Цель: формирование умения вычислять площадь прямоугольника.
Задачи урока:
- Образовательные: научить находить площадь прямоугольника;
- Развивающие: развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в проблемных ситуациях, развитие логического и творческого мышления.
- Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, взаимопомощь, воспитание целеустремленности, самостоятельности, культуры речи воспитание доброжелательных отношений друг к другу, выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитание навыков самоконтроля. Воспитывать умение работать в парах, группах; прививать любовь к изучению геометрии.
Тип урока: повторение (с применением информационных технологий).
Оборудование:
- Медиапроектор;
- Раздаточный материал.
- Презентация
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
(Приветствие. Проверка готовности рабочих мест)
- Ребята, сегодня у нас уроке гости, поздоровайтесь с гостями.(Дети кивают головой)
- А теперь проверьте, всё ли у вас готово к уроку.(Дети проверяют).
- Первыми присаживаются девочки-принцессы, затем мальчики-рыцари.
II. Психологический настрой.
(Звон колокольчика)
Т-с-с-с! Сказка начинается
Не простая сказка эта,
В ней и сказка и намек
В нашей сказке спрятан где-то
Добрым молодцам урок
Время приближается, сказка начинается.
Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в гостях у сказки об Иване-Царевиче и Елене Прекрасной. На нем мы должны закрепить умения в нахождении площади, решении задач и таблицы умножения.
(Звучит музыка "Сказка")
В некотором царстве, в некотором государстве жил был Иван-Царевич со своею Еленой Прекрасною. Однажды гуляли они в роще. Вдруг налетел вихрь и унёс Елену. Это злой и страшный трехглавый Змей Горыныч похитил Прекрасную Елену. И нам сегодня нужно помочь Ивану-Царевичу спасти Елену Прекрасную. А чтобы мы с вами легко справились с трудностями и испытаниями, которые нас ждут впереди, работать мы будем под девизом "Один за всех и все за одного".
- Откройте тетради и запишите дату нашего путешествия.
(Дети записывают)
- Ребята, а какой предмет в сказках указывает дорогу героям? (Клубочек)
- Посмотрите, у меня в руках волшебный клубочек. И он нас привел к озеру. Кто из вас самый внимательный? Скажите, на какую цифру похожи лебеди, которые плавают в этом озере. (на 2)
III. Минутка чистописания.
- Молодцы, ребята! И сегодня на минутке чистописания мы будем выписывать цифру два. Выписываем её красиво и аккуратно.
(Сначала выписывание на доске, затем в воздухе и только потом в тетради)
(Дети выписывают)
- Молодцы, ребята! Вы быстро справились с этим заданием, но посмотрите, впереди нас жду новые испытания. И наткнулись мы на огромный камень, который закрыл дорогу. Если вы правильно, определите тему урока, то камень повернется и освободит путь.
IV. Дифференцированные задания.
1. Работа в парах.
- А теперь, поработаем в парах. Возьмите листочки с заданиями. Если вы правильно выполните задание, то у вас откроется слово.
Для слабых учащихся - зелёная карточка, для средних - жёлтая, для сильных - розовая.
- Молодцы! Тема нашего урока "Площадь прямоугольника".
- Какая цель нашего урока? (учиться находить площадь прямоугольника).
- Молодцы! Но кроме этого мы закрепим навык табличного умножения и деления чисел.
Что такое площадь?
(Это произведение длины и ширины).
- Какой буквой обозначаем площадь?
- По какой формуле можем найти площадь?
(Площадь прямоугольника обозначается буквой S, длина буквой a, а ширина буквой b, формула площади прямоугольника будет записана так: Sпр =ab (кв.ед.). (формула вывешивается на доску)).
Значит, сегодня цель нашего урока - формирование умения вычислять площадь прямоугольника.
2. Слово учителя.
- Откатился камень и пошёл Иван-Царевич дальше. Долго ли коротко он шёл, устал уже. И вдруг видит птичка к нему прилетела и весточку от Елены Прекрасной принесла. ("Площадь-слово многозначное")
- А какие значения вы знаете?
Многие слова в русском языке имеют несколько значений, например слово "площадь".
Величина чего-нибудь в длину и ширину, измеряемая в квадратных единицах.
Незастроенное большое и ровное место (в городе, селе) от которого обычно расходятся в разные стороны улицы. (Красная площадь, площадь Ленина в г. Ставрополе)
Пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели.
То же, что жилая площадь.
