Занятие по психологии на развитие математических способностей "Спасем Королеву Математики"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель занятия:

Формировать мотивацию учения, ориентированная на удовлетворение познавательных процессов, радость творчества. Увеличение объёма памяти и внимания. Формирование мыслительных процессов. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей. Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Развитие мелкой моторики пальцев рук, ориентировку на листе бумаги и в пространстве. Развивать коммуникативные навыки, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми. Формирование навыков самооценки, уметь высказать своё отношение к занятию, к тому, что понравилось, а что было трудным.

Оборудование: цветные карандаши и ручки на каждого, лист с заданием, раздаточный материал, знаки символы, геометрические фигуры, цифры.

Ход занятия

(Дети входят в зал)

Психолог: Ребята, посмотрите сколько взрослых! Давайте с ними поздороваемся, на всех посмотрим, чтоб больше неотвлекаться.

Ребята, чему вы сегодня удивились? А я сегодня удивилась солнцу. Кто знает, что такое солнце? (большая звезда). Солнце как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться.

Утром ранним кто-то странный заглянул в моё окно,
на ладони появилось ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло, будто руку протянуло.
Тонкий лучик золотой и как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной!

Давайте поприветствуем друг друга, доброе утро! Я желаю вам дружно и весело провести день, увидеть много интересного.

Упражнение “Передай улыбку”

Цель: Настроить на психологическую конфортность, на доброжелательные отношения и эмоциональное благополучие. Дети друг другу улыбаются и нежно хлопают в ладоши.

Психолог: Ребята я получила звуковое письмо, хотите послушать от кого?

“Дорогие, ребята! К вам за помощью обращается Королева Математики! Я в беде! Меня похитили марсеани с планеты Марс. Они хотят, чтоб вы незнали математики, а я знаю, что я вам нужна! Я в опасности, помогите! Соберите все свои знания по математике, и прошу Вас, спасите меня. Если вы выполнети все задания Марсиан, то я вернусь обратно в королевство, об этом вы узнаете по моим подаркам”

Ребята, как вы думаете, нужна ли нам математика? Зачем?

Ну, что будем спасать Королеву?

На какой планете Королева Математики? (на Марсе) А мы с Вами на какой планете живём? (планета Земля) Какие вы ещё знаете планеты? (Юпитер, Венера, Сатурн, Нептун, Плутон, Меркурий) Как же нам добраться до Марса? (на ракете)

Чтоб построить ракету и отправиться в космос, мы должны стать командой. Командой дружной, сплочённой, как единый механизм.

Упражнение: “Единое целое”

Цель: Уметь работать в группе, выполнять движения или действия сообща. Развитие коммуникативных навыков.

По команде “Единое сердца”, группа берётся за руки и произносит удары сердца “тук”, вместе, дружно с одинаковой силой голоса. По команде “Единое дыхание” группа вместе, дружно, делает вдох и медленный выдох.

Вот у нас сплочённая, дружная команда и мы начинаем строить космический корабль.

У вас на столе лежат листы с нарисованными геметрическими фигурами, вы должны их раскрасить соответственно схеме и вырезать. (Треугольник-красный; прямоугольник-зелёный; квадрат-синий; прямой треугольник-жёлтый; пламя-красное) А, теперь повторим, какие фигуры и в какой цвет.

Игра: “Строим ракету”

Цель: Развивать мелкую маторику рук, уметь правильно и аккуратно раскрашивать, не выходя из за контура, уметь сложить целое из фрагментов. (Дети раскрашивают, вырезают и собирают на столе ракету)

Молодцы! Ракета готова, можно собираться в путь, но нам нужна с собой еда.

Игра “Соберём чемоданчик с едой”

Цель: Развивать внимание, сенсорные навыки знание геометрических фигур, уметь работать дружно, быстро и правильно.

Расположить фигуры так, чтоб и в столбцах и в строках фигуры не повторялись.

Так, ракета есть, еда есть. В путь!

Какой бывает счёт? (прямой, обратный)

Элемент активной релаксации “Мы в космосе”

Сели в космические кресла, взялись за штурвал, напрегаем группу мышц, и как говорим Пуск! закрываем глаза.

И так произведём обратный отсчёт 100,90,80,70,60,50,40,30,20,10,0, Пуск! Мы свами оторвались от земли, и направились в космические дали. Дыхание у нас ровное, свободное, тело наше легкое и невесомое, мы чувствуем притяжение земли. Вокруг нас сверкают звёзды, манят нас к себе в гости, но наша цель планета Марс. Вот промелькнула планета Венера, Юпитер, Сатурн, Плутон. А вот и планета Марс, на которой нам предстоит решить математические задания и спасти Королеву Математики. Взялись за штурвал, дыхание ровное и свободное, напряглись и надовили на тормоз. Ракета совершила мягкую посадку, мы медленно открываем глаза, выходим из коробля.

