Цель:
- Убедить учеников в том, что человек знающий свои права и умеющий их отстаивать, достоин уважения.
- Обогащение сознания учащихся знаниями об обществе.
- Воспитывать чувство долга и ответственности.
Сегодня мы наш час классного руководителя начинаем с очень важного разговора о том, что нужно человеку: и взрослому и ребенку, чтобы жизнь была справедливой и потому радостной и счастливой. Когда человек счастлив, он редко думает о своих правах. Но еще реже думают об этом дети. В нашем беспокойном мире человек часто попадает в такое положение, когда ему необходима защита.
Чтобы наш дальнейший разговор состоялся, предлагаю вам задание М 1.
Перед вами карточки указывающие возраст: 0,1,6,12,13,14,15,16,17,18, поднимая карточку, вы будете отвечать на мои вопросы.
- С какого возраста человек имеет право на жизнь? О
- право на учебу? 6
- право на имя? 0
- на получение своего первого документа? 0
- с какого возраста ребенка можно считать взрослым? 18
- с какого возраста наступает общая уголовная ответственность? 16
- с какого возраста ребенок может пойти работать самостоятельно? 16
- в свободное от учебы время, с какого возраста разрешается руководителям брать детей на работу? 14
- что еще может иметь ребенок - гражданин Росси, в 14 лет? (паспорт)
- знаете ли вы документы (законы), где опубликованы ответы на все поставленные мною вопросы?
На доску вывешиваются постепенно
- Всеобщая декларация прав человека - 1948 г.
- Конвенция о правах человека - 1989 г.
- Конституция РФ - 1993 г.
и идет рассказ о каждом документе с записями:
1) Представители некоторых стран мира подписали этот документ. Положения, о которых в нем говориться касается всех:
- мужчин и женщин, богатых и бедных, верующих и неверующих - независимо от национальности и цвета кожи. Мы с вами в прошлом году на факультете изучали этот документ. Вспомните - говорится ли в нем о детях конкретно? (нет)
2) Казалось бы, зачем нужен еще один документ?
Дело в том, что между декларацией и конвенцией существует большая разница.
Конвенция - документ, имеющий юридическую силу (силу закона). Декларация- это рекомендательный документ.
Главная цель Конвенции - максимальная защита прав ребенка.
Задание №2 Подумайте, что нужно ребенку?
2 месяца
- уход
- образование
- медицинская помощь
- питание
- ласка
- друзья
- любовь
- забота
- защита
12 лет
- медицинская помощь
- образование
- друзья
- общение
- творчество
- жилище
- питание
- родители,
- семья
- свобода слова
- свобода мысли
- поддержка родителей
- собственность на что-то
убрать или добавить необходимое в списках.
Этой самой работой определили содержание этого важного документа.
Один древнейший мудрец говорит: "Детству следует оказывать величайшее уважение".
Другой, но юный, познакомившись с Конвенцией о правах ребенка, понял ее так: "Я ребенок и мне все возможно".
Сколько ограничений может быть у свободы ребенка? (всего одно - это золотое правило морали).
На магнитной доске, расположено это правило лесенкой:
- Никогда не делай того, что не пожелал бы себе.
В Конвенции 54 статьи, но мы не будем их перечислять, а проведя литературную викторину, почувствуем содержание некоторых статей.
Детям вручаются 5 заданий (см. в приложении).
- Какие права были нарушены в сказке Шарля Перро (Золушка)?
- В каких сказках нарушается право владеть своим имуществом?
- Задание 1.
- Задание 2.
- Задание 3.
- Задание 4.
Рассмотрим репродукцию картины в Перова "Тройка".
Передайте свои впечатления, вглядываясь в глаза, позы, внешний вид героев. Какова, по вашему, главная мысль картины? Есть ли сейчас такие факты? Глядя на эту картину, мы чувствуем, как время вносит свои коррективы в отношении к детям. То, чего были лишены дети в прошлом - своих прав, - имеете сейчас вы. И это свидетельство заботы государства о вас, защита вашего детства.
В заключение проведем так называемое "Поле чудес", на тему "Ты - гражданин".
Задание № 1. Политическая организация общества во главе с правительством и его органами, с помощью, которой обеспечивается охрана существующего порядка. (ГОСУДАРСТВО)
Задание №2. Основной закон государства. (КОНСТИТУЦИЯ)
Задание №3. Лицо, принадлежащее постоянному населению данного государства, его пользующееся обязанностей защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей. (ГРАЖДАНИН)
Игра со зрителями. Определенный круг действий, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения. (ОБЯЗАННОСТЬ)
Финал.
Наука, изучающая те нормы, о которых мы сегодня говорили. (ПРАВО)
А, что такое право?
Право - это самые важные для совместной жизни и общие для всех людей правило поведения, которое должно охранять государство.
Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать.
И всем ребятам надо знать
Все то, чего им не хватает.
Оформление доски.
- Летя, навстречу ветру,
Земля несет рассвету
Великие надежды и мечты.
Я верю, человек планету сбережет.
И этот человек - ты!
- Тема: Ты и твои права
- Люди путают законы с правами.
- Магнитная доска