Практически нет ни одного социального или психологического аспекта поведения ребенка, который бы не зависел от семейных условий в настоящем или в прошлом. В семье формируются не только социально значимые качества личности, но и свойственные ей оценочные критерии. В зависимости от конкретных обстоятельств жизни семьи, характера взаимоотношений между родителями и детьми, складывающегося в общении и совместной деятельности, особенностей семейного воспитания у подростков формируются привычные формы отношений к другим людям, труду, познанию окружающего мира, своим обязанностям, а также устойчивые способы действия, поведения и деятельности.
В сентябре-октябре 2007 г. в образовательных учреждениях города Старый Оскол и Старооскольского района было проведено социально-психологическое исследование "Социально-психологический портрет современной семьи подростка" с целью изучения социально-психологических особенностей современной семьи подростка, а также определения приоритетных направлений работы с семьей, изучения влияния различных демографических и социально-стратификационных факторов на цели, мотивы воспитания ребенка. Специфика исследования состояла в том, что в качестве испытуемых выступили две группы респондентов: подростки и их родители, что делает возможным получить объемную картину стиля воспитания в семье, сравнить данные, полученные при опросе родителей с данными, полученными при опросе подростков.
В опросе приняли участие 167 родителей из 3 образовательных учреждений города и 167 подростков, общий объем выборки составил 334 человека.
В ходе исследования были изучены особенности процесса социализации детей в современной семье и роль семьи в этом процессе. Анализируя полученные данные, мы можем отметить, что половина из числа опрошенных родителей (50 %) оценивает свою семью как "крепкую, хотя между супругами иногда случаются размолвки" (Рисунок 1). При этом только 19% родителей считают свою семью "очень крепкой", 8% указывают на наличие проблем в семейных взаимоотношениях. Можно сказать, что в этих семьях существуют определенные трудности в формировании здорового микроклимата, а значит, возможно, негативное влияние данного фактора на воспитание ребенка, на его представления о своей будущей семье.
Рис. 1
Важно отметить, что 22% детей воспитываются в неполной семье (12% - родители разведены, 10% матерей-одиночек). Таким образом, каждый пятый ребенок воспитывается одним из родителей (как правило - мамой) и лишен в большей или меньшей степени воспитательного влияния отца.
По данным исследования 4% семей подростков находятся на данный момент в ситуации развода. Хотя число разводящихся семей не выглядит большим, теме не менее ситуация отражает общую тенденцию, характерную для нашего общества.
Родительская семья выступает образцом, по которому в последующем создается собственная семья ребенка. В исследовании изучался вопрос о влиянии взаимоотношений супругов на формирование представлений ребенка о будущей семье. 19% опрошенных родителей уверены, что ребенок в качестве модели собственной семьи не выберет родительскую, то есть сами взрослые отношения внутри семьи оценивают негативно. 49% родителей не уверены, что их семья станет примером для ребенка в будущем. И только 32% респондентов считают, что родительская семья будет для ребенка эталоном. То есть только треть семей имеют положительный опыт семейных отношений, который транслируют своим детям.
Сравнительный анализ ответов родителей и детей на вопрос об ожиданиях детей, связанных с семьей показал следующее. Основные ожидания и родителей и детей в первую очередь связаны с эмоциональными отношениями в семье. По мнению родителей, в первую очередь ребенок ждет от семьи радости общения, понимания и поддержки (90% ответов). Во-вторых, для ребенка важен покой и защищенность в собственной семье (59%). На третьем месте, по мнению родителей, материальное обеспечение (49%).(Рисунок 2)
Рис. 2
Из рисунока 3 видно, что представления родителей об ожиданиях детей от семьи не совпадают с ожиданиями самих детей по ряду параметров. Так, родители считают, что основные потребности детей в семье связаны с обеспечением покоя и защищенности (59%), организацией быта (22%) и материальным благополучием (49%), тогда как дети приоритетным считают теплое эмоциональное общение в семье (77%), гораздо ниже оценивая все остальные функции.
Рис. 3
В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, в которой участвуют не только родители, но и бабушки, дедушки, школа, социум.
По данным исследования, с точки зрения родителей основное воспитательное влияние на ребенка оказывает мать (95% ответов), влияние отца на ребенка сопоставимо с влиянием школы (65% и 53% соответственно). Также, по мнению родителей, на ребенка оказывает влияние телевидение (23 % ответов), сверстники (19% ответов), улица (7% ответов) (Рисунок 4).
