Применение ИКТ на уроках математики в начальной школе (программа "Школа России")

Разделы: Информатика, Начальная школа


Цель: формирование умения вычислять площадь прямоугольника.

Задачи урока:

  • Образовательные: научить находить площадь прямоугольника;
  • Развивающие: развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в проблемных ситуациях, развитие логического и творческого мышления.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, взаимопомощь, воспитание целеустремленности, самостоятельности, культуры речи воспитание доброжелательных отношений друг к другу, выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитание навыков самоконтроля. Воспитывать умение работать в парах, группах; прививать любовь к изучению геометрии.

Тип урока: повторение (с применением информационных технологий).

Оборудование:

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

(Приветствие. Проверка готовности рабочих мест)

- Ребята, сегодня у нас уроке гости, поздоровайтесь с гостями.(Дети кивают головой)

- А теперь проверьте, всё ли у вас готово к уроку.(Дети проверяют).

- Первыми присаживаются девочки-принцессы, затем мальчики-рыцари.

II. Психологический настрой.

(Звон колокольчика)

Т-с-с-с! Сказка начинается
Не простая сказка эта,
В ней и сказка и намек
В нашей сказке спрятан где-то
Добрым молодцам урок
Время приближается, сказка начинается.

Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в гостях у сказки об Иване-Царевиче и Елене Прекрасной. На нем мы должны закрепить умения в нахождении площади, решении задач и таблицы умножения.

(Звучит музыка "Сказка")

 В некотором царстве, в некотором государстве жил был Иван-Царевич со своею Еленой Прекрасною. Однажды гуляли они в роще. Вдруг налетел вихрь и унёс Елену. Это злой и страшный трехглавый Змей Горыныч похитил Прекрасную Елену. И нам сегодня нужно помочь Ивану-Царевичу спасти Елену Прекрасную. А чтобы мы с вами легко справились с трудностями и испытаниями, которые нас ждут впереди, работать мы будем под девизом "Один за всех и все за одного".

- Откройте тетради и запишите дату нашего путешествия.

(Дети записывают)

- Ребята, а какой предмет в сказках указывает дорогу героям? (Клубочек)

- Посмотрите, у меня в руках волшебный клубочек. И он нас привел к озеру. Кто из вас самый внимательный? Скажите, на какую цифру похожи лебеди, которые плавают в этом озере. (на 2)

III. Минутка чистописания.

- Молодцы, ребята! И сегодня на минутке чистописания мы будем выписывать цифру два. Выписываем её красиво и аккуратно.

(Сначала выписывание на доске, затем в воздухе и только потом в тетради)

(Дети выписывают)

- Молодцы, ребята! Вы быстро справились с этим заданием, но посмотрите, впереди нас жду новые испытания. И наткнулись мы на огромный камень, который закрыл дорогу. Если вы правильно, определите тему урока, то камень повернется и освободит путь.

IV. Дифференцированные задания.

1. Работа в парах.

- А теперь, поработаем в парах. Возьмите листочки с заданиями. Если вы правильно выполните задание, то у вас откроется слово.

Для слабых учащихся - зелёная карточка, для средних - жёлтая, для сильных - розовая.

- Молодцы! Тема нашего урока "Площадь прямоугольника".

- Какая цель нашего урока? (учиться находить площадь прямоугольника).

- Молодцы! Но кроме этого мы закрепим навык табличного умножения и деления чисел.

Что такое площадь?

(Это произведение длины и ширины).

- Какой буквой обозначаем площадь?

- По какой формуле можем найти площадь?

(Площадь прямоугольника обозначается буквой S, длина буквой a, а ширина буквой b, формула площади прямоугольника будет записана так: Sпр =ab (кв.ед.). (формула вывешивается на доску)).

Значит, сегодня цель нашего урока - формирование умения вычислять площадь прямоугольника.

2. Слово учителя.

- Откатился камень и пошёл Иван-Царевич дальше. Долго ли коротко он шёл, устал уже. И вдруг видит птичка к нему прилетела и весточку от Елены Прекрасной принесла. ("Площадь-слово многозначное")

- А какие значения вы знаете?

Многие слова в русском языке имеют несколько значений, например слово "площадь".

Величина чего-нибудь в длину и ширину, измеряемая в квадратных единицах.

Незастроенное большое и ровное место (в городе, селе) от которого обычно расходятся в разные стороны улицы. (Красная площадь, площадь Ленина в г. Ставрополе)

Пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели.

То же, что жилая площадь.