Вот это планета Марс, на ней нет никаких Марсиан, но кудаже нам идти, где Королева?

Посмотрите, я вижу какое-то послание. “ Привет Земляне! Как выполните задания, так мы вам вернём вашу Королеву Математики. Марсиане”

1 задание.

Скажите, из каких геометрических фигур выполнена лягушка?(2-полукруга, 4-круга, 1 треугольник, 6-прямоугольников, 4-многоугольника)

Ребята, что это (ведущий показывает знаки символы)? Это знаки символы, Этот символ показывает размер, Этот символ цвет, Этот символ форму.

Сейчас я вам покажу символы, а вы должны сказать какой фигуре этот символ пренадлежит, и наоборот я вам покажу фигуру, а вы должны сказать какие символы принадлежат к ней. Это задания нам поможет для дальнейшего спасения Королевы.

2 задание:

Перед нами болото, вам надо по очереди пройти через него, вставать надо на ту фигуру какой символ покажу.

Игра “Кочки”

Цель: Уметь распознать геометрические фигуры по знакам символам. Развивать наблюдательность, внимание, ориентировку в пространстве.

3 задание: “Математические задачки”

Цель: Развитие математических действий сложения и вычитания. Выслушав задачу, ответ не выкрикиваем, а записываем на тетрадный лист, а потом мы все вместе проверим.

Три гуся летят над нами,
Три других за облаками
Два спустились на ручей,
Сколько было всех гусей?(8)
Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал 3 окуней.
Рыбак Евсей-4 карасей,
А рыбак Михаил 2 сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки, натаскали из реки. (9)

2 цыплёнка стоят, 2 в скарлупке сидят,
6 яиц под крылом у наседки лежат.
Сосчитай поверней, отвечай поскорей,
Сколько будет цыплят у наседке моей. (10)
Стоит коза, голосит коза:
– Ой, беда, ой беда, беда!
Разбежались кто куда, семеро козлят!
Один-в лесок, а другой-застог.
А третий козлёнок спрятался в бочонок!
А сколько козлят в избушке сидят? (4)

Молодцы, осталось совсем немного и мы спасём королеву.

4 задание: “Графический диктат”

Цель: Развитие внимание, моторики пальцев рук, ориентацию на тетрадном листе.

От точки одна клетка вверх, три клетки вправо, две клетки вниз, одна клетка влево, одна клетка вниз, семь клеток вправо, три клетки вверх, две вправо, одна клетка вниз, две клетки вправо, одну клетку вниз, три клетки вправо, две клетки вверх, одна вправо, три клетки вниз, одну клетку вправо, точка.

5 задание: “Что изменилось”

Цель: Развитие внимания, памяти, мышления.

На столе лежат игрушки, внимательно посмотрите, запомните. Сколько их, где стоят, запомните последовательность. Закрыли глаза. (Переставляем или убераем игрушки) 2-3 раза.

6 задание: “Положи фигуру”

Цель: Развитие мышления, памяти, переключения и распредел внимания, ориентировка на листе, закрепить знание геометрических фигур, размера и цвета. Развитие слухового восприятия.

Перед вами лист бумаги, у него есть углы и стороны. Вы должны внимательно слушать и выполнять команды.

И так, положите желтый квадрат в левый нижний угол, положите красный круг в центр листа, положите красный треугольник в левый верхний угол, положите синий квадрат в правый верхний угол, зелёный овал положите в правый нижний угол, желтый круг к левой стороне, синий прямоугольник к верхней стороне, зелёный многоугольник к правой стороне и синий треугольник к нижней стороне.

Молодцы, и последнее задание Марсиан.

Марсиане на память королеве собрались подарить бусы, только бусенки рассыпались, помогите их собрать.

7 Задание: “ Собери бусы Королеве”

Цель: Продолжить закономерность, развивать переключение и концентрацию внимания иелкую маторику пальцев рук.

Приходит почтальон инопланетянин: Привет, я космический почтальон. Какая это планета? (дети-Марс) А, вы пришельцы, с какой планеты? (С планеты земля) Что вы здесь делаете земляне? (мы спасаем королеву Математики) Значит это вам! Досвидание! Удачи!.

Психолог: (открывает коробку, читает)

“Большое спасибо, ребята. Я дома. Королева Математики”

Ну что вот мы и помогли нашей королеве, пора домой. Мы с вами победили в математической борьбе, и оказались сильнее марсиан. Сели на свой космический корабль, обратный отсчёт 100,90,80,70,60,50,40,30,20,10,0, Пуск! Закрыли глаза. Дыхание ровное, спокойное, мы летим домой. Вокруг нас звёзды, они нас манят своим сиянием, но мы обещаем им, что следующий раз мы погостим и у них.

Вот наша планета Земля. Корабль медленно садиться. Нам легко и свободно, мы довольны, что помогли королеве.

Медленно открываем глаза, наше путешествие подошло к концу.