Цель урока:
Снижение эмоциональной тревожности, закрепление положительных поведенческих реакций у первоклассников; обеспечение эмоционального комфорта каждого ребенка, обеспечение возможности проявить свои способности и почувствовать себя творческой личностью.
Задачи урока:
Образовательные:
- отработка навыков складывания бумаги по линиям сгиба;
- учить создавать коллективную картину;
развивающие:
- развитие у учащихся памяти, внимания, мелкой моторики;
- формирование пространственного воображения;
воспитательные:
- воспитание у детей культуры общения, любви к животным;
- воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах.
Оборудование:
- мультимедийная установка для показа презентаций,
- цветная бумага,
- грим и ватные палочки,
- салфетки для снятия грима,
- фон аквариума для коллективной работы,
- магнитофон,
- диски с музыкой для релаксации.
Ход урока
Организационный момент.
Ритуал приветствия (дети стоят в кругу, держась за руки)
- Доброе утро, Маша! (назвать всех детей по имени)
- Доброе утро, Жанна Валентиновна!
- Доброе утро, солнце!
- Доброе утро, всем нам!
Актуализация знаний.
Учитель: О ком пойдет сегодня речь, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Она первой входит в дом
И живет подолгу в нем.
То мяучит, то играет,
То куда-то исчезает.
Дети: Кошка.
Слайд 1 Кошки.
Слайд 2 .Кошка - это одно из самых любимых домашних животных.
Слайд 3. Все кошки разные. Они отличаются цветом шерсти, глаз. Одни - с длинной шерстью, другие гладкошерстные. Кошки даже отличаются характером: одни гордые и независимые, другие - добродушные и нежные.
Слайд 4 . Но все они любят ласку и тепло.
Учитель: На кого любят охотиться кошки?
Дети: На мышей.
Учитель: А чем питаются кошки?
(предполагаемые ответы детей)
Учитель: Кошки очень умные животные, многое умеют. А вы знаете, кто учит кошек охотиться, умываться, играть?
(предположительные ответы детей)
Сеанс перевоплощения.
Учитель: Котят учит мама-кошка. Вы хотите узнать, как мама-кошка учит своих котят? Тогда будем превращаться: я в маму-кошку, а вы в моих послушных, умных и веселых котят.
(учитель с помощью грима рисует себе палочкой усы и нос, дети делают тоже самое)
Учитель: Вот мы и котята!
Физминутка.
Мои котятки очень любят прыгать, играть, и конечно, танцевать!
Ну-ка, котятки, по команде
раз-два-три-четыре-пять
Будем весело плясать!
(исполняется танец котят)
Мама-кошка хвалит котят.
Работа по теме урока.
Учитель: Отгадайте, котятки, мою загадку.
На столе стеклянный пруд,
В нем рыбки живут.
Дети: Аквариум.
Слайд 5.
Все кошки любят наблюдать за рыбками в аквариуме, как они плавают, ныряют вверх и вниз.
Посмотрите, у нас тоже есть аквариум
(большой лист бумаги с изображением аквариума)
Что есть в аквариуме?
Дети: Вода, водоросли, улитки, камушки.
Учитель: А чего не хватает?
Дети: Рыбок.
Учитель: У моих котяток очень умелые лапки. Они многое умеют делать.
Есть страна бумажной техники - оригами.
Сейчас туда мы вновь отправимся с вами.
Покажем сложенные своими руками удивительных рыбок в стиле оригами.
А знают ли котятки, что такое оригами?
Дети: Складывание из бумаги.
Учитель: Из какой страны пришло это искусство?
Дети: Из Японии.
Учитель: Что необходимо нам для работы?
Дети: Лист бумаги квадратной формы.
Учитель: Молодцы! Приготовим наши лапки для работы.
Пальчиковая гимнастика. Упражнение "Котенок"
Воробей (скрестить кисти)
живет (взмахи скрещенными руками)
Под крышей (руки "домиком", легкое надавливание подушечек пальцев)
В теплой норке (ладони "гнездышком")
Домик (руки "домиком", легкое надавливание подушечек пальцев)
Мыши (ушки мышки)
Эй, котенок (поглаживание кистей рук)
Где твой дом? (руки "домиком", легкое надавливание подушечек пальцев)
Он у мамы (правой кистью обхватить левую)
Под бочком (руки под щечку)
Практическая часть.
Учитель: А сейчас приступаем к работе. Возьмите лист бумаги любого цвета.
(Работа выполняется по устной инструкции и показу учителя)
Инструкция. Прогнуть складки по диагоналям и пополам. Сложить квадрат пополам, по складкам вогнуть углы вовнутрь. Получили двусторонний треугольник. Согнуть углы внахлест. Перевернуть. Отогнуть углы кверху и маленькие уголки отогнуть на себя. Переверните - рыбка готова.
Сеанс релаксации.
(звучит тихая музыка)
Учитель: А сейчас возьмите рыбку и потанцуйте с ней. Представьте, что вы и рыбка одно целое. Вы плаваете в прозрачной воде. Легко и спокойно. Вот лучик солнышка коснулся воды, и водичка стала теплой-теплой. Красивых рыбок очень много. Все они веселые, добрые, нежные, ласковые. Закройте глазки и покружитесь.
А теперь плывем к аквариуму.
Приклеиваем рыбок в аквариум.
Сеанс любования
(звучит тихая музыка)
Сколько красивых рыбок в нашем аквариуме! Они все такие яркие, нарядные, разноцветные. Мы будем ими любоваться!
Усаживайтесь поудобнее и посмотрите на рыбок.
Итог.
Слайд 5
Милые котята! Вы сегодня многому научились. Что мы делали? Что вам понравилось?
(высказывания детей)
Мне тоже понравилось быть мамой-кошкой, играть с вами, делать рыбок.
А сейчас мы превращаемся в добрых, веселых детей (стираем грим с помощью влажных салфеток).
Ритуал прощания.
Дети стоят вкруг, держась за руки.
Говорю вам от души:
Ребятишки мои хороши!
Многому вы научились,
Активно и дружно трудились.
Скорые вы и умелые,
Первоклассники отменные,
Каждый заслуживает похвалы (называются все ребята по именам)
Молодцы, ребята, молодцы!
Спасибо за урок!
Литература.
- Конспект интегрированного занятия с использованием приемов арт-терапии для детей среднего дощкольного возраста "Веселые котята", автор Тропина Ю.Н., воспитатель изодеятельности МДОУ Детский сад№30, г.Сокол, Вологодской обл.
- Копытин А.И. Основы арттерапии. СПб., 1999.
- Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. - М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", 2002.
- Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: издательство Творческий центр "Сфера", 2002
- Лебедева Л.Д. Практика Арттерапии, Спб, 2003
- Практикум по арттерапии/ Под ред. А.И.Копытина. СПб, 2000.
- Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем. - М.: Генезис, 2005.