а 12-16 часов, а иногда и 36 ч подряд – только бы не пострадало производство! По всему строительству совершаются тысячи случаев подлинного героизма. Это факт…”
Документ 4.
1930. Директору мирового гиганта.
Я ударник. Имею даже премии за хорошую работу. Желаю буксировать Магнитострой. Прошу вашего распоряжения прибыть на мировой гигант. Ответа не пишите, потому что наша бригада уже снялась с Москвы и едет до Вас.
Из воспоминания рабочего.
“В декабре 1930г мы закончили здание, сделали его намного быстрее, чем планировалось.
Вскоре перешли в другой цех. И начали работу по огнеупорной кладке. Размаху дать сразу не могли. Но вскоре освоили и, вместо …165 кирпичей, стали давать по 1200.”
3 группа. Социальные проблемы первых пятилеток.
Комментарий.
Основной лозунг второй пятилетки был объявлен правительством : “ Кадры решают все!”.
Не хватало квалифицированных специалистов, было организовано массовое обучение рабочих. В 1934 г только в тяжелой промышленности разными формами обучения были охвачены 700 тыс. человек, а в 1935 г. – 1.5 млн. Высоко ценились производственные достижения США. Большинство индустриальных объектов строилось по американским образцам. Слова “ американские темпы” звучали по всей стране. Некоторые иностранные специалисты работали у нас в стране.
Задание.
- Определите по документам, каково было положение советского рабочего, заключенного и иностранца, работающих у нас в стране в годы первых пятилеток.
- Сделайте вывод об отношении к рабочим своей страны со стороны государства?
Энциклопедия для детей т. 5, стр 440. “ Трудно привыкнуть к социализму”.
“Практически на любом предприятии иностранцы снабжались лучше своих советских коллег, но это была иерархия в бедности. В Карелии на лесоразработках советские рабочие жили в бараках по 30 человек в комнате. Для американцев, приехавших их города Абердин, власти создали лучшие условия. Они жили в отдельных комнатах, всего лишь (!) по три семьи, пользуясь общей кухней. В месяц они получали по 1 кг масла, сала, макарон; 2,5 кг сахара и по три буханки хлеба в день. На фоне того, что получали советские рабочие – буханка хлеба в день, немного сахара и масла”.
“И в то же время о своих условиях немецкий рабочий писал их Сталинграда: “ Знаешь, Якоб, к чему меня все больше тянет? К кружке пива и ломтю лимбургского сыра. Эх, вы не цените условий, в которых живете! Лишений, которые мы здесь переживаем, не пожелаешь и врагу. У нас животное живет лучше, чем здесь человек”.
Документ 1. Беломоро-Балтийский канал. Энциклопедия для детей. Т 5. стр. 458.
“С начала 30-х гг. индустриализации труд заключенных использовали на стройках, направляли на самые тяжелые работы: прокладывали каналы, строили железные дороги, шахты. В 1934г в исправительно-трудовых лагерях (ГУЛАГ) насчитывалось уже 510 тысяч человек. 13 февраля 1931 г. совет труда и обороны принял постановление о строительстве канала, соединяющего Балтийское и Белое моря. На этой трассе 227 км нашли свою смерть тысячи заключенных. Всего за 20 месяцев – с сентября 1931 года по апрель 1933, канал был возведен. Из отпущенных государством на строительство 400млн руб потратили всего 95 млн. 300 тыс рублей. Дневная норма для каналоармейца – “два кубометра гранитной скалы, и 100 метров вывоза его на тачке”. Почти без сна работали заключенные, т.к. канал нужно было сдать раньше запланированного срока.
Документ 2.
Из воспоминаний рабочих Днепрогэса.
“На производстве работа кончалась в 5 часов… Придя домой, поужинаем, помоемся и начинаем газету читать. Потом разговоры начнутся. Большое было разговоров об американцах, которые должны были работать у нас в стране”.
Документ3.
“Французы косились на нас, считали чудаками и сердились, особенно, когда мы еще новый встречный выдвинули - 2,2 тонны. Потом мы и эту цифру перекрыли, давая до 3,8 тонны… мы выигрывали на расстановке рабочей силы. Там, где французы ставили 6 человек, нам достаточно было 4 человека…”
Социалистическое соревнование и стахановское движение.
