Арт-урок по теме "Оригами. Коллективное панно «Аквариум с рыбками»"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

Снижение эмоциональной тревожности, закрепление положительных поведенческих реакций у первоклассников; обеспечение эмоционального комфорта каждого ребенка, обеспечение возможности проявить свои способности и почувствовать себя творческой личностью.

Задачи урока:

Образовательные:

  • отработка навыков складывания бумаги по линиям сгиба;
  • учить создавать коллективную картину;

развивающие:

  • развитие у учащихся памяти, внимания, мелкой моторики;
  • формирование пространственного воображения;

воспитательные:

  • воспитание у детей культуры общения, любви к животным;
  • воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах.

Оборудование:

  • мультимедийная установка для показа презентаций,
  • цветная бумага,
  • грим и ватные палочки,
  • салфетки для снятия грима,
  • фон аквариума для коллективной работы,
  • магнитофон,
  • диски с музыкой для релаксации.

Ход урока

Организационный момент.

Ритуал приветствия (дети стоят в кругу, держась за руки)

- Доброе утро, Маша! (назвать всех детей по имени)

- Доброе утро, Жанна Валентиновна!

- Доброе утро, солнце!

- Доброе утро, всем нам!

Актуализация знаний.

Учитель: О ком пойдет сегодня речь, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Она первой входит в дом
И живет подолгу в нем.
То мяучит, то играет,
То куда-то исчезает.

Дети: Кошка.

Презентация (Приложение 1)

Слайд 1 Кошки.

Слайд 2 .Кошка - это одно из самых любимых домашних животных.

Слайд 3. Все кошки разные. Они отличаются цветом шерсти, глаз. Одни - с длинной шерстью, другие гладкошерстные. Кошки даже отличаются характером: одни гордые и независимые, другие - добродушные и нежные.

Слайд 4 . Но все они любят ласку и тепло.

Учитель: На кого любят охотиться кошки?

Дети: На мышей.

Учитель: А чем питаются кошки?

(предполагаемые ответы детей)

Учитель: Кошки очень умные животные, многое умеют. А вы знаете, кто учит кошек охотиться, умываться, играть?

(предположительные ответы детей)

Сеанс перевоплощения.

Учитель: Котят учит мама-кошка. Вы хотите узнать, как мама-кошка учит своих котят? Тогда будем превращаться: я в маму-кошку, а вы в моих послушных, умных и веселых котят.

(учитель с помощью грима рисует себе палочкой усы и нос, дети делают тоже самое)

Учитель: Вот мы и котята!

Физминутка.

Мои котятки очень любят прыгать, играть, и конечно, танцевать!

Ну-ка, котятки, по команде
раз-два-три-четыре-пять
Будем весело плясать!

(исполняется танец котят)

Мама-кошка хвалит котят.

Работа по теме урока.

Учитель: Отгадайте, котятки, мою загадку.

На столе стеклянный пруд,
В нем рыбки живут.

Дети: Аквариум.

Слайд 5.

Все кошки любят наблюдать за рыбками в аквариуме, как они плавают, ныряют вверх и вниз.

Посмотрите, у нас тоже есть аквариум

(большой лист бумаги с изображением аквариума)

Что есть в аквариуме?

Дети: Вода, водоросли, улитки, камушки.

Учитель: А чего не хватает?

Дети: Рыбок.

Учитель: У моих котяток очень умелые лапки. Они многое умеют делать.

Есть страна бумажной техники - оригами.

Сейчас туда мы вновь отправимся с вами.

Покажем сложенные своими руками удивительных рыбок в стиле оригами.

А знают ли котятки, что такое оригами?

Дети: Складывание из бумаги.

Учитель: Из какой страны пришло это искусство?

Дети: Из Японии.

Учитель: Что необходимо нам для работы?

Дети: Лист бумаги квадратной формы.

Учитель: Молодцы! Приготовим наши лапки для работы.

Пальчиковая гимнастика. Упражнение "Котенок"

Воробей (скрестить кисти)
живет (взмахи скрещенными руками)
Под крышей (руки "домиком", легкое надавливание подушечек пальцев)
В теплой норке (ладони "гнездышком")
Домик (руки "домиком", легкое надавливание подушечек пальцев)
Мыши (ушки мышки)
Эй, котенок (поглаживание кистей рук)
Где твой дом? (руки "домиком", легкое надавливание подушечек пальцев)
Он у мамы (правой кистью обхватить левую)
Под бочком (руки под щечку)

Практическая часть.

Учитель: А сейчас приступаем к работе. Возьмите лист бумаги любого цвета.

(Работа выполняется по устной инструкции и показу учителя)

Инструкция. Прогнуть складки по диагоналям и пополам. Сложить квадрат пополам, по складкам вогнуть углы вовнутрь. Получили двусторонний треугольник. Согнуть углы внахлест. Перевернуть. Отогнуть углы кверху и маленькие уголки отогнуть на себя. Переверните - рыбка готова.

Сеанс релаксации.

(звучит тихая музыка)

Учитель: А сейчас возьмите рыбку и потанцуйте с ней. Представьте, что вы и рыбка одно целое. Вы плаваете в прозрачной воде. Легко и спокойно. Вот лучик солнышка коснулся воды, и водичка стала теплой-теплой. Красивых рыбок очень много. Все они веселые, добрые, нежные, ласковые. Закройте глазки и покружитесь.

А теперь плывем к аквариуму.

Приклеиваем рыбок в аквариум.

Сеанс любования

(звучит тихая музыка)

Сколько красивых рыбок в нашем аквариуме! Они все такие яркие, нарядные, разноцветные. Мы будем ими любоваться!

Усаживайтесь поудобнее и посмотрите на рыбок.

Итог.

Слайд 5

Милые котята! Вы сегодня многому научились. Что мы делали? Что вам понравилось?

(высказывания детей)

Мне тоже понравилось быть мамой-кошкой, играть с вами, делать рыбок.

А сейчас мы превращаемся в добрых, веселых детей (стираем грим с помощью влажных салфеток).

Ритуал прощания.

Дети стоят вкруг, держась за руки.

Говорю вам от души:
Ребятишки мои хороши!
Многому вы научились,
Активно и дружно трудились.
Скорые вы и умелые,
Первоклассники отменные,
Каждый заслуживает похвалы (называются все ребята по именам)
Молодцы, ребята, молодцы!

Спасибо за урок!

 Литература.

  1. Конспект интегрированного занятия с использованием приемов арт-терапии для детей среднего дощкольного возраста "Веселые котята", автор Тропина Ю.Н., воспитатель изодеятельности МДОУ Детский сад№30, г.Сокол, Вологодской обл.
  2. Копытин А.И. Основы арттерапии. СПб., 1999.
  3. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. - М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", 2002.
  4. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: издательство Творческий центр "Сфера", 2002
  5. Лебедева Л.Д. Практика Арттерапии, Спб, 2003
  6. Практикум по арттерапии/ Под ред. А.И.Копытина. СПб, 2000.
  7. Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем. - М.: Генезис, 2005.