Цель урока: конструирование модели написания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.
Задачи урока:
- Систематизация знаний о работе мягкого знака- показателе мягкости предшествующего согласного и выполняющего разделительную функцию.
- Мотивация учащихся на исследование грамматической работы мягкого знака.
- Исследование грамматической работы мягкого знака.
- Формулирование правила написания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.
- Создание модели, в которой зашифрован основной смысл выведенного правила.
- Рефлексивный контроль овладения способом.
Этапы урока
1. Создание учебной ситуации
Задания:
а) Вставить пропущенные буквы в слова: воробьи, тетрадь, пальто, учитель, коньки, вернуть, корабль, картофель. (Самостоятельная работа учащихся. По завершению работы- взаимопроверка.)
б) "Ситуация успеха" и рефлексивный контроль.
- выделение существенных общих и отличительных признаков для определения работы мягкого знака в записанных словах;
- Что в записанных словах общего? (все слова пишутся с мягким знаком)
- Есть ли различия? (записаны разные части речи, разная работа мягкого знака).
- Что знаете про эту часть речи? (дать определение части речи, назвать грамматические значения)?
- Какая основная работа мягкого знака? (обозначать мягкость согласного. Называют слова, где мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного)
- Какую другую работы в этих словах выполняет мягкий знак?
- Запишите ещё несколько слов с мягким знаком.
- Подведение итогов работы на данном этапе. (зафиксировать словесно и графически 2 работы мягкого знака.)
2. Анализ учебной задачи.
а) Постановка учебной задачи:
- Прочитайте слова, записанные на доске: [мыш], [кл'уч'], [плащ'], [доч'].
- Запишите в тетрадь данные слова, выделите орфограммы и окончания.
(работа в паре, а 3 ученика- у доски за ширмой.)
- Проверка работы учеников, работавших у доски.
- Учебный диалог: "Почему получились разные записи?"
- Обращение к словарю для уточнения правильности написания.
- Постановка учебной задачи: "Определение способов написания мягкого знака после шипящих в именах существительных". (На доске дети зафиксировали модель ШИП. + ? - Ь)
б) Исследование учебной задачи:
- Задание для работы в паре: Исследуйте особенности написания мягкого знака после шипящих в именах существительных и сформулируйте правило.
(Дети объединяют слова в группы по наборам окончаний:
Ед.ч, Ж.Р., Им.п.:мышь, дочь- 1 группа;
Ед.ч., ж.р., Им.п.: ключ, плащ- 2 группа и формулируют правило написания мягкого знака после шипящих в именах существительных. Результаты работы вывешивают на доску.)
- Предъявление результатов: (сравнивают группы слов по наборам окончаний)
- Формулировка правила написания Ь после шипящих в именах существительных (словесная).
- Выяснение работы мягкого знака после шипящих в именах существительных женского рода единственного числа. (сделать вывод о том, что мягкий знак в этом случае выражает грамматическое значение имени существительного)
Конструирование способа
Задание для работы в группе: Данное правило зафиксируйте с помощью модели.
- работа в группах ( в группах конструируются различные модели)
- анализ работы групп и конструирование общего способа написания мягкого знака после шипящих в именах существительных. Создание модели: шип.+ Ь ?- ж.р., ед.ч., Им.п.).
4. Применение способа
-Задание: Запишите сочетания слов в форме именительного падежа единственного числа, объединив их в группы по наборам окончаний.
- Проверка овладения способом, словесная формулировка правила.
5. Рефлексивный контроль овладения способом
- Определите, какого рода слова из тарабарского языка:
Осотыж, посотыщь, расосочь, сотореж, кочемашь.
6. Рефлексия
- Какую учебную задачу решали на уроке?
- Удалось ли решить задачу?
- Какой новый способ правописания мы сегодня "изобрели"?
- Как будете применять модель, которую изобрели на уроке?
- Можете теперь ответить на вопрос: Какие работы есть у Ь? Какие?
- Чему можете научить других?
- На каком этапе урока было интереснее работать? Почему?
- Когда было трудно?
- Над чем нужно работать?
7. Домашнее задание