Обучение грамоте

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • создать условия для изучения буквы Ш;
  • способствовать формированию умения читать слоги и слова с буквой ш;
  • развивать логическое мышление, память, внимание.
  • воспитывать культуру общения на уроке.

Оборудование: рисунок (Шары), звуковые схемы, лента букв, игра "Буква именинница", счетные палочки, корректурная проба, алфавит, ребусы, скороговорка.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Проверьте правильность своей посадки.

мы - умные!
мы - дружные !
мы - внимательные !
мы - старательные !
мы отлично учимся !
всё у нас получится !

2. Работа над скороговоркой. Сообщение темы.

(скороговорка иллюстрирована рисунками: на одном листе изображены шесть мышат, а на другом - камыши). Шесть мышат в камышах шуршат.

Поупражняйтесь шепотом.

Произнесем скороговорку 3 раза, постепенно ускоряя темп.

Произнесем скороговорку четко и послушаем, какой звук часто повторяется.

Как вы думаете, почему именно эту скороговорку мы сегодня выучили?.

3. Звуковой анализ слова. Составление схемы.

Что вы видите на этой картинке? (Шары)

Произнесем слово хором и сосчитаем слоги хлопками.

Сколько слогов в этом слове? (Два слога.)

Произнесем слово и определим ударный слог в слове.

Какой слог ударный? (Второй)

Произнесем первый звук в слове.

Назовите этот звук еще раз. ([ш])

Определи, какой это звук гласный или согласный ?

Звонкий или глухой?

Твердый или мягкий?

Выложи синий квадрат.

Какие следующие звуки в слове?

Обозначим их на схеме.

Прочтем слово по схеме.

Произнесем еще раз только первый звук в слове.

Звуковой анализ слов "груша", "катушка" у доски (2 человека), дети самостоятельно.

4. Обозначение звука буквой.

Этот звук обозначают буквой "ша", она выглядит так Ш ш.

Найдите букву на "ленте букв" и покажите.

Найдите глазами букву в алфавите.

Сегодня буква "ш" у нас именинница и для неё мы празднично украсили класс. А почему в классе только синие шары?

(Всегда твёрдый согласный)

5. Конструирование буквы из счетных палочек.

Выложи букву на столе из счетных палочек.

Сколько палочек вам потребовалось?

На что похожа буква?

Работа с корректурной пробой.

упвошымагцпябсшкшраш

йцушкенгшщзхфыаовшпл

ячсмиштьбшюфывшапрш

эждшлоршпавшыфшйцуа

аоышукшцчсарылшбьтяш

(найти и обвести в кружок все буквы "ш",посчитать их)

6. Игра "Хлопки".

Учитель произносит слова со звуком [ ш], а дети хлопают в ладоши 1 раз, если звук в начале слова.

Учитель произносит слова, а дети хлопают 2 раза, если звук стоит в середине или конце слова.

Слова: Шар, шашки, кошка, шея, шов, душ, кувшин, уши, шило, пешка, шуруп, коршун, мышь, малыш, шутка, шалун, ковш.

Подумай, можно ли произнести этот звук мягко?

У этого звука нет мягкой пары.(правило жи - ши пиши с буквой и)

7. Физкультурная минутка.

Слышит мишка краем уха,
Как жужжит над ухом муха.
Мишка лапой муху хвать!
Мухи слыхом не слыхать!
Но понять не может мишка,
Отчего над ухом шишка.

8. Игра "Буква именинница"

Скажите, какая буква сегодня именинница?

Какие гласные пришли к ней в гости?

Прочтем слоги хором.

9. Упражнение в чтении слогов с буквой Ш.

Откройте учебники (с. 125).

Прочтите цепочку из слогов шепотом.

Прочтем слоги вслух по цепочке, (ша - шо - шу - ше - ши)

10. Упражнение в чтении пар слов.

Прочтем первый и второй столбики слов в учебнике (за диктором).

Что интересного вы заметили при прочтении пар слов? (Слова отличаются одним звуком)

жар - шар

кашка - каска

жил - шил

мишка - миска

жест - шест

крыша - крысасажа - Саша

шутки - сутки

Поупражняйтесь в чтении слов шепотом. Работаем в парах.

11. Физкультурная минутка для глаз.

Работа над расшифровкой ребусов.

ШАРФ, ШУТКА, МАШИНА

- Посмотрите на слово, прочтите его шепотом.

Прочтем слово вслух.

Посмотри на это слово и найди в нем другое слово.

Какое это слово? (Шар, утка, шина)

12. Дифференцированная работа с учащимися.

1 группа

-Соедините слоги так, чтобы получились слова (с. 126). Поупражняйся в
их чтении.

2 группа.

-Прочтите рассказ (с. 127). Подготовьтесь к выразительному чтению.

13. Проверка самостоятельной работы.

1 группа

Чтение слов вслух.

- Что интересного вы узнали о слове "шалаш"? (Оно читается слева направо и справа налево)

2 группа

Чтение текста вслух.

14. Рефлексия "Шары".

На день рождения принято дарить подарки. Подарите синие шары букве имениннице (дети прикрепляют шары на доску)

15. Итог урока

С какой буквой познакомились на уроке?

Что вы узнали об этой букве?

Назовите несколько слов, которые начинаются на букву Ш.