Цель: Профессиональное самоопределение учащихся основной школы.
Задачи:
- Способствовать профессиональному самоопределению учащихся основной школы, выбору профиля обучения на старшей ступени образования.
- Сформировать понятие учащихся основной школы о профессиях, требующих биологических знаний.
- Развитие навыков сохранения и укрепления здоровья.
- Осуществлять комплексную профориентационную работу общеобразовательного учреждения
Учебная программа элективного курса "Без меня врачам не обойтись" разработана для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ, ориентирована на подготовку учащегося к ситуациям выбора направления дальнейшего образования, способствуют расширению мировоззренческих представлений учащихся. Курс является пропедевтическим и выполняет роль практико-ориентированной помощи в приобретении личностного опыта, выбора собственного содержания образования. Элективный курс рассчитан на небольшое количество часов (12 ч.), что позволяет школьникам в течение года попробовать себя в различных видах деятельности, в соответствии с профилями, предлагаемыми конкретной школой и "ресурсным центром" .
Элективный курс рассчитан на детей, заинтересованных в продолжении образования по профессиям, связанным с биологией, освоивших базовый школьный курс биологии.
Требования к уровню образованности учащихся по окончании данного элективного курса: предполагается, что дети в процессе занятий на данном элективном курсе восполнят пробелы в знаниях по анатомии, физиологии и гигиене человека, биологии.
Данный элективный курс могут вести учителя биологии общеобразовательных школ, преподаватели естественных наук, медицинские работники.
Предпочтительные формы учебных занятий данного элективного курса -это практические занятия с включением небольшого количества теоретического материала, экскурсии в медицинские учреждения.
Стандартный уровень | Выше стандартного уровня |
Знания опорно-двигательной системы. Скелет человека. Строение костей. Мышцы их строение и функции. Изменение скелета человека в связи с прямохождением Оказание первой помощи при ушибах переломах костей растяжении связок и вывихах. Кровеносная система. Движение крови по сосудам. Строение сердца. Работа сердца. Пульс..Давление в кровеносных сосудах. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Оказание первой помощи при кровотечениях. Кожа, строение кожи. Терморегуляция кожи. Закаливание. Первая помощь при ожогах и обморожениях |
1. Детальное размещение костей в скелете
человека. Строение и функции скелета и мышц,
приспособленность организма к труду и
прямохождению, нервная регуляция работы мышц.
Движения. Тренировочный эффект, вред
гиподинамии. 2. Выявление особенностей связанных с трудовой деятельностью и прямохождением. Изменение опорно- двигательной системы с возрастом. 3. Наложение шин, повязок, жгутов при открытых и закрытых переломах, Растяжениях, связок, ушибах и вывихах 4. Взаимодействие кровеносной и лимфатической систем. Работа сердца. Как укрепить сердце. Как происходит регуляция деятельности сердца и сосудов. 5. Виды кровотечений. Что надо делать при нарушении сердечной деятельности и кровотечениях. С помощью функциональных проб определять степень тренированности вашей сердечно-сосудистой системы. Подсчитывать число пульсовых ударов у пациентов. 6. Оказание первой помощи при кровотечениях обрабатывать рану и применять препараты, угнетающие микробы. 7. Как кожные покровы защищают организм от потери влаги и проникновения микроорганизмов. Как поддерживается температура тела? как удаляются жидкие продукты распада и регулируется содержание питательных веществ в крови?. 8. Оказывать помощь при ожогах и обморожениях, при тепловом и солнечном ударе. |
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы, разделы | Количество часов | |||||
всего | теор | практ | семинар | экскур | |||
1 | Введение | 1 | 1 | ||||
2 | В чем заключается работа младшей медицинской сестры. | 1 | 1 | ||||
3 | Опорно-двигательный аппарат и кровеносная система человека. | 2 | 2 | ||||
4 | Оказание первой помощи при переломах, вывихах, ушибах. | 1 | 1 | ||||
5 | Оказание первой помощи при кровотечениях. | 1 | 1 | ||||
6 | Оказание первой помощи при ожогах, обморожениях и утопающим. | 1 | 1 | ||||
7 | Уход за больными в стационарных условиях. | 1 | 1 | ||||
8 | Лабораторные исследования. | 2 | 2 | ||||
9 | Ролевая игра. Зачет. | 2 | 2 | ||||
итого | 12 | 4 | 3 | 2 | 3 |
Учебная информация
1. Введение: Значимость профессии. Профессиональная характеристика. Различные специализации: хирургическая медицинская сестра, терапевтическая, диетолог, анестезиолог, фельдшер, работа в различных медицинских лабораториях. Мини - сочинение о медицинских профессиях.
2. В чем заключается работа младшей медицинской сестры: Должностная инструкция медицинской сестры. Права медицинского работника по специальности "сестринское дело". Законы России и нормативно-правовые акты по вопросам здравоохранения. Организационная структура учреждений здравоохранении. Правила техники безопасности при работе с медицинскими инструментами и оборудованием. Законодательство о труде. Должностные обязанности. Права и ответственность.
3. Опорно-двигательный аппарат и кровеносная система человека: Значение опорно-двигательной системы человека. Скелет человека. Строение костей. Мышцы, их строение и функции. Детальное размещение костей в скелете человека. Строение и функции скелета и мышц. Приспособленность организма к труду и прямохождению. Нервная регуляция работы мышц. Изменение опорно-двигательной системы с возрастом. Кровеносная система человека. Работа сердца. Как укрепить сердце. Регуляция деятельности сердца и сосудов.
4. Оказание первой помощи при переломах, вывихах, ушибах: Определение повреждений. Правила наложения повязок.
5. Оказание первой помощи при кровотечениях: Определение типа кровотечений: артериальное, венозное, капиллярное, внутреннее. Подготовка перевязочного материала. Наложение жгута. Правила наложения жгута. Наложение повязки. Наложение повязок с захватом восьмеркой черепицей. Закрепление повязки. Практическая работа Наложение жгута и повязки на открытые части тела.
6. Оказание первой помощи утопающим: Порядок оказания первой помощи утопающим.
7. Уход за больными в стационарных условиях: Наблюдение за больными. Снятие биологических показателей (температура, давление). Применение лекарств.
8. Лабораторные исследования: Работа младшей медицинской сестры лаборатории анализов. Экскурсия в лабораторию. Обеспечение инфекционной безопасности, соблюдение правил санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, асептики, правильного хранения, обработки, стерилизации и использования медицинского оборудования.
9. Ролевая игра. Зачет: "Поиграем в больницу".
Перечень учебных материалов:
Литература для учителя:
- Гигиена и экология человека: Учебник / Н.А.Матвеева, А.В.Леонов, М.П.Грачева; Под ред. Н.А.Матвеевой. - М.: ИЦ "Академия", 2004.
- Заликина Л.С. Учебное пособие по общему уходу за больными. М.: "Медицина", - 1976, - 257 с.
- Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии: Учеб. пособие для 9-10 кл. сред. шк.: Факультатив. Курс. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.
- Справочник медицинской сестры по уходу / Под ред. Н.Р.Палеева. - М.: НИО "КВАРТЕТ", "КРОН-ПРЕСС", 1993. - 544 с.
Литература для учащихся:
- Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии: Учеб. пособие для 9-10 кл. сред. шк.: Факультатив. Курс. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.