Рис. 4
95 % родителей отметили, что основные заботы о воспитании ребенка лежат на матери, доля родителей, отметивших роль отца в три раза меньше (32%). Отцы проводят с ребенком меньше времени, чем матери, к ним ребенок реже обращается за помощью, реже общаются, проводят свободное время.
Сравнительный анализ ответов показал, что мнения детей и родителей по ряду позиций не совпадают. Из рисунка №5 видно, что родители придают большее значение влиянию учителей, школы и телевидения, тогда как подростки оценивают влияние этих аспектов значительно меньше.
Рис. 5
Школа, второй после родительской семьи институт социализации, который помимо развития интеллекта и передачи знаний, в течение 11 лет формирует модели поведения ребенка, его ценности, его систему взаимоотношения с миром. Приведенные данные показывают, что большинство родителей (89%) позитивно оценивают воспитательное воздействие школы на своего ребенка, только10% уверены, что образовательное учреждение, которое посещает их ребенок, не оказывает никакого воспитательного воздействия и 1% родителей считают, что школа оказывает только отрицательное влияние. (Рисунок 6).
Рис. 6
В современной неоднозначной социальной ситуации совокупность таких факторов, как занятость на работе, недостаток времени для общения (64%), низкий уровень психолого-педагогических знаний и воспитательская неуверенность (32%) делает процесс воспитания в современной семье более сложным. В исследовании изучался вопрос о связи факторов, препятствующих воспитанию, с возрастом ребенка. Сравнительный анализ ответов родителей младших школьников и родителей подростков показал, что с увеличением возраста ребенка отмечается увеличение влияния всех выделенных факторов.
Рис. 7
В первую очередь родители указывают на то, что им не хватает времени для воспитания детей (53% родителей младших школьников и 64% родителей подростков). Дети нередко испытывают дефицит родительской любви, ласки и внимания из-за служебной или личной занятости супругов. Последствия подобного отношения к детям в первую очередь сказываются в виде тех или иных поведенческих отклонений. Эта проблема в последнее время становится все более актуальной для общества. Для обеспечения необходимого материального уровня семьи, родители вынуждены работать на 2-3 работах, что существенно сокращает время общения в семье.
Следующая группа трудностей связана с недостатком педагогического опыта и знаний психологических и возрастных особенностей детей (29% и 32% соответственно)
Третья группа проблем связана с материальным достатком (по 19% ответов).
К четвертой группе трудностей можно отнести несогласованность супругов в выборе методов воспитания (13 и 18% ответов) и влияние "улицы" (10% и 14%).
Кроме того, родители подростков выделяют влияние средств массовой информации (31%) в качестве существенного фактора, воздействующего на развитие ребенка и, соответственно, снижающего воспитательное влияние семьи.
Анализируя полученные данные, следует отметить:
- Родители подростков отмечают больше трудностей, влияющих на процесс воспитания в семье, чем родители младших школьников. С возрастом проблемы, возникшие в младшем школьном возрасте, не разрешаются, а углубляются.
- Родители детей разных возрастов отмечают схожие трудности, возникающие в процессе воспитания. Однако, влияние ряда причин, таких как, недостаток времени для общения с детьми, недостаток знаний, опыта, несогласованной родительской позиции родителями подростков оценивается выше. Можно предположить, что, несмотря на приобретение опыта воспитания, эти проблемы не были разрешены своевременно и, соответственно, перешли в следующий возрастной этап.
В настоящее время имеется немало исследований, в которых анализируется различные аспекты влияния семьи на подростка. Один из основных факторов, влияющий на формирование личности ребенка - взаимоотношения родителей и детей. Особенность отношения родителей к своим детям закрепляются в их собственном отношении к окружающим и оценкам их.
В ходе исследования выявлены следующие тенденции родителей в воспитании подростков:
Эмоциональная дистанцированность, которая в том числе проявляется в излишней строгости. ("Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить за строгое воспитание" - 65 % ответов, "Ребенка, который злится на весь мир, лучше оставить в покое" - 35 % ответов).
Повышенный контроль со стороны родителей ("Внимательный, заботливый родитель должен знать, о чем думает его ребенок" - 88 % ответов; "Хороший родитель должен оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид" - 53% ответов).
Противоречивость родительских установок. При повышенном контроле - готовность воспринимать подростка как равного ("Родители должны считать детей равноправными по отношению к себе во всех вопросах жизни" - 86% ответов). При эмоциональной дистанцированности родители отмечают готовность выслушивать откровения детей (96 % ответов). Требует дальнейшего изучения мотивация родителей в общении с подростком: установка "Родители, которые выслушивают откровенные высказывания детей о переживаниях, помогают им в более быстром социальном развитии" может указывать на демократический стиль воспитания (если мотивом является интерес к жизни ребенка, доверие ему) и на авторитарный (мотивом общения является контроль за жизнью ребенка).