Комментарий. Давлением страха можно было заставить работать на пределе человеческих возможностей директоров строек. Но стимулировать таким способом миллионы рабочих, добиться того, чтобы каждый из них полностью выкладывался на производстве, было нереально – нужны были другие подходы. Интенсивность труда, как правило, зависело от его оплаты. Уровень труда на советских заводах был низким. Но часть рабочих получала высокие заработки.
Задание. Определите по представленным документам, что было общего, а что различным в положении рабочих 30-х гг.?
Документы. Из листовки, распространявшейся в Рубежанском химико-технологическом институте (автор – студент А.М. Будов. 1935 г.).
“Что значит взять рекорд? Это значит напрячь до максимума свое физическое состояние. Это характерно в стахановском движении. Ведь зачем спорить, зачем это отвергать. “Производственный энтузиазм”. Пролетариат, желая обеспечить материально себя, старается не отстать в повышении своего заработка, от бешено повышающихся цен на товары. Он перекрывает рекорды, не щадя своих сил, лишь бы получить больше денег. И, представьте, умно придумано. За каждую лишнюю вырубанную тонну угля прогрессивка насчитывается вдвойне, втройне. Выдумали всякие премии. Глупо думать, что стахановские премии повысят заработанную плату. В основной массе, нет. (Зарплата простого рабочего составляла от 200 руб до 400). Подавляющее большинство инженерно-технического персонала угольного Донбасса получают ниже средней ставки”.
Рабочие в принудительном порядке должны были подписаться на государственный заем в размере двух – четырех недельного заработка. (т.е. отдать свою зарплату государству). Рабочие жили в коммуналках и бараках без всяких удобств”.
Документ “Стаханов А.Г”.
Стаханов Алексей Григорьевич (1905-1977)
“В ночь с 30 на 31 августа 1935 г установил рекорд, добыв за смену 102 т. Угля вместо 7 т. По нормам. Результат Стаханова был достигнут в силу замены прежней, индивидуальной работы шахтеров (при которой каждый и рубил уголь, и крепил забой) бригадной организацией труда с разделением трудовых функций. Стаханов работал только отбойным молотком, а вслед за ним шли двое других шахтеров, крепившие лаву. Это было, несомненно, прогрессивным новшеством, и результаты трудовой деятельности даже трех человек представляли высокий экономический показатель. Но результат был приписан только одному Стаханову.
Высокие заработки стахановцев (от 700 до 2000 руб) должны были служить подтверждением сталинских слов “жить стало лучше... жить стало веселее, а когда жить весело, работа спорится”. Уже на следующий день после рекорда Стаханова партком (партийный комитет) его шахты постановил немедленно предоставить ему квартиру, оборудовать ее за счет шахты мягкой мебелью; выделить семейную путевку на курорт и два именных места в клубе на все фильмы, вечера. Писатель Александр Авдеенко вспоминал о своем посещении героя через год после рекорда. “ входим в дом, забитый до предела вещами. Новенькое все, еще до конца не распакованное. Пианино, диван, полированный стол. Два патефона. Радиоприемник, гора пластинок на полу. …Колбасы и пластины сала на столе. Бублики, батоны, окорока. Смеется Стаханов. – Со всех концов Донбасса шлют…”
Слайд 6. Приложение 1.
VI. Защита работ.
Каждая группа ( ряд) защищает свои вопросы с комментариями и доказательствами фактов из документов. По каждому вопросу итоги выводов записываются в тетрадь.
Учитель:
Вывод. Итак, мы рассмотрели сегодня тему “ Социалистическая индустриализация”, Какие выводы мы можем сделать, исходя из нашего исследования?
СССР совершил за годы 1 и 2 пятилетки гигантский рывок, но в то же время это было достигнуто за счет массового труда рабочих, бесплатного труда заключенных, снижения жизненного уровня населения. Форсированная индустриализация привела страну к командно-административной системе, плановой экономике.
Слайд 7.
Итоги индустриализации. Учащиеся заполняют таблицу в тетрадь по итогам индустриализации. (Таблица. См. Приложение 2).
Учитель:
Подвести итоги урока можно, опираясь на высказывание Л.Б. Баткина:
“Сталинская индустриализация на основе закрепощения крестьянства, массовых репрессий, принудительного труда, государственного гнета, использования инерции, революционного воодушевления и иллюзий – это хоть и очень быстрая, как и при всех подобных режимах, но зато однобокая и поверхностная модернизация”.