Класс: 1
Цель: Развитие эмоционально-чувственных качеств и открытости мышления.
Задачи:
- Расширить представление о живой природе.
- Познакомить с существенными признаками и многообразием млекопитающих.
Проблема: Дети имеют первоначальные знания о мире животных, однако с трудом могут выделять существенные признаки отдельных групп.
Проблемный вопрос: По каким отличительным признакам можно узнать млекопитающих?
Выходы:
- Число ног - 4.
- Тело покрыто шерстью.
- Кормят детёнышей молоком.
Оптимальный вариант: 3+2+1
Тезис: Гусь свинье не товарищ.
Ход урока (параллельно запущена презентация на медиа-аппаратуре)
Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.
(Звучит музыка из передачи "В мире животных")
На экране появляются фотографии млекопитающих.
- Как вы думаете, какова тема урока?
- Сегодня мы будем говорить о млекопитающих и выделим главные признаки этой группы животных.
- Какие качества нужны человеку, чтобы сделать открытие?
- Самый первый шаг к познанию мира - наблюдательность и внимательность. Только наблюдательный человек может сделать открытия. Сегодня будем работать над развитием этих качеств и в конце урока посмотрим, кто какие открытия смог сделать.
Чтоб природе другом стать,
Её загадки разгадать,
Учиться надо наблюдать.
Будем вместе развивать
Качество - внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность.
Содержательная часть урока.
Работа в группах.
Загадка.
Жидко, а не вода,
Бело, а не снег. (Молоко)
Ребус.
Острый локоть оттопырив
За тремя идёт:четыре.
(Открывают салфетки: на подносах стоит стакан молока, лежат цифра 4 и хвостик зайца.)
Что объединяет эти вещи? Можно всё потрогать и даже попить молоко.
Обсуждение в группе.
Ответы детей.
А теперь давайте посмотрим, кто к нам в гости пришёл. Вам нужно внимательно послушать, о чем они будут говорить.
Входят ребята пятиклассники в костюмах животных.
Лиса.
Что знаете обо мне?
Я красива и зимой и летом. Всё моё тело покрыто рыжей, пушистой шерстью. А к зиме у меня ещё отрастает густой подшёрсток, который хорошо сохраняет тепло. Тело у меня подвижное. Я могу выгибаться, стлаться по земле, вытягиваться во время бега. Мои 4 ноги тоже очень гибкие. Лапки обрастают шерстью, наружу торчат только коготки. От непогоды, от врагов я прячусь в норе, которую устраиваю под пнями, под корягами, под поваленными деревьями. Весной у меня рождаются лисята, которых я кормлю своим молоком. А в народе, как только меня не называют: и хитрой, и плутовкой, и Патрикеевной. Даже про меня сказки сочиняют. А вы знаете такие сказки? Назовите.
Разыгрывание сказки "Как лиса крапиву в огороде вывела"
(Методические рекомендации Поглазовой стр. 114)
Ох, и хитра лисица. Недаром про неё говорят: У лисоньки плутовки сорок три уловки.
Белка.
Моё тело тоже покрыто шерстью. Моя гордость - хвост. Он служит мне парашютом, когда я прыгаю с дерева на дерево. А ещё я при помощи хвоста предсказываю погоду. Если я забралась в дупло и замкнула хвостом вход, значит, будет холодно.
Я белочка - красавица
Меня милее нет.
И всем зверятам нравится
Пушистый, рыжий мех.
Яркий, красочный наряд
Видно в лесу далеко.
Люблю я семена из шишек на обед,
А бельчат кормлю своим молоком.
Сейчас я вам предлагаю игру "Изобрази животное".
(Без слов, при помощи мимики, жестов, движений показать животное.)
Белка, хомяк, медведь, кенгуру, мышь, воробей.
Где ошиблась белочка?
(Воробей - это птица)
Белый медведь.
Ага, замёрзли. А мне вот никакие метели и вьюги не страшны, потому, что тело моё покрыто густой, длинной шерстью, которая не намокает даже в воде. У меня четыре широкие лапы и белый цвет меха. Всё это помогает мне жить на севере. Длина моего тела может быть более трёх метров, а весить я могу семьсот килограммов. Питаюсь я рыбой, но не прочь полакомиться и тюленем. В разгар зимы у меня рождаются медвежата, которых я кормлю молоком.
Я вам предлагаю игру "Собери картинку"
(Дети работают в группах. После того, как собрали, эти картинки появляются на экране)
- Зебра
- Рысь
- Слон
- Обезьяна
Лев.
Вы разве не знаете
Большого сильного льва?
У меня четыре тяжелые лапы
И косматая голова.
Я громко кричу басом
И слышно меня далеко.
Я ем за обедом мясо,
А львята сосут моё молоко.
Поскольку меня называют "царь зверей", то я вам расскажу о своих подданных.
(По ходу рассказа фотографии млекопитающих появляются на экране)
- Жираф делает самые большие шаги, 4-5 метров длина его одного шага.
- Пума прыгает выше всех на суше. Она может прыгнуть на 6 метров в высоту.
- Гепард самый быстрый из млекопитающих. Он развивает скорость до 110 км/ч
- Лося называют лесным великаном. Вес его достигает 400 кг За сутки лось может съесть больше 1700 веточек.
- Самое большое млекопитающее - это синий кит. Он имеет длину 33 метра и весит 190 тонн.
- Самое маленькое млекопитающее - это бурозубка - малютка. Этот зверёк с гладким серовато-бурым мехом весит всего 5 граммов.
Работа над проблемным вопросом.
По каким отличительным признакам можно узнать млекопитающих?
Ответы детей. Потом появляются выводы на слайде.
- Кормят детёнышей молоком
- Тело покрыто шерстью
- Число ног - 4
Вывод: Млекопитающие вскармливают детёнышей молоком, кроме того, их тело покрыто шерстью и они имеют 4 ноги (лапы).
Домашнее задание: (на выбор)
- Стр. 11 задание 3 (кроссворд)
- Стр. 12 задание 4 (рассказ о любом млекопитающем)
- Стр. 13 задание 6 (прочитать сказку К. И. Чуковского " Айболит" и подсчитать, сколько разных млекопитающих упоминается)
Рефлексия.
Какие открытия сделали на уроке?
(Появляется слайд на экране) Презентация.
- Я запомнил, что:
- Меня удивило, что:
- Я впервые узнал, что:
- Учитель благодарит детей за урок.