Практически половина родителей (47 % ответивших) считают воспитание тяжелой и нервной работой, не получают от общения с подростком эмоциональной отдачи.
Можно сделать вывод о том, что выделенные тенденции в воспитании подростков не способствуют решению проблем, а скорее провоцируют конфликты между родителями и детьми. Это подтверждается и практикой консультирования специалистами психологического центра.
Подростки, оценивая воспитательные установки, позитивно воспринимают гиперопеку со стороны родителей. Такая ситуация приводит к инфантилизации (детскости) поведения подростков, трудностям в формировании ответственности за собственное поведение (ответственность перекладывается на плечи родителей). При этом дети стремятся к эмоциональному контакту с родителями. 56 % подростков считают, что "Воспитание - это тяжелая и нервная работа", что может негативно сказаться на формировании родительской модели самого подростка, а также провоцировать чувство вины по отношению к родителям.
При исследовании особенностей родительских стратегий тважно обратить внимание на те целевые установки, которые ориентируют воспитательный процесс, то к чему стремятся родители при воспитании своего ребенка. Перед родителями ставился вопрос о том, какие качества они хотели бы воспитать в своем ребенке, прежде всего. Распределение ответов на этот вопрос приведено в рисунке 8.
Рис. 8
Сравнительный анализ представлений родителей и подростков о предпочитаемых качествах позволили отметить следующие моменты.
Если родители на первое место ставят воспитание доброты, то подростки на первое место ставят честность (74% ответов), доброта уходит на второе место (59 % ответов).
Можно сказать, что в целом представления подростков и их родителей, относительно воспитываемых качеств, согласованы. В целевой системе воспитания доминирующее положение занимает морально-этический компонент развития личности.
Также можно отметить, что выбор предпочитаемых качеств в воспитании ребенка не значительно зависит от возраста и примерно одинаков как в семьях младших школьников, так и в семьях подростков.
В этой связи можно предположить, что нормативный образ ребенка достаточно устойчив в представлении родителей принадлежащих, по сути, к разным поколениям, т.е. культурно устойчив, транслируется из поколения в поколение.
В ходе анализа полученных данных было прослежено влияние демографических и социально-стратификационных факторов на предпочтение родителей той или иной стилевой модели взаимодействия с ребенком. При этом были проанализированы связи между воспитательными установками и образованием, возрастом и материальным положением. (Приложение 1)
Одним из значительных аспектов родительско-детских отношений является возникновение конфликтных ситуаций. Взаимоотношение с ребенком в большинстве опрошенных семей не обходятся без конфликтов. Также как и в младшем школьном возрасте, основными причинами конфликтов в семье подростков являются длительный просмотр телевизора (54%) и выполнение домашних заданий (27 %). На втором месте - недисциплинированность (25 %) и грубость старшим (20%). Эти качества связаны с волевой сферой личности, конструктивный выход из конфликтов такого типа требует развития волевых качеств подростков, тогда как родители не считают развитие этих сторон личности приоритетными (только 12 % указали это качество в качестве желаемого в воспитании).
Частыми причинами конфликтов, по мнению родителей, являются несоблюдение режимных моментов (17% ответов), выбор друзей, отношений со сверстниками (13 % ответов), отказ от уборки, помощи по дому (13%). Важно отметить, что к подростковому возрасту, родители реже конфликтуют с подростками (по сравнению с младшими школьниками) по поводу несоблюдения режимных моментов. В незначительной степени на взаимоотношения с родителями влияют такие факторы как "употребление алкоголя, курение" и "внешний вид". Таким образом, конфликты, возникшие в младшем школьном возрасте, остаются актуальными и в семьях подростков (Рисунок 9).
Рис. 9
По данным корреляционного анализа, конфликты из-за употребления алкоголя, курения, вызывающего внешнего вида чаще возникают в семьях, где родители отстраняются от воспитания детей (влияние оказывает бабушка, дедушка и улица), родители редко общаются с подростками, не знают возрастных и психологических особенностей детей. Важно, что дети из таких семей считают, что конфликты чаще возникают из-за выбора друзей и успеваемости, а от семьи ждут материального обеспечения.
