Урок математики с использованием средств ИКТ

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • помочь детям усвоить названия компонентов и результата действия вычитания;
  • закрепить знания названий компонентов и результата действия сложения, навыки прибавления чисел 1 и 2;
  • развивать навыки устного счета в пределах 10, логическое мышление, математическую речь;
  • развивать познавательный интерес к окружающему миру;

Оборудование и материалы:

  • компьютер, проектор мультимедиа, экран;
  • презентации 1-3: "Натуральный ряд чисел", "Звездное небо", "Снеговики" (рис.3,7,8);
  • звезды из светящейся бумаги (кол-во детей Х 3 штук);
  • А.Рыбников "Музыка кино", "Песня о звёздах" или "Звёзды" из кинофильма "Красная шапочка";
  • Демидова Т.Е., Козлова С.А. и др. "Моя математика". Учебник для 1 класса. Часть 2. - М. Баласс, 2008. Стр.8-9;
  • увеличенные рисунки человечков Пети, Вовы и Кати со страниц учебника;
  • текст задачи в компьютере;
  • иллюстрации двух автомобилей и "гаражей" для работы над задачей (рис.5,6);
  • любой демонстрационный материал чисел от 1 до 10 для каждого обучающегося (наборы карточек, "веер" чисел от 1 до 10 и т.п.);

Ход урока

1. Сообщение темы и задачи.

- Вы уже знаете, как называются числа в действии сложения. На этом уроке я познакомлю вас со словами, которыми можно назвать числа в действии вычитания. Ваша задача запомнить эти слова.

Петя, Вова и Катя - знакомые человечки со страниц нашего учебника будут предлагать свои истории и задания.

2. Устный счёт. Приложение 1. Презентация "Натуральный ряд".

Действия в слайдах презентаций "продвигаются" по щелчку компьютерной мыши.

-Хором сосчитайте от 1 до 10 в обратном порядке ("Сопровождая" счёт детей, на экране появляется числовой ряд чисел от 1 до 10).

-Как называется ряд чисел? Натуральный ряд чисел. (Появляется надпись на экране).

-Какое число на 1 меньше числа 5? 4.

С данного момента все числа - ответы демонстрируются детьми, после чего, учителем щелчком мыши выделяются на экране. Таким образом, осуществляется самопроверка ребенком своего ответа. Ошибки, замеченные учителем, тактично исправляются с участием детей. Имя "автора ошибки" не сообщается!

-Какое число следует при счёте за числом 5? 6. 

-Покажи результат данного действия вычитания (карточки):

6-4 (От шести отнять четыре: Правильная математическая речь!) 2.

(Из шести вычесть два: Правильная математическая речь!) 4.

-Покажи такое пропущенное число, чтобы полученное равенство было верным.

-Первое слагаемое 1, второе слагаемое 7. Чему равна сумма этих чисел? 8.

Какой пример вы решали? 1+7 или 7+1. Как прибавляли число1? При прибавлении числа 1 нужно назвать следующее при счете число или :назвать соседа справа в натуральном ряде чисел.

-Первое слагаемое 8, второе слагаемое 2. Чему равен результат действия? 10.

Как прибавляли число 2? По одному: 8+1+1 или в натуральном ряде чисел надо назвать число, которое находится от 8 справа через (пропустив) одно место (число).

На экране в презентации последний слайд:

Натуральный ряд чисел.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Молодцы!

-Петя коллекционирует игрушечные модели современных автомобилей. Такая коллекция интересна не только мальчикам, но и девочкам. После покупки еще двух моделей перед Петей возникла задача. Для вашего удобства она будет вынесена со страниц учебника на большой экран.

Пете нужно поставить игрушечные машины в гаражи. В каждом гараже может стоять только одна машина. Сколько есть способов сделать это?

-Предлагаю проиллюстрировать задачу на классной доске. Это гаражи:

 -Назовите фигуры, форму которых имеют гаражи. Это многоугольники. Фигура первая-шестиугольник, вторая - пятиугольник. Кроме того, это замкнутые ломаные линии.

-А это автомобили, которые нужно разместить по гаражам. Синий автомобиль - "LADA КALINA", красный - "HYNDAI GETZ". В речи люди часто используют слово "иномарка". Уточните значение этого слова.

Иномарка (иностранная марка) - так мы называем автомобили, которые созданы (сконструированы) в других странах.

-Автомобиль марки " LADA КALINA" создан конструкторами нашей страны. В других странах его могут назвать "иномаркой" российского производства.

Итак, послушайте еще раз задачу. Подумайте: Пожалуйста, предлагайте ваши варианты ответов.

Учитель или ученик читает еще раз текст задачи. Далее выслушиваются ответы детей. Учитель с помощью рисунков (гаражей и машин) на классной доске демонстрирует предлагаемые варианты решения задачи ("расставляет машины в гараж").

Вариант ответа 1. Красная машина (М) в зеленом гараже (Г) \ а синяя М в синем Г.

Вариант 2. Красная М в синем Г \ синяя в зелёном Г.

Вариант 3. Красная М в зелёном гараже \ синий Г пуст.

Вариант 4.Красная М в синем гараже \ зелёный Г пуст.

Вариант 5. Синяя М в зелёном гараже \ синий Г пуст.

Вариант 6.Синяя М в синем гараже \ зелёный Г пуст.

Варианты 3-4 могут быть не названы.

