Оксиды

Разделы: Химия


Задачи урока:

  • Сформировать понятие "оксид".
  • Продолжить формирование умения составлять формулы веществ, используя степень окисления, названия веществ.
  • Закрепить знания химической номенклатуры для бинарных соединений
  • Показать значение оксидов в природе и жизни человека.
  • Развивать умение анализировать химические объекты, давать определение понятиям.
  • Способствовать экологическому воспитанию учащихся, используя приобретенные знания на уроке для оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие объекты.
  • Развивать умение проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.

Средства обучения: рабочая тетрадь. Авторы О. С. Габриелян, А. В. Яшукова. М., "Дрофа", 2006 г. К учебнику О. С. Габриеляна "Химия. 8 класс". Презентации. Образцы оксидов.

Ход урока

Учитель демонстрируют: стакан с водой, стакан с песком, образец яшмы, колбу с углекислым газом.

Что объединяет все эти вещества?

Учащиеся высказывают предположения.

Учитель демонстрирует слайд презентации.

Слайд № 1

Тема урока: "Оксиды"

Задачи урока:

Научиться находить формулы оксидов среди других веществ;

Называть оксиды и составлять их формулы;

Познакомиться с образцами оксидов.

На доске написаны формулы оксидов:

CaO

Fe2O3

Na2O

CO2

Учитель предлагает проанализировать эти формулы.

Найдите что общего во всех этих веществах.

  • простые или сложные?
  • из скольких химических элементов состоят?
  • какой химический элемент входит в состав каждого оксида?

Составьте общую формулу оксидов.

В ходе анализа справа от формул учитель делает краткую запись на доске, а учащиеся в тетради:

CaO 1. Сложные вещества.
Fe2O3 2. Состоят из 2 х.э.
Na2O 3. О
CO2

Дайте определение оксидам.

Учащиеся дают определение оксидам:

- Сложные вещества, состоящие из 2 химических элементов, один из которых - кислород.

На доске написаны формулы веществ:

O2 , H2 SO4, CuO, N2O5, H2O2.

Какие из предложенных веществ можно отнести к оксидам?

Учащиеся выбирают формулы оксидов, мотивируя свой выбор.

Можно ли отнести к оксидам H2O2.? Как называется это вещество? Чем отличается оно от оксидов?

Учащиеся дают более точное определение оксидам.

Слайд № 2

- Оксиды - это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2.

Учащиеся записывают определение в тетрадь.

Учитель. Многие оксиды встречаются в природе в виде полезных ископаемых, они находятся в окружающем нас воздухе, образуются в результате деятельности человека. Сейчас вы познакомитесь с образцами оксидов.

Лабораторный опыт: "Ознакомление с образцами оксидов"

Учитель напоминает правила ТБ при работе с веществами:

  • не пробовать вещества на вкус;
  • не трогать руками.

Учащиеся получают оборудование, знакомятся с инструктивной карточкой, выполняют задания.

Инструктивная карточка.

Рассмотрите выданные вам оксиды.

Используя формулы, составьте химические названия данных оксидов и, используя, названия, составьте формулы.

Заполните таблицу в тетради:

Формула оксида Химическое название Тривиальное название, название природного соединения
Н2О   вода
  Оксид алюминия глинозём
SiO2   Кварц, кремнезём, речной песок, яшма.
  Оксид кальция Негашеная известь
MnO2   Пиролюзит
MgO   Жженая магнезия
Fe2O3   Красный железняк (гематит)

По окончании работы проверяют правильность выполнения, сверяясь со слайдом, самооценка.

Слайд № 3.

Формула оксида Химическое название Тривиальное название, название природного соединения
Н2О Оксид водорода вода
Al2O3 Оксид алюминия глинозём
SiO2 Оксид кремния (IV) Кварц, кремнезём, речной песок, яшма
CaO Оксид кальция Негашеная известь
MnO2 Оксид марганца (IV) пиролюзит
MgO Оксид магния Жженая магнезия
Fe2O3 Оксид железа (III) Красный железняк (гематит)

Те оксиды, с которыми вы познакомились во время лабораторного опыта, используются человеком в строительстве, для производства металлов, стекла, как поделочные материалы.

Какую же роль в жизни человека и всего живого играют оксиды, образующиеся в результате деятельности человека?

Сообщение "Кислотные дожди" с использованием компьютерной презентации (см. приложение 1).

Первичное закрепление знаний.

Учащиеся выполняют упражнения из рабочей тетради, проверяют правильность выполнения, сверяясь со слайдом, самооценка.

Рабочая тетрадь стр. 58 №2, стр. 59 №3. (см. приложение 2)

Слайд №4

а) FeO - оксид железа (II)

Al2O3 - оксид алюминия

SO2 - оксид серы (IV)

б) Fe2O3 - оксид железа (III)

BaO - оксид бария

K2O - оксид калия

в) СО - оксид углерода (II)

N2O5 - оксид азота (V)

P2O5 - оксид фосфора (V)

Слайд №5

оксид алюминия - Al2O3

оксид кремния - SiO2

оксид железа (III) - Fe2O3

оксид водорода - Н2О

оксид углерода (IV) - СО2

оксид серы (IV) - SO2

оксид азота (II) - NO

оксид азота (IV) - NO2

Рефлексия.

Возвращение к проблемному вопросу, который был задан вначале урока, задачам урока.

Слайд №6

Научиться находить формулы оксидов среди других веществ.

Называть оксиды и составлять формулы по названиям.

Познакомиться с отдельными представителями оксидов.

Учащиеся письменно отвечают на вопросы:

Доволен ли ты своей работой на уроке?

Какую оценку ты ставишь себе?

Что помогло усвоить тему?

Оценивание работы учащихся на уроке. Домашнее задание: параграф 18 упр. 5-7 стр. 60-61 из рабочей тетради.

Приложение.