На рисунке 10 приведены как данные родителей, так и данные подростков. Следует отметить, что подростки гораздо больше, чем их родители указывают причин для конфликтов. Таким образом, существует рассогласованность между подростками и их родителями в понимании причин конфликтов, возникающих в семье. Дети воспринимают ситуацию общения с родителями как более конфликтогенную, что может быть причиной защитного поведения подростков (демонстративного, агрессивного типа).
Рис. 10
В исследовании изучались наиболее часто используемые стратегии поведения родителя в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление (Рисунок 11, Рисунок 12).
Рис. 11
Рис. 12
Большинство родителей, отвечая на вопрос о способе выхода из конфликта, предпочли такую стратегию как сотрудничество (72% опрошенных). Сотрудничество, позволяя разрешить конфликт, максимально удовлетворив интересы обоих конфликтующих сторон, является наиболее эффективной стратегией. Но, только 49% подростков отметили, что их родители используют эту стратегию в разрешении конфликтных взаимодействий. 23 % родителей выбрали компромисс (частичное удовлетворение интересов сторон, взаимные уступки), при этом 14 % подростков отмечают использование этой стратегии родителями. Однако, подростки отмечают, что родители гораздо чаще используют соперничество (настаивают на принятии своего решения) - разница составляет 9%.
По данным корреляционного анализа те родители, которые выбирают в качестве стратегии выхода из конфликта соперничество, реже общаются с детьми, считают, что основное воспитательное влияние на подростка оказывает улица, причинами конфликтов часто выступают интересы и увлечения детей.
Уход, как ведущая стратегия при выходе из конфликта, характерна для семей, в которых ответственность за воспитание лежит на бабушке (дедушке), и дети и родители оценивают ситуацию в семье как неблагоприятную, семья не выступает в качестве образца для подростков в создании собственной семьи, родители меньше следят за соблюдением правил и норм поведения. Таким образом, уход как стратегия поведения в конфликте отражает неблагоприятную обстановку в семье в целом и в сфере воспитания в частности.
Компромисс чаще встречается в семьях, где наблюдается рассогласование в понимании воспитательных установок между детьми и родителями. Так, родители не согласны с тем, что "если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее", в то время как подростки имеют обратную установку, а также считают важным соблюдение правил поведения в семье и стремятся к равенству позиций с взрослыми.
Для изучения ситуации общения с родителями нами определялась частота общения в семье, а также мотивация и инициатор разговора. Анализ частоты общения родителей с ребенком показал, что большинство родителей (59%) беседуют со своими детьми практически каждый день, 23% ответивших - один-два раза в неделю, 18 % родителей отмечают дефицит общения с подростком, так как общение происходит достаточно редко (несколько раз в месяц и реже). Важно отметить, что подростки указали, что общаются с родителями реже (чем по данным родителей). 26 % подростков отмечают дефицит общения в семье, когда разговоры с родителями бывают редко (Рисунок 13). Объяснить результаты можно следующим образом:
Рис. 13
Подростки испытывают дефицит общения в семье больше, чем родители, так как имеют более высокую потребность в общении (общение - ведущий тип деятельности в подростковом возрасте), что отражается в рассогласовании полученных ответов.
Общение в семье может проходить "в одностороннем порядке", когда родители по своей инициативе говорят о чем-то с ребенком (возможно, с воспитательной целью), но подросток такую ситуацию не воспринимает как доверительное общение.
Возможны "социально одобряемые" ответы родителей, когда ответы на вопрос анкеты формулировался родителем исходя не из реальной ситуации, а в соответствии с ожиданиями окружающих (как нужно ответить, а не как есть на самом деле).
Результаты исследования показали, что родители и подростки мотивацию общения воспринимают по-разному. Так, родители считают себя более инициативными в общении. При этом 38 % ответивших замечают, что общение в семье с подростком происходит по необходимости при возникновении проблем (конфликтное поведение подростка может выступать способом привлечения внимания родителей к себе). Подростки отмечают более низкую активность родителей, а также 30% детей указывает, что общение в семье происходит только при возникновении проблем. Важно, что дети воспринимают себя практически в два раза более инициативными в общении по сравнению с родителями, что также указывает на дефицит теплых эмоциональных отношений в семье подростков (Рисунок 14).
Рис. 14
Данные исследования свидетельствуют, что этот аспект является важным для респондентов: 68% выбирают здоровье и физическое развитие как наиболее актуальную проблему воспитания. Причем для родителей младших школьников эта проблема воспитания также выходит на первый план. Кроме того, для родителей значимым является нравственное развитие детей (63 %). (В то время как для родителей младших школьников более важным является интеллектуальное развитие ребенка). Важно, что у родителей подростков отмечается согласованность общей воспитательной системы. С одной стороны, они стремятся развивать в своих детях морально-этические качества личности, с другой - приоритетным является нравственное развитие подростка.
