Задачи урока:
1) отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в словах,
2) познакомить учащихся с новыми группами суффиксов;
3) развивать внимание и память учащихся, обогащать словарный запас;
4) воспитывать любовь к русскому языку;
Ход урока
1
. Организация учащихся к уроку.“Прозвенел дружок звонок –
Начинается урок!”
У. Сядьте правильно, откройте тетради и запишите дату и оформите работу.
2.
Актуализация знаний.У. Ребята, отгадайте загадку.
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
Да за то, что он надут! (Мяч)
Показ мяча.
(Заменить большой мяч на маленький мячик)
Запись на доске: Мяч —> мячик
У. Ребята, при помощи какой части слова из слова мяч образовалось слово мячик? (При помощи суффикса)
3.
Сообщеие темы и задач урока.У. Значит, о какой части слова будем говорить сегодня на уроке?
(Сообщение задач урока)
У. – Что такое суффикс?
– Где в словах он пишется?
4.
Минутка чистописания.У. – Посмотрите на доску. Что мы будем прописывать во время минутки чистописания?
-ик-
-ек-
Зайчик, замочек
Д. – Это суффиксы.
У. – Найдите суффиксы в словах зайчик и замочек. Сравните их.
– В суффиксах -ик– и -ек– разные гласные.
Правописание гласных в этих суффиксах изучим на последующих уроках.
5.
Восстановление деформированного предложения и записать его по памяти.У. – В начале урока мы отгадали загадку о чём? (о мячике)
– Правильно. И вот мячиком случайно попали в предложение и слова в нём рассыпались.
Задание. Надо из слов составить снова правильное предложение.
У. – Проанализируем орфограммы в полученном предложении и запишем его по памяти.
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
У. – Проверим написанное
– Что уронила Таня в воду? (мячик)
– Как вы думаете, утонет мячик? (нет) Почему? Кто знает продолжение детского стишка?
– Разберём слово мячик по составу.
– Какое значение имеет суффикс -ик– ? (уменьшительно-ласкательное)
6.
Работа по учебнику.а) У. – Посмотрим в наши таблицы-памятки. Какие суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение? А давайте посмотрим, только ли эти суффиксы имеют такое значение.
У. – Открываем учебник на с. 101, находим упражнение 1 (устно)
– Допишем в таблицу суффикс -еньк-.
б) Повторение алгоритма нахождения суффикса в словах.
У. – Ребята, как найти суффикс в слове?
Выполнение упражнения 2 на с.102(учебник)
По 2 слова из каждой группы записать на доске и в тетрадях. (3 ученика у доски)
7
. Дифференцированнная работа по карточкам.У. – Прочитайте, ознакомьтесь с заданием. Приложение.
сад | садик |
вагон | вагончик |
колос | колосок |
ветер | ветерок |
Проверка.
– С какой группой суффиксов работали? ( уменьшительно-ласкательного значения)
8.
Физ. пауза.У. – Если я сейчас назову обычно чье-то имя, то вы встаньте. А если ласково – сядьте.
Люда – Встали | На доске: Женя – Женечка |
Людочка – Сели | Ира – Ирочка |
Катя – Катенька |
– Какие суффиксы помогли ласково обратиться к детям?
-ечк– , -очк– , -еньк-
– Запишем их в таблицу.
9
. Работа с учебником. Суффиксы, помогающие образовать отчества.– Проработали с именами.
– А как мы пишем имена? (С большой буквы)
– А когда мы обращаемся к взрослому человеку, то что называем кроме имени? (Отчество)
– А как пишутся отчества? (С большой буквы)
– Ребята, а нужны ли суффиксы для образования отчеств? С.103, №3 в учебнике.
– Какие суффиксы помогают образовать отчества?
– Запишем их в таблицу.
– Записать в тетрадь своё отчество.
10
. Итог урока.– Какая часть слова помогает нам образовывать новые слова? (суффикс)
– А где же находятся суффиксы в словах?
– Как его найти?
– С какими группами суффиксов работали?
11
. Домашнее задание.Учебник с. 103, № 5.