Цель урока:
- Проверка знаний учащихся по основным разделам титульной темы.
- Воспитание в них чувства гордости за историю своей Родины и чувства ответственности за ее будущее.
- Развитие в учениках чувства товарищества, взаимопомощи, умения быстро соображать, связно и четко выражать свои мысли.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, портреты деятелей эпохи.
Ход урока
- На экран выводится таблица из 7 основных разделов, в каждом разделе 7 вопросов.
- Выбирается жюри из трех человек, которое следит за игрой, отмечая активность играющих. Отмечаются номинации: Самый активный игрок, Самый внимательный игрок, победители в которых получают оценку “отлично” вне зависимости от победы или поражения своей команды.
- Играют три команды. Первая команда выбирает раздел и цену вопроса, ведущий читает вопрос. Команда, знающая ответ, подает сигнал, после чего озвучивает ответ.
- В случае, если ответ верен, к лицевому счету команды прибавляется сумма, равная цене вопроса. В случае, если ответ неверен, с лицевого счета команды вычитается сумма, равная цене вопроса.
- Если ответ неверен, право ответа переходит к следующей команде, которая имеет право ответить или не отвечать на него. Если никто не ответил, вопрос может быть задан болельщикам.
- Вопрос, отмеченный знаком “Кот в мешке”, отдается командой, выбравшей его, своим соперникам по желанию.
- Вопрос, отмеченный знаком “Вопрос – аукцион”, разыгрывается м/у командами и достается той из них, которая предложит наибольшую ставку.
- Победитель викторины определяется после финальной “Своей игры”, в которой команды могут делать ставку, не превышающую суммы их лицевого счета. В случае, если ответ верен, к лицевому счету команды прибавляется сумма, равная их ставке. В случае, если ответ неверен, с лицевого счета команды вычитается сумма, равная их ставке.
- Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Она получает оценки “отлично” и призы “Сладкий вкус победы”. Проигравшие команды получают оценки “хорошо” и призы “Капля меда для снятия горечи поражения”.
- Группы вопросов:
I. Восстание декабристов:
1) На какую из площадей Санкт-Петербурга восставшие вывели полки в ночь на 14 декабря 1825 г.?
– Сенатская площадь.
2) Какой русский поэт прославил жен декабристов, последовавших в Сибирь за сосланными на каторгу мужьями?
– Н.Некрасов.
3) Какой полк вышел первым на площадь? --– “Кот в мешке”.
– Московский.
4) Кто из декабристов был избран диктатором России?
– С.Трубецкой.
5) Фамилия генерала, героя 1812 г., которого смертельно ранил декабрист Каховский? --– “Вопрос – аукцион”.
– Милорадович.
6) Декабрист, автор “Русской Правды”?
– П.Пестель.
7) Что являлось главным требованием декабристов?
– Конституция.
Своя игра: Декабрист, поэт, друг Пушкина, которому посвящен роман Ю.Тынянова “Кюхля”
– В.Кюхельбекер.
II. Отечественная война 1812 года:
1) Командующий русской армией до М.И.Кутузова?
– Барклай де Толли.
2) Какое сражение произошло 26 августа 1812 года?
– Бородинское.
3) Как начали называться парижские кафе после захвата Парижа русской армией? --– “Вопрос – аукцион”.
– Бистро.
4) Сражение под этим бельгийским городом завершило разгром наполеоновской армии и стало нарицательным выражением последнего поражения? --– “Кот в мешке”.
– Ватерлоо.
5) Название конгресса, решившего судьбу послевоенной Европы?
– Венский.
6) По какой дороге Кутузов заставил Наполеона отступить из Москвы?
– Смоленская.
7) Фамилия казачьего атамана, чье имя наводило ужас на французов и осталось в русском фольклоре?
– Платов.
Своя игра: Какой мир был заключен после поражения русско-австрийских войск под Аустерлицем?
– Тильзитский мир.
III. Правление Павла I:
1) Сколько лет правил Павел I?
– 6 лет.
2) Пригород С.-Петербурга, столица Павла I до вступления на престол? – Гатчина.
