Хозяйство Северо-Запада России

Разделы: География


Учебно-воспитательные цели:

  1. Составить общее представление об этапах экономического развития Северо-Запада России.
  2. Определить отрасли специализации экономического района и факторы обусловившие их размещение по территории.
  3. Показать сущность проблем, возникающих при взаимодействии человека и природы.
  4. Организовать деятельность учащихся в группах по характеристике ведущих отраслей специализации хозяйства, закрепляя навыки коллективной работы, умение оформлять ответы отдельных учеников в виде единого ответа.
  5. Продолжить формировать географические умения: анализировать  картографические и статистические материалы, давать краткую   характеристику отраслям. Вести работу над общеучебными умениями:  выделять главное, сравнивать, обобщать, слушать, дополнять.

Оборудование: демонстрационная карта Северо-Западный и Северный районы России (экономическая), продукция заводов Северо-Западного района: фотоаппараты, оптические приборы-линзы, ювелирные изделия   из янтаря, модули на печатной основе – задания группам, картина  Пётр 1, раздаточные карточки для рефлексии, географические   атласы для учащихся, карта Калининградская область свободная  экономическая зона “Янтарь” для показа через кадоскоп.

Структура урока:

План

  1. Факторы формирования района
  2. Этапы экономического развития района
  3. Ведущие отрасли хозяйственной специализации, факторы, определившие их размещение, проблемы, возникающие при взаимодействии человека и природы
  4. Свободная экономическая зона “Янтарь”
  5. Проблемы Санкт-Петербурга

Ход урока

Мотивационно-целевой блок.

Сегодня на уроке мы познакомимся с хозяйством Северо-Западного экономического района России.

Поставьте задачу на урок: что должны мы узнать сегодня?

Отраслевой состав промышленности

– Отраслевой состав сельского хозяйства

Какую промышленную и сельскохозяйственную продукцию производит данный район России

– Какие проблемы возникают в результате хозяйственной деятельности человека.

Вводная беседа:

– Какой экономический район России мы изучаем?

Северо-Западный.

– Какие территории входят в его состав?

Ленинградская, Псковская, Новгородская, Калининградская области и г. Санкт– Петербург.

Процессуально-содержательный блок.

Изучение нового материала

1. Факторы формирования района

Беседа:

– Вспомните, какие факторы повлияли на формирование Северо-Западного экономического района в целом?

– Приморское положение (выход в Балтийское море, через Финский Залив)

– Приграничное положение (граничит со странами Европы)

– Столичное положение г. Санкт-Петербурга (с 1712– 1918гг.– 200 лет)

– В каких городах Северо-Запада стала зарождаться экономика?

Великий Новгород, Псков.

– Какие причины тому послужили?

Через территорию проходил торговый путь “Из варяг в греки”, а города

В.Новгород и Псков входили в Ганзейский торгово-политический союз Северной Германии, который осуществлял посредническую торговлю между Западной, Восточной, и Северной Европой, в этих городах были конторы Ганзы.

– Основные занятия людей?

Ремесло, торговля.

– Какое важное историческое событие в этом районе происходит в 1703 году?

На пустом месте царь Пётр 1“прорубает окно в Европу”, строится

С. Петербург.

2. Этапы экономического развития района

Лекция учителя:

После присоединения к централизованному Русому государству Новгорода и Пскова города края утратили свою ведущую роль во внешней торговле, а после основания С. Петербурга хозяйственная жизнь городов продолжала приходить в упадок.

В тоже время Санкт-Петербург бурно развивается, используя своё выгодное географическое положение, которое усилилось с созданием воднотранспортных систем, связывающих его с Волгой, а затем и систем железных дорог. Первоначально промышленность Санкт-Петербурга была связана с созданием судостроительных верфей и производством для царского двора предметов роскоши: бархата, шёлка, позументов. Затем из Москвы сюда были переведены школы математики и навигации, инженерные и артиллерийские, Морская академия и Славянская школа, Славяно-греко-латинская академия. Затем была создана императорская Академия наук (1747г.) – теперь Российская академия наук.

Дореволюционная промышленность Санкт-Петербурга работала в основном на импортном сырье: английском угле, американском хлопке, привозном каучуке и российском, поступающем из других районов страны. Поэтому промышленность города привязывалась к морскому побережью. Среди промышленных предприятий преобладали государственные или развивающиеся на государственных заказах.

В XIX и начале XX века, в городе создаются предприятия по производству разнообразных судов ( особенно военных), паровозов, артиллерийских орудий, электротехнического оборудования. Строятся чугунолитейные, текстильные и кожевенные фабрики.

Быстрое возникновение Санкт-Петербурга “на пустом месте” и его величественный облик поражали воображение. Вот как описывает А.С.Пушкин Петербург начала 19 века.

