Ты и твои права

Разделы: Классное руководство


Цель:

  • Убедить учеников в том, что человек знающий свои права и умеющий их отстаивать, достоин уважения.
  • Обогащение сознания учащихся знаниями об обществе.
  • Воспитывать чувство долга и ответственности.

Сегодня мы наш час классного руководителя начинаем с очень важного разговора о том, что нужно человеку: и взрослому и ребенку, чтобы жизнь была справедливой и потому радостной и счастливой. Когда человек счастлив, он редко думает о своих правах. Но еще реже думают об этом дети. В нашем беспокойном мире человек часто попадает в такое положение, когда ему необходима защита.

Чтобы наш дальнейший разговор состоялся, предлагаю вам задание М 1.

Перед вами карточки указывающие возраст: 0,1,6,12,13,14,15,16,17,18, поднимая карточку, вы будете отвечать на мои вопросы.

- С какого возраста человек имеет право на жизнь? О

- право на учебу? 6

- право на имя? 0

- на получение своего первого документа? 0

- с какого возраста ребенка можно считать взрослым? 18

- с какого возраста наступает общая уголовная ответственность? 16

- с какого возраста ребенок может пойти работать самостоятельно? 16

- в свободное от учебы время, с какого возраста разрешается руководителям брать детей на работу? 14

- что еще может иметь ребенок - гражданин Росси, в 14 лет? (паспорт)

- знаете ли вы документы (законы), где опубликованы ответы на все поставленные мною вопросы?

На доску вывешиваются постепенно

  • Всеобщая декларация прав человека - 1948 г.
  • Конвенция о правах человека - 1989 г.
  • Конституция РФ - 1993 г.

и идет рассказ о каждом документе с записями:

1) Представители некоторых стран мира подписали этот документ. Положения, о которых в нем говориться касается всех:

- мужчин и женщин, богатых и бедных, верующих и неверующих - независимо от национальности и цвета кожи. Мы с вами в прошлом году на факультете изучали этот документ. Вспомните - говорится ли в нем о детях конкретно? (нет)

2) Казалось бы, зачем нужен еще один документ?

Дело в том, что между декларацией и конвенцией существует большая разница.

Конвенция - документ, имеющий юридическую силу (силу закона). Декларация- это рекомендательный документ.

Главная цель Конвенции - максимальная защита прав ребенка.

Задание №2 Подумайте, что нужно ребенку?

2 месяца

  • уход
  • образование
  • медицинская помощь
  • питание
  • ласка
  • друзья
  • любовь
  • забота
  • защита

12 лет

  • медицинская помощь
  • образование
  • друзья
  • общение
  • творчество
  • жилище
  • питание
  • родители,
  • семья
  • свобода слова
  • свобода мысли
  • поддержка родителей
  • собственность на что-то

убрать или добавить необходимое в списках.

Этой самой работой определили содержание этого важного документа.

Один древнейший мудрец говорит: "Детству следует оказывать величайшее уважение".

Другой, но юный, познакомившись с Конвенцией о правах ребенка, понял ее так: "Я ребенок и мне все возможно".

Сколько ограничений может быть у свободы ребенка? (всего одно - это золотое правило морали).

На магнитной доске, расположено это правило лесенкой:

  • Никогда не делай того, что не пожелал бы себе.

В Конвенции 54 статьи, но мы не будем их перечислять, а проведя литературную викторину, почувствуем содержание некоторых статей.

Детям вручаются 5 заданий (см. в приложении).

Рассмотрим репродукцию картины в Перова "Тройка".

Передайте свои впечатления, вглядываясь в глаза, позы, внешний вид героев. Какова, по вашему, главная мысль картины? Есть ли сейчас такие факты? Глядя на эту картину, мы чувствуем, как время вносит свои коррективы в отношении к детям. То, чего были лишены дети в прошлом - своих прав, - имеете сейчас вы. И это свидетельство заботы государства о вас, защита вашего детства.

В заключение проведем так называемое "Поле чудес", на тему "Ты - гражданин".

Задание № 1. Политическая организация общества во главе с правительством и его органами, с помощью, которой обеспечивается охрана существующего порядка. (ГОСУДАРСТВО)

Задание №2. Основной закон государства. (КОНСТИТУЦИЯ)

Задание №3. Лицо, принадлежащее постоянному населению данного государства, его пользующееся обязанностей защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей. (ГРАЖДАНИН)

Игра со зрителями. Определенный круг действий, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения. (ОБЯЗАННОСТЬ)

Финал.

Наука, изучающая те нормы, о которых мы сегодня говорили. (ПРАВО)

А, что такое право?

Право - это самые важные для совместной жизни и общие для всех людей правило поведения, которое должно охранять государство.

Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать.
И всем ребятам надо знать
Все то, чего им не хватает. 

Оформление доски.

  • Летя, навстречу ветру,
    Земля несет рассвету
    Великие надежды и мечты.
    Я верю, человек планету сбережет.
    И этот человек - ты!
  • Тема: Ты и твои права
  • Люди путают законы с правами.
  • Магнитная доска