Задачи урока:
Средства обучения: рабочая тетрадь. Авторы О. С. Габриелян, А. В. Яшукова. М., "Дрофа", 2006 г. К учебнику О. С. Габриеляна "Химия. 8 класс". Презентации. Образцы оксидов.
Ход урока
Учитель демонстрируют: стакан с водой, стакан с песком, образец яшмы, колбу с углекислым газом.
Что объединяет все эти вещества?
Учащиеся высказывают предположения.
Учитель демонстрирует слайд презентации.
Слайд № 1
Тема урока: "Оксиды"
Задачи урока:
Научиться находить формулы оксидов среди других веществ;
Называть оксиды и составлять их формулы;
Познакомиться с образцами оксидов.
На доске написаны формулы оксидов:
CaO
Fe2O3
Na2O
CO2
Учитель предлагает проанализировать эти формулы.
Найдите что общего во всех этих веществах.
Составьте общую формулу оксидов.
В ходе анализа справа от формул учитель делает краткую запись на доске, а учащиеся в тетради:
CaO | 1. Сложные вещества. |
Fe2O3 | 2. Состоят из 2 х.э. |
Na2O | 3. О |
CO2 |
Дайте определение оксидам.
Учащиеся дают определение оксидам:
- Сложные вещества, состоящие из 2 химических элементов, один из которых - кислород.
На доске написаны формулы веществ:
O2 , H2 SO4, CuO, N2O5, H2O2.
Какие из предложенных веществ можно отнести к оксидам?
Учащиеся выбирают формулы оксидов, мотивируя свой выбор.
Можно ли отнести к оксидам H2O2.? Как называется это вещество? Чем отличается оно от оксидов?
Учащиеся дают более точное определение оксидам.
Слайд № 2
- Оксиды - это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2.
Учащиеся записывают определение в тетрадь.
Учитель. Многие оксиды встречаются в природе в виде полезных ископаемых, они находятся в окружающем нас воздухе, образуются в результате деятельности человека. Сейчас вы познакомитесь с образцами оксидов.
Лабораторный опыт: "Ознакомление с образцами оксидов"
Учитель напоминает правила ТБ при работе с веществами:
- не пробовать вещества на вкус;
- не трогать руками.
Учащиеся получают оборудование, знакомятся с инструктивной карточкой, выполняют задания.
Инструктивная карточка.
Рассмотрите выданные вам оксиды.
Используя формулы, составьте химические названия данных оксидов и, используя, названия, составьте формулы.
Заполните таблицу в тетради:
Формула оксида | Химическое название | Тривиальное название, название природного соединения |
Н2О | вода | |
Оксид алюминия | глинозём | |
SiO2 | Кварц, кремнезём, речной песок, яшма. | |
Оксид кальция | Негашеная известь | |
MnO2 | Пиролюзит | |
MgO | Жженая магнезия | |
Fe2O3 | Красный железняк (гематит) |
По окончании работы проверяют правильность выполнения, сверяясь со слайдом, самооценка.
Слайд № 3.
Формула оксида | Химическое название | Тривиальное название, название природного соединения |
Н2О | Оксид водорода | вода |
Al2O3 | Оксид алюминия | глинозём |
SiO2 | Оксид кремния (IV) | Кварц, кремнезём, речной песок, яшма |
CaO | Оксид кальция | Негашеная известь |
MnO2 | Оксид марганца (IV) | пиролюзит |
MgO | Оксид магния | Жженая магнезия |
Fe2O3 | Оксид железа (III) | Красный железняк (гематит) |
Те оксиды, с которыми вы познакомились во время лабораторного опыта, используются человеком в строительстве, для производства металлов, стекла, как поделочные материалы.
Какую же роль в жизни человека и всего живого играют оксиды, образующиеся в результате деятельности человека?
Сообщение "Кислотные дожди" с использованием компьютерной презентации (см. приложение 1).
Первичное закрепление знаний.
Учащиеся выполняют упражнения из рабочей тетради, проверяют правильность выполнения, сверяясь со слайдом, самооценка.
Рабочая тетрадь стр. 58 №2, стр. 59 №3. (см. приложение 2)
Слайд №4
а) FeO - оксид железа (II)
Al2O3 - оксид алюминия
SO2 - оксид серы (IV)
б) Fe2O3 - оксид железа (III)
BaO - оксид бария
K2O - оксид калия
в) СО - оксид углерода (II)
N2O5 - оксид азота (V)
P2O5 - оксид фосфора (V)
Слайд №5
оксид алюминия - Al2O3
оксид кремния - SiO2
оксид железа (III) - Fe2O3
оксид водорода - Н2О
оксид углерода (IV) - СО2
оксид серы (IV) - SO2
оксид азота (II) - NO
оксид азота (IV) - NO2
Рефлексия.
Возвращение к проблемному вопросу, который был задан вначале урока, задачам урока.
Слайд №6
Научиться находить формулы оксидов среди других веществ.
Называть оксиды и составлять формулы по названиям.
Познакомиться с отдельными представителями оксидов.
Учащиеся письменно отвечают на вопросы:
Доволен ли ты своей работой на уроке?
Какую оценку ты ставишь себе?
Что помогло усвоить тему?
Оценивание работы учащихся на уроке. Домашнее задание: параграф 18 упр. 5-7 стр. 60-61 из рабочей тетради.