…Прошло сто лет и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво:
Где прежний финский рыболов
Печальный пасынок природы
Один из низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод, ныне там
По оживлённым берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся
В гранит оделася Нева
Мосты повисли над водами
Тёмно-зелёными садами
Её покрылись острова
И перед младшею царицей
Померкла старая Москва
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.

– Ребята, о чём пишет А.С.Пушкин в своём стихотворении? Что происходит с городом?

3. Ведущие отрасли хозяйственной специализации, факторы, определившие их размещение, проблемы, возникающие при взаимодействии человека и природы.

Работа с экономической картой: беседа

Как вы думаете, что же сейчас представляет собой данный экономический

район, какие отрасли хозяйства здесь развиты?

– Здесь развиваются различные отрасли промышленности, много центров машиностроения, химической промышленности, развита лесная и деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность, есть предприятия лёгкой и пищевой отрасли, на юго-западе района существуют льнозаводы.

– Выделите отрасли хозяйственной специализации, которые, по-вашему, составляют основу данного района.

– Машиностроение, химическая промышленность, АПК.

Практическая работа в группах: ( подготовка учащихся, отчёт групп, дополнения)

Задание 1 группе:

Характеристика машиностроения Северо-Запада России.

Используя различные источники географической информации:

  1. Текст параграфа 27, стр.124.
  2. Экономическую карту Северо-Западного района России, рис 34, стр123 учебника.
  3. Карту атласа “Северо-Западная и Северная Россия”.

Составьте характеристику машиностроения Северо-Западного района по плану:

Назовите отраслевой состав машиностроения (Машиностроение и металлообработка, судостроение и судоремонт, производство военных судов).

2. Какие факторы определили данную специализацию?

а) ориентация на передовую науку; г) потребительский; б) трудоемкость; д) транспортный.

в) металлоёмкость (обоснуйте своё решение)

3. Назовите и покажите центры машиностроения и продукцию, которую они выпускают. (С.Петербург, В.Новгород, Псков, В.Луки, Выборг, Калининград).

-Энергетическое оборудование для разных типов электростанций – “Ижорский завод”, объединение “Электросила”, “Кировский завод”, “Металлический завод”

– Судостроительные предприятия: военные суда, танкеры, сухогрузы, рыболовецкие траулеры.

– Оптико-механическое объединение “Ломо”: фотоаппараты, телескопы, оптические приборы для подводных лодок, танков.

-Объединение “Светлана”: электронное оборудование.

– г. Выборг: плавучие платформы для добычи нефти и газа на шельфе.

4. Как вы думаете, возникают ли какие то проблемы в связи деятельностью данной отрасли в этом районе России?

(Экологические проблемы, связанные с загрязнениями атмосферы и гидросферы)

Задание 2 группе:

Характеристика химической промышленности Северо-Запада России.

Используя различные источники географической информации:

1. Текст параграфа 27, стр. 124.

2. Экономическую карту Северо-Западного района России, рис 34, стр123 учебника.

3. Карту атласа “Северо-Западная и Северная Россия”.

Составьте характеристику химической промышленности Северо-Западного района по плану:

1.Назовите отраслевой состав химической промышленности района.(Химическая, нефтеперерабатывающая, производство минеральных удобрений).

2.Какие из перечисленных факторов определили данную специализацию?

а) потребительский; в) обеспеченность сырьём, водой, дешёвой эл. Энергией;

б) сырьевой; г) экологический (обоснуйте своё решение).

3.Назовите и покажите центры и продукцию, которую они выпускают.

(С.Петербург, Н.Новгород, Бокситогорск, Волхов, Кингисепп, Сланцы).

– Изделия из резины, шины, обувь– “Красный треугольник”.

– Разнообразные удобрения.

– Бензин, дизельное топливо, смазочные масла– Кириши (нефтепровод).

4.Как вы думаете, возникают ли какие то проблемы в связи деятельностью данной отрасли в этом районе России? Какие?

(Экологические проблемы, связанные с загрязнением вод и воздуха)

Физкультурная минутка

Мы по России вдоль пойдём
Затем обратно повернём (шаги на месте)
Увидим ширь её полей
Высоты гор и даль степей (работа рук)
Вокруг красиво – гордый я
Ведь это Родина моя! (повороты головы)

Задание 3 группе:

Характеристика АПК (сельского хозяйства) Северо-Западного района России.

Используя различные источники географической информации:

  1. Текст параграфа 27, стр.124.
  2. Экономическую карту Северо-Западного района России, рис 34, стр123 учебника.
  3. Карту атласа “Северо-Западная и Северная Россия”.
  4. Физическую и климатическую карту в атласе 8 класса.