Все зависит от того, какие слова стоят рядом. Когда мы говорим: площадь комнаты, зала, доски, мы имеем ввиду совсем другое, а именно - сколько единиц площади размещается на поверхности пола (потолка) комнаты, зала, на поверхности доски. Хотя, конечно, и Красную площадь, и площадь Ленина мы тоже можем измерить с помощью единиц площади. Сегодня мы продолжим изучение данной темы, а конкретно - мы должны научиться вычислять площадь прямоугольника. А в конце урока вы должны, сделать вывод о необходимости формулы вычисления площади прямоугольника.

- Ребята, а с каким значением мы будем работать сегодня на уроке?

(С математическим значением)

V. Работа над новой темой.

Долго шёл Иван-Царевич по лесу, пока дорога не привела его к избушке на курьих ножках. Избушка повернется в том случае, если мы решим задачу №6 на стр. 55

4б. - 20кг.

?б. - 30кг.

1.20:4=5(кг) - в одной банке

2.30:5=6(б) - потребуется.

Ответ: потребуется 6 банок, чтобы разлить 30 кг мёда.

- Избушка повернулась, но в избушке никого нет. Баба-Яга испугалась и убежала, а нам оставила записку, а в записке написано: "Решите задачу №3 на странице 55.

(голос Бабы-Яги)

- Ну как я вас обманула, пока не выполните задание не отправитесь дальше.

VI.Работа по учебнику.

А теперь проверим на практике, как вы научились находить площадь прямоугольника.

№3.

A=9см S=a b

B=2см S=9*2

S= ? см S= 18см

Ответ: площадь прямоугольника равна 18см.

VII. Физминутка.

- Ой, посмотрите, к нам прилетела на урок птичка. А её к нам на урок прислала Елена Прекрасная. Давайте все вместе встанем и выполним физминутку, которую она нам принесла.

Прилетела птичка,
Села на указку.
Постарайтесь вслед за ней
Пробежаться глазками.

Проводится физминутка для глаз.

- Ребята, Баба-Яга хоть и хитрая, но ей не удастся нас обмануть она полетела в своей ступе. А мы полетим на ракете.

Физминутка "Ракета

VIII. Работа над пройденным.

- И пошёл Иван-Царевич с птичкой дальше. И появился перед нами Змей Горыныч. Давайте поможем Ивану-Царевичу справится справиться со Змеем Горынычем. Ребята, поднимите руки, те у кого есть сила.(Дети поднимают).

-Дети, здесь пригодится нам не обычная сила, а математическая.

У кого много математической силы сражаемся с тремя головами, у кого немножечко поменьше - с двумя головами, а кто считает, что у вас ещё не так много математической силы - сражаемся с одной головой Змея Горыныча.

(№ 5 с. 55)

- А теперь, давайте сделаем проверку.

(Взаимопроверка)

- Молодцы, совместными усилиями мы помогли Ивану-Царевичу справиться со Змеем Горынычем. Не даром девиз нашего урока "Один за всех и все за одного"

IX. Работа с геометрическим материалом.

- И отправился Иван-Царевич дальше, а перед ним три замка. А птичка нам шепнула, что Елена Прекрасная находится в том замке, площадь которого больше всего.

- Давайте-ка вспомним, как найти площадь прямоугольника?

S=ab

- Даша, запиши формулу площади на доске, а вы ребята запишите у себя в тетрадях.

- Первый ряд находит площадь первой башни.

- Второй ряд находит площадь второй башни.

- Третий ряд находит площадь третей башни.

(три человека у доски)

X. Рефлексия. Подведение итогов.

- Ребята, подходит к концу наше путешествие. Ворота открылись. Освободили воины Елену Прекрасную, и в тот же день Иван-царевич сыграл свадьбу с Еленой Прекрасной. Стали они жить-поживать, да добра наживать.

- А как вы думаете, почему у нас всё получилось?

- Под каким девизом мы сегодня работали?

- Какая тема нашего урока?

- А цель урока достигли мы?

- О каких геометрических фигурах шел разговор на уроке?

- Что нужно знать, чтобы найти площади прямоугольника?

- Пригодятся ли вам в жизни полученные знания? Где?

- Что на уроке было самым сложным, простым?

- А теперь, возьмите в руки карандаши и на полях нарисуйте лесенку из трех ступенек. Если у вас прибавилась математическая сила, то нарисуйте себя на вершине лесенки, если прибавилось немножко математической силы, по середине лесенки, а если совсем не прибавилось, то внизу лесенки.

XI. Выставление оценок. Домашнее задание.

- Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел?

- Прилетела птичка, которая нам сегодня помогала и принесла нам домашнее задание. Выполнив которое, у вас еще больше прибавится математической силы.

XII. Домашнее задание практической направленности.

Измерить площадь пола комнаты, выразить ее в м, дм, см. № 7, 8 с.55.