Все зависит от того, какие слова стоят рядом. Когда мы говорим: площадь комнаты, зала, доски, мы имеем ввиду совсем другое, а именно - сколько единиц площади размещается на поверхности пола (потолка) комнаты, зала, на поверхности доски. Хотя, конечно, и Красную площадь, и площадь Ленина мы тоже можем измерить с помощью единиц площади. Сегодня мы продолжим изучение данной темы, а конкретно - мы должны научиться вычислять площадь прямоугольника. А в конце урока вы должны, сделать вывод о необходимости формулы вычисления площади прямоугольника.
- Ребята, а с каким значением мы будем работать сегодня на уроке?
(С математическим значением)
V. Работа над новой темой.
Долго шёл Иван-Царевич по лесу, пока дорога не привела его к избушке на курьих ножках. Избушка повернется в том случае, если мы решим задачу №6 на стр. 55
4б. - 20кг.
?б. - 30кг.
1.20:4=5(кг) - в одной банке
2.30:5=6(б) - потребуется.
Ответ: потребуется 6 банок, чтобы разлить 30 кг мёда.
- Избушка повернулась, но в избушке никого нет. Баба-Яга испугалась и убежала, а нам оставила записку, а в записке написано: "Решите задачу №3 на странице 55.
(голос Бабы-Яги)
- Ну как я вас обманула, пока не выполните задание не отправитесь дальше.
VI.Работа по учебнику.
А теперь проверим на практике, как вы научились находить площадь прямоугольника.
№3.
A=9см S=a b
B=2см S=9*2
S= ? см S= 18см
Ответ: площадь прямоугольника равна 18см.
VII. Физминутка.
- Ой, посмотрите, к нам прилетела на урок птичка. А её к нам на урок прислала Елена Прекрасная. Давайте все вместе встанем и выполним физминутку, которую она нам принесла.
Прилетела птичка,
Села на указку.
Постарайтесь вслед за ней
Пробежаться глазками.
Проводится физминутка для глаз.
- Ребята, Баба-Яга хоть и хитрая, но ей не удастся нас обмануть она полетела в своей ступе. А мы полетим на ракете.
Физминутка "Ракета
VIII. Работа над пройденным.
- И пошёл Иван-Царевич с птичкой дальше. И появился перед нами Змей Горыныч. Давайте поможем Ивану-Царевичу справится справиться со Змеем Горынычем. Ребята, поднимите руки, те у кого есть сила.(Дети поднимают).
-Дети, здесь пригодится нам не обычная сила, а математическая.
У кого много математической силы сражаемся с тремя головами, у кого немножечко поменьше - с двумя головами, а кто считает, что у вас ещё не так много математической силы - сражаемся с одной головой Змея Горыныча.
(№ 5 с. 55)
- А теперь, давайте сделаем проверку.
(Взаимопроверка)
- Молодцы, совместными усилиями мы помогли Ивану-Царевичу справиться со Змеем Горынычем. Не даром девиз нашего урока "Один за всех и все за одного"
IX. Работа с геометрическим материалом.
- И отправился Иван-Царевич дальше, а перед ним три замка. А птичка нам шепнула, что Елена Прекрасная находится в том замке, площадь которого больше всего.
- Давайте-ка вспомним, как найти площадь прямоугольника?
S=ab
- Даша, запиши формулу площади на доске, а вы ребята запишите у себя в тетрадях.
- Первый ряд находит площадь первой башни.
- Второй ряд находит площадь второй башни.
- Третий ряд находит площадь третей башни.
(три человека у доски)
X. Рефлексия. Подведение итогов.
- Ребята, подходит к концу наше путешествие. Ворота открылись. Освободили воины Елену Прекрасную, и в тот же день Иван-царевич сыграл свадьбу с Еленой Прекрасной. Стали они жить-поживать, да добра наживать.
- А как вы думаете, почему у нас всё получилось?
- Под каким девизом мы сегодня работали?
- Какая тема нашего урока?
- А цель урока достигли мы?
- О каких геометрических фигурах шел разговор на уроке?
- Что нужно знать, чтобы найти площади прямоугольника?
- Пригодятся ли вам в жизни полученные знания? Где?
- Что на уроке было самым сложным, простым?
- А теперь, возьмите в руки карандаши и на полях нарисуйте лесенку из трех ступенек. Если у вас прибавилась математическая сила, то нарисуйте себя на вершине лесенки, если прибавилось немножко математической силы, по середине лесенки, а если совсем не прибавилось, то внизу лесенки.
XI. Выставление оценок. Домашнее задание.
- Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел?
- Прилетела птичка, которая нам сегодня помогала и принесла нам домашнее задание. Выполнив которое, у вас еще больше прибавится математической силы.
XII. Домашнее задание практической направленности.
Измерить площадь пола комнаты, выразить ее в м, дм, см. № 7, 8 с.55.