3) Король, кумир Павла I? – “Вопрос – аукцион”.
– Фридрих II.
4) Кто стоял во главе заговора против Павла I?
– Граф Пален.
5) Чем именно убили Павла I? – “Кот в мешке”.
– Табакеркой.
6) Гроссмейстером какого рыцарского ордена был Павел I?
– Мальтийского.
7) Какой указ Павла I немного облегчил жизнь крепостных крестьян?
– Указ о трехдневной барщине.
Своя игра: Какой указ Павла I регулировал вопрос о том, кто должен становиться царем?
– Указ о престолонаследии.
IV. Правление Александра I:
1) Кто из полководцев Александра I совершил героический переход через Альпы?
– А.Суворов.
2) Как называлась особая организация войск при Александре I, при которой воинская служба совмещалась с обработкой земли?
– Военные поселения.
3) За кого из советников Александра I Наполеон предложил одно из своих королевств?
– М.Сперанский.
4) Название кружка, состоявшего из ближайших друзей Александра I?
– “Негласный комитет”.
5) Какими словами граф Пален напутствовал Александра I на царствование в ночь убийства Павла I? – “Вопрос – аукцион”.
– “Довольно ребячиться, Ваше Величество! Ступайте царствовать!”.
6) Указ Александра I, согласно которому помещик при желании мог освобождать крепостных с землей? – “Кот в мешке”.
– Указ о “вольных хлебопашцах”.
7) Полководец, герой 1812 г., “покоритель Кавказа”?
– Ермолов.
Своя игра: Принцип, предложенный М.Сперанским для упорядочения уровней и ветвей власти?
– Принцип разделения властей.
V. Правление Николая I:
1) Реформа, предложенная и осуществленная Е.Ф.Канкриным? – “Кот в мешке”.
– Денежная.
2) Кто руководил войсками мятежных горцев во время кавказской войны?
– Шамиль.
3) В чем была суть кодификации законов?
– Отбор и упорядочение законов.
4) Чего больше всего боялся Николай I на протяжении всего своего правления? --– “Вопрос – аукцион”.
– Революции.
5) Автор теории “официальной народности”?
– Граф С.Уваров.
6) Что такое “картофельные бунты”?
– Бунт против “казенной” барщины.
7) Как называлось учреждение, занимавшееся политическим сыском? Кто им руководил?
– Третье отделение, А.Бенкендорф.
Своя игра: Министр, осуществившийреформу управления государственной деревней?
– Киселев.
VI. Славянофилы v западники:
1) Русский писатель, входивший в кружок петрашевцев, приговренный к расстрелу?
– Ф.Достоевский.
2) К какому течению относился К.Аксаков? – “Кот в мешке”.
– Славянофилы.
3) Кто такие славянофилы?
– Обращение к славянским народным корням.
4) Чего требовали славянофилы, и западники?
– Отмены крепостного права.
5) Что означает славянофильское слово “хорошилище”? – “Вопрос – аукцион”.
– Франт.
6) Кого западники считали гением, а славянофилы – злодеем, погубившим Россию?
– Петра I.
7) Русский писатель, ярый сторонник западничества?
– И.Тургенев.
Своя игра: Автор записки “О старом и новом”?
– А.Хомяков.
VII. Крымская война:
1) Годы Крымской войны?
– 1853 – 1856 гг.
2) Какой русский врач, участвуя в обороне Севастополя, изобрел антисептик?
– Пирогов.
3) Посол Николая I при дворе турецкого султана, своим вызывающим поведением озлобивший турков? – “Кот в мешке”.
– А.С.Меншиков.
4) Сколько дней длилась Севастопольская оборона?
– 349 дней.
5) Какие государства составили антирусскую коалицию?
– Франция, Англия, Турция, Сардиния.
6) Две основные причины Крымской войны? – “Вопрос – аукцион”.
– Черноморские проливы/опека над христианскими храмами в Палестине.
7) В каком сражении адмирал Нахимов сжег практически весь турецкий флот?
– В Синопском.
Своя игра: Какое государство в результате одной из русско-турецких войн получило независимость?
– Греция.
4. Итоги урока.