Родители отмечают и другие проблемы воспитания: интеллектуальное развитие (54%), успеваемость в школе (49%), воспитание трудолюбия (48%). Лишь небольшое число родителей (3% ответов) считают, что необходимо воспитывать у ребенка умение организовывать свой досуг, однако основными причинами возникновения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с детьми являются длительный просмотр телевизора, компьютерные игры, несоблюдение режимных моментов (Рисунок 15).
Рис. 15
Подростковый возраст является периодом физического и полового созревания ребенка, когда в его организме происходят важные изменения, вызванные процессом роста. С вступлением в пубертатный период у подростков резко возрастает интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере, степень соответствия общепринятым стандартам мужественности и женственности. При этом только 7% родителей считают актуальной проблему сексуального и полового воспитания. Можно отметить противоречие между потребностями подросткового возраста и традиционным запретом разговоров на "сексуальные" темы в семье. Это противоречие может привести к тому, что половое, сексуальное просвещение подростков будет проходить стихийным образом, под воздействием взглядов сверстников и СМИ.
По данным исследований распространенности ПАВ среди подростков, 18% регулярно употребляют алкоголь, 52% - от случая к случаю; 14% подростков курят регулярно, 30% подростков бывают в местах досуга, где принято употребление наркотических веществ, а 83% информированы о местах распространения наркотических веществ. Но только каждый 9-ый родитель подростка осознает важность проблемы употребления психоактивных веществ (14% ответов) в воспитании ребенка.
Для изучения особенностей представлений об идеальной семье использовался метод незаконченных предложений:
- Идеальная семья - это, когда:
- Идеальные родители - это те, которые:
- Идеальные дети - это те, которые:
Результаты исследования показали, что представления об идеальной семье у респондентов схожи внутри выборки. Основные категории, используемые для описания идеальной семьи, относятся к области межличностных отношений. И родители, и дети подчеркивают важность понимания между родственниками ("понимают друг друга") и целостности семьи ("все вместе"). Существуют незначительные отличия при описании эмоционального фона. Так, родители отмечают, что в идеальной семье - мир, а подростки пишут, что это семья, где не ругаются.
Таким образом, по мнению респондентов, идеальная семья - это взаимопонимание между членами семьи, целостность, спокойствие, любовь, уважение и взаимопомощь. Важно, что материальные и социальные категории для описания идеальной семьи не использовались, т.е. респонденты не связывают удовлетворенность отношениями в семье с уровнем доходов и социальным статусом.
Анализируя представления об идеальных родителях, можно отметить следующее.
В первую очередь, идеальные родители - это те родители, которые понимают и любят детей, заботятся о них. При этом с точки зрения родителей, приоритетно понимание в семье, а с точки зрения подростков - любовь и забота.
Представления подростков об идеальных родителях противоречивы. С одной стороны - это строгие родители (подросткам необходимы границы), с другой стороны - это родители, которые "не наказывают" (дети нуждаются в автономии и свободе). Эти противоречия вызваны психологическими особенностями возраста.
Больше всего рассогласования в группах родителей и подростков в представлениях об идеальных детях. В представлениях подростков от идеальных детей ожидается послушание и помощь родителям. В представлениях родителей, идеальные дети уважают, понимают взрослых. То есть, в представлениях об идеальных родителях и детях проявляется двойной стандарт, характерный для подросткового возраста. С одной стороны, подростки ожидают эмоционального тепла от родителей, с другой стороны, сами ориентированы на выполнение ролевых ожиданий, а не на доверительные отношения.
Таким образом, дальнейшее развитие семейных отношений респондентами видится прежде всего в укреплении семейных связей, развитии теплых доверительных отношений. Семья выступает как мощный ресурс, дающий эмоциональную поддержку и опору каждому своему члену.
В заключении можно отметить, что в исследовании были рассмотрены: стили семейного воспитания, причины конфликтов, стратегии поведения в конфликтах, воспитательные установки, цели, трудности семьи, где воспитывается подросток. Также предпринята попытка сравнительного анализа семьи подростка с семьей младшего школьника. Специфика проведенного исследования заключается в стереоскопичности представленных материалов, так как обозначена позиция как родителей, так и подростков. Надеемся, что полученные данные могут быть использованы при организации воспитательной работы с подростками, а также для просветительско-профилактической работы с родителями.