Конспект урока русского языка. Тема: "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: конструирование модели написания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.

Задачи урока:

  • Систематизация знаний о работе мягкого знака- показателе мягкости предшествующего согласного и выполняющего разделительную функцию.
  • Мотивация учащихся на исследование грамматической работы мягкого знака.
  • Исследование грамматической работы мягкого знака.
  • Формулирование правила написания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.
  • Создание модели, в которой зашифрован основной смысл выведенного правила.
  • Рефлексивный контроль овладения способом.

Этапы урока

1. Создание учебной ситуации

Задания:

а) Вставить пропущенные буквы в слова: воробьи, тетрадь, пальто, учитель, коньки, вернуть, корабль, картофель. (Самостоятельная работа учащихся. По завершению работы- взаимопроверка.)

б) "Ситуация успеха" и рефлексивный контроль.

- выделение существенных общих и отличительных признаков для определения работы мягкого знака в записанных словах;

- Что в записанных словах общего? (все слова пишутся с мягким знаком)

- Есть ли различия? (записаны разные части речи, разная работа мягкого знака).

- Что знаете про эту часть речи? (дать определение части речи, назвать грамматические значения)?

- Какая основная работа мягкого знака? (обозначать мягкость согласного. Называют слова, где мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного)

- Какую другую работы в этих словах выполняет мягкий знак?

- Запишите ещё несколько слов с мягким знаком.

- Подведение итогов работы на данном этапе. (зафиксировать словесно и графически 2 работы мягкого знака.)

2. Анализ учебной задачи.

а) Постановка учебной задачи:

- Прочитайте слова, записанные на доске: [мыш], [кл'уч'], [плащ'], [доч'].

- Запишите в тетрадь данные слова, выделите орфограммы и окончания.

(работа в паре, а 3 ученика- у доски за ширмой.)

- Проверка работы учеников, работавших у доски.

- Учебный диалог: "Почему получились разные записи?"

- Обращение к словарю для уточнения правильности написания.

- Постановка учебной задачи: "Определение способов написания мягкого знака после шипящих в именах существительных". (На доске дети зафиксировали модель ШИП. + ? - Ь)

б) Исследование учебной задачи:

- Задание для работы в паре: Исследуйте особенности написания мягкого знака после шипящих в именах существительных и сформулируйте правило.

(Дети объединяют слова в группы по наборам окончаний:

Ед.ч, Ж.Р., Им.п.:мышь, дочь- 1 группа;

Ед.ч., ж.р., Им.п.: ключ, плащ- 2 группа и формулируют правило написания мягкого знака после шипящих в именах существительных. Результаты работы вывешивают на доску.)

- Предъявление результатов: (сравнивают группы слов по наборам окончаний)

- Формулировка правила написания Ь после шипящих в именах существительных (словесная).

- Выяснение работы мягкого знака после шипящих в именах существительных женского рода единственного числа. (сделать вывод о том, что мягкий знак в этом случае выражает грамматическое значение имени существительного)

Конструирование способа

Задание для работы в группе: Данное правило зафиксируйте с помощью модели.

- работа в группах ( в группах конструируются различные модели)

- анализ работы групп и конструирование общего способа написания мягкого знака после шипящих в именах существительных. Создание модели: шип.+ Ь ?- ж.р., ед.ч., Им.п.).

4. Применение способа

-Задание: Запишите сочетания слов в форме именительного падежа единственного числа, объединив их в группы по наборам окончаний.

- Проверка овладения способом, словесная формулировка правила.

5. Рефлексивный контроль овладения способом

- Определите, какого рода слова из тарабарского языка:

Осотыж, посотыщь, расосочь, сотореж, кочемашь.

6. Рефлексия

- Какую учебную задачу решали на уроке?

- Удалось ли решить задачу?

- Какой новый способ правописания мы сегодня "изобрели"?

- Как будете применять модель, которую изобрели на уроке?

- Можете теперь ответить на вопрос: Какие работы есть у Ь? Какие?

- Чему можете научить других?

- На каком этапе урока было интереснее работать? Почему?

- Когда было трудно?

- Над чем нужно работать?

7. Домашнее задание