Подготовьте характеристику сельского хозяйства Северо-Западного района по плану:

  1. Каковы природные предпосылки для развития сельского хозяйства: характер рельефа, особенности климата? (Равнинный рельеф – Русская равнина, умеренно-континентальный климат, с умеренно холодной зимой и нежарким летом, достаточное, даже избыточное увлажнение – дают хорошие предпосылки для развития АПК. Проблемы возникают при обработке почвы – территория подвергалась оледенению, избыточное увлажнение территории).
  2. Состав отрасли: растениеводство, животноводство. ( Льноводство, зерновое хозяйство – выращивание ржи, овощеводство, картофелеводство. Молочное животноводство, свиноводство, птицеводство, пригородное хозяйство).
  3. Особенности размещения. ( северо-запад района – овощеводческий с молочным животноводством и свиноводством, юго-восток и Калининградская область – льно – животноводческий, с картофелеводством).
  4. Центы пищевой ( Невель, Остров, Псков, С.Петербург, Калининград – маслосыродельная, рыбная), и лёгкой промышленности ( Опочка, Псков, Невель, Остров, Старая Русса – лёгкая и льняная )и их продукция.
  5. Как вы думаете, возникают ли какие то проблемы в связи деятельностью данной отрасли в этом районе России? ( Заболоченность почв, необходимы мелиоративные работы – последствия ледника, в связи с интенсивной с/х деятельностью наблюдается истощение почв).

Характеристику представьте в виде последовательного рассказа, при этом выскажите личные мнения, суждения, обязательно сделайте вывод.

Внимание: Распределите обязанности в группе. Выступает 1 человек от группы.

Оценки выставляются всем участникам группы по степени их участия в работе.

На работу отводится 5 минут, на выступление 2-3 минуты.

Желаю успеха!

4. Свободная экономическая зона “Янтарь” (Индивидуальное задание)

Сообщение учащегося:

– Калининградская область стала анклавом России после распада СССР. Анклав это часть территории страны, окружённая со всех сторон территорией других государств. Но Калининградская область с одной стороны имеет морской берег, а если анклав имеет морской берег, его называют полуанклав.

Калининградская область является свободной экономической зоной – СЭЗ. СЭЗ – это самостоятельные территориально географические анклавы, полуанклавы, обособленные от остальной территории страны. СЭЗ предоставляются льготы (таможенные, налоговые) для привлечения иностранного капитала с целью организации производств с новейшими технологиями.

СЭЗ Калининградской области называется “Янтарь” ( в области находится единственный в мире карьер по добычи янтаря) . Ежегодно здесь добывается более 1000т. янтаря. Из прозрачных экземпляров этой окаменевшей древней смолы деревьев изготавливают ювелирные украшения. Особо ценны экземпляры с древними насекомыми, застывшими внутри янтаря. Крошки янтаря используют как удобрение.

5. Проблемы Санкт-Петербурга (Индивидуальное задание)

Сообщение учащегося:

1. Одна из важных проблем города на Неве это наводнения, чаще случающиеся осенью из-за нагонных явлений Нева подпруживается водами Финского залива и затопляет улицы, первые этажи домов Санкт-Петербурга. О наводнении в 1824 году А.С. Пушкин написал строки в поэме “Медный всадник”:

Но силой ветра от залива
Переграждённая Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом, клокоча, и клубясь,
И вдруг как зверь остервеняясь,
На город кинулась, Пред нею
Всё побежало, всё вокруг
Вдруг опустело – воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решёткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь как тритон,
По пояс в воду погружён.

Для защиты от наводнения была построена дамба высотой 6-7 метров над уровнем моря. В ней имеются пропускные отверстия и ворота, которые будут открываться. Дамба не даст водам Финского залива подниматься к Неве. К востоку от дамбы находится чаша, которая будет заполняться невской водой. Но за сутки уровень воды в чаше повысится на 0,5– 0,6 м., что позволит переждать самое мощное и длительное наводнение. Но в результате в акватории Невской губы образуются застойные участки воды.

2. Для предприятий С.Петербурга, которые выпускают большей частью военную продукцию, остро стоит проблема конверсии. Город должен перестроить структуру своей промышленности.

3. Необходимо улучшить экологическую ситуацию: уменьшить уровень сбросов промышленных вод в Финский залив, в Ладожское озеро.

4. С.Петербург имеет многочисленные памятники архитектуры, большинству из которых более 200 лет. Необходима реконструкция, восстановление уникальных зданий. Дворцов и его пригородов.

Итог урока:

Что значит Северо-Западный экономический район для России сейчас?

– Как вы оцениваете его экономическое развитие?

– Существуют ли проблемы в районе?

Домашнее задание: стр. 125, устно ответить на вопросы, на вопросы №2, 3 обратить особое внимание.

Рефлексия

Как вы оцениваете свои знания, которые получили на уроке?