Если перечислены не все варианты расстановок машин, то учитель обращает внимание детей на экран. В условии задачи делается цветовое выделение с помощью функции компьютера "Цвет выделение текста".

Пете нужно поставить игрушечные машины в гаражи. В каждом гараже может стоять только одна машина. Сколько есть способов сделать это?

Учитель вопросами "направляет рассуждения детей".

-Разрешает ли выделенное условие расстановку по две машины в каждый из гаражей? Нет.

-Запрещается ли данным условием оставить один из гаражей пустым? Нет. Отсюда появляются варианты ответов 3- 4 (см. выше).

- Математика наука, которая учит думать и рассуждать. Для одной задачи мы нашли не одно решение:. Молодцы!

3. Открытие нового знания. Приложение 2. Презентация "Снеговики".

Открывается первый слайд презентации. Далее по щелчку мыши осуществляется сопровождение излагаемого материала. На доску добавляется рисунок человечка Пети.

-Итак, внимание на экран: Петя и Вова лепили снеговиков. Сколько снеговиков они вылепили? 6.

-Посмотрите, что произошло дальше. Два снеговика растаяли, и на их месте появились лужицы. Назовите ЦЕЛОЕ и его ЧАСТИ для данной ситуации. 6-ЦЕЛОЕ, 2 и 4 -ЧАСТИ.

Рассуждения о ЦЕЛОМ и его ЧАСТЯХ возможно исключить. Эти понятия даются не по всем образовательным программам в начальной школе.

-Составьте математическое выражение к данной истории. 6-2=4 возможно 6-1-1=4 (этот вариант ответа не используется).

-Я обещала вам сказать названия чисел в записи действия вычитания.

Слова помещаются на классной доске и медленно прочитываются.

РАЗНОСТЬ УМЕНЬШАЕМОЕ ВЫЧИТАЕМОЕ

-Внимательно прочтите эти слова. Подумайте, какое из этих слов подходит для названия чисел (6,2,4) в нашем выражении.

Прекрасно, если дети догадаются и попробуют объяснить свой выбор! Неправильные ответы пока не опровергаются. Далее демонстрируются последние слайды презентации, на которых одно за другим появляются новые названия чисел.

На экране в презентации последний слайд:

Дети хором тренируются в чтении этих слов.

-Ребята, а как раньше мы называли эти числа? Целое и части.

-Прошу подумайте. Бывает ли подобное в жизни: из шести снеговиков, слепленных в одно время, только два растаяли? Два снеговика находились под солнцем, а другие в тени.

4. Минутки отдыха.

-Предлагаю отдохнуть. Закройте глаза. Опустите головы в ладони рук.

Звучит музыка. В это время учитель рассыпает между рядами бумажные "светящиеся" звёзды, рассказывает о звёздах. Открывается первый слайд презентации 3. Дети слушают.

-В кинофильме про Красную шапочку звездочет поет песню о звёздах. Музыку к этой песне вы слышите. Её написал композитор Алексей Рыбников.

Звёзды - огромные раскалённые шары, похожие на Солнце. Они находятся очень далеко от Земли, поэтому не греют и кажутся нам маленькими светящимися огоньками на небе. Звёзды, которые ближе кажутся более яркими и сверкающими: Откройте глаза. Между рядами ваших парт появилась "звездная дорожка". Встаньте, пожалуйста. Возьмите в правую руку красную, а в левую зелёную звёздочки:

Выполняются танцевальные движения на месте под музыку со звездами в руках. Ребята рассаживаются, звёзды кладут на парту.

5. Закрепление нового знания. Приложение 3. Презентация "Звёздное небо".

1) Работа с презентацией.

Открывается первый слайд презентации. Далее по щелчку мыши осуществляется сопровождение фронтальной работы.

-Посмотрите на звёздное небо, которое наблюдал Вова. Составьте числовое выражение, описывающее этот рисунок. 2+3, 3+2, 5-3 или 5-2.

-Вова составил такое числовое выражение: 5-2=3. Как же называются в математике числа при вычитании? Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

2) Работа по учебнику.

На доску прикрепляется рисунок человечка Кати.

- Следующее задание от Кати, Вовы и Пети в учебнике на странице 8.

- Катя не записала число, которое должно получиться в результате вычитания. Как оно называется? Разность. Разность чисел 7 и 2.

- Чему равна разность? 5. Из 7 вычесть 2 получится 5, ( так как 7-это 2 да 5; 7-целое, 2 и 5- его части).

-Вова не записал число, которое он вычитал. Как оно называется? Вычитаемое.

-Чему равно вычитаемое? Вычитаемое равно 2, так как 7-это 2 да 5; 7-целое, 2 и 5- его части.

-Петя не записал число, из которого он вычитал. Как оно называется? Уменьшаемое.

-Чему равно уменьшаемое? Уменьшаемое равно5, так как 7-это 2 да 5; 7-целое, 2 и 5- его части.

3) Работа в тетрадях.

Проводится на усмотрение учителя. Например, можно предложить записать и найти значения выражений, которые следует продиктовать с названием компонентов.

6. Выводы по уроку.

Используем звезды, которые остались на партах после проведения минутки отдыха.

-Узнать и запомнить, как в математике называют числа в действии вычитания, было задачей этого урока. Кто уже запомнил эти слова, поднимите красную звёздочку. Покажите зелёную звезду, если урок был для вас интересным: