Программа элективного курса "История кадетских корпусов" (8–9-е классы)

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Пояснительная записка

"Нам жизненно необходимо освободиться
от предрассудка, что позади нас только отжившее,
умершее, то, что было и исчезло бесследно...
На самом деле... история, верно понятая,
это не могила, она занимается не похоронами,
а главная ее задача говорить о жизни и живом.
История учит - вот та основная мысль, с которой
следует подходить к ней"*.


* Рубинштейн М.М. Общественное или семейное воспитание / М.М. Рубинштейн. М., 1916. С. 1.

Программа элективного курса "История кадетских корпусов" ориентирована на кадетские образовательные учреждения, рассчитана на 16 учебных часов (1 час в неделю в течение одного полугодия или 2 часа в неделю в течение одной четверти). Рекомендуется для учащихся 8-9-х классов, так как предлагаемый курс хорошо синхронизируется с курсом по отечественной истории, кроме того, именно в этом возрасте складываются все условия для достаточно осознанного, личностного восприятия подобного материала.

Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта по истории. Методологической основой являются программа Алборовой М. "История кадетских корпусов", образовательная программа государственного образовательного учреждения кадетской школы-интерната №7 "Московский казачий кадетский корпус им. М.А. Шолохова", образовательная программа Юго-Восточного административного округа города Москвы.

Возрождающаяся в стране система кадетского образования имеет почти трехсотлетнюю историю. За это время был сформирован особый вид воспитательно-образовательной среды, сочетающей в себе широкую социально-гуманитарную подготовку подрастающего поколения, изъявившего желание посвятить свою трудовую деятельность исполнению обязанностей в сфере государственной службы на военном и гражданском поприще.

Отличительными особенностями современного содержания кадетского образования в системе Министерства образования и науки РФ являются:

- особый уклад жизни военизированного, но не военного образовательного учреждения, определяемый воинскими уставами с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей;

- сочетание элементов воинской дисциплины и института самоуправления кадетов, постоянное сопровождение воспитанников, осуществляемое офицером-воспитателем, оказание им профессиональной поддержки и помощи психологического и социального характера.

Развитие современного кадетского движения невозможно без учета опыта прошлого, без осмысления того, как аналогичные проблемы кадетские корпуса решали в дореволюционный период, так как именно в военно-образовательных учреждениях всегда закладывались основы военно-патриотического воспитания, формировалось понятие гражданственности, готовности защищать Родину с оружием в руках.

Цель курса: расширение и углубление знаний по истории Отечества; воспитание инициативного, самостоятельного, государственно мыслящего патриота, готового брать на себя ответственность за судьбу страны.

Задачи:

- ознакомление с историей развития кадетского образования в России,

- освоение форм и приемов работы с различными типами исторических источников, включая методы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.), умение применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;

- развитие критического мышления, позволяющего объективно воспринимать историческую информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;

- приобщение учащихся к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к прошлому, к традициям своего народа;

- формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта;

- создание необходимых условий для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции

Реализация данной программы предусматривает применение учителем следующих форм работы: лекции, семинары, лабораторные работы, выполнение научно-исследовательских и проектных заданий, написание рефератов, рецензирование, экскурсии, олимпиады, научно-практические конференции.

Содержание курса

  1. Курс истории кадетских корпусов делится на семь разделов:
  2. История формирования и развития военно-учебных заведений в России.
  3. Воспитание в кадетских корпусах.
  4. Образование в кадетских корпусах дореволюционного периода
  5. Быт и нравы в кадетских корпусах дореволюционного периода.
  6. Великие кадеты.
  7. Военно-учебные заведения советского периода: суворовские и нахимовские училища.
  8. Современные кадетские корпуса в России.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Программа предполагает формирование у кадетов следующих обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренных стандартом среднего общего образования.

Знать

- основные факты, тенденции, явления, характеризующие целостность и системность исторического процесса развития военного образования в России;

- историческую обусловленность процессов, влияющих на создание и реформирование системы военного образования;

- особенности системы военного образования по сравнению с общеобразовательной системой в России в различные периоды ее истории.

Уметь

- проводить поиск исторической информации в источниках различного типа;

- критически анализировать источники исторической информации;

- выявлять историческую информацию не только из литературных источников, но из знаковых систем и иллюстративного материала (карт, таблиц, схем, фотографий, иллюстраций и т.д.);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

- участвовать в дискуссиях по военно-исторической тематике, владеть терминологией, уметь убедительно и основательно доказывать свою точку зрения;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии, презентации, проекта.

Тематическое планирование курса "История кадетских корпусов" (16 часов)

Кол-во часов Тема Содержание Формы работы
  2 История формирования и развития военно-учебных заведений в России. - Создание военных школ при Петре I и кадетских корпусов при Анне Иоанновне;

- кадетские корпуса 1 пол. XIX в.

- кадетские корпуса во 2 половине XIX в.

Лекция с элементами беседы
  2 Воспитание в кадетских корпусах дореволюционной России. Воспитательные системы кадетских корпусов;

- значение личности офицера-воспитателя,

- система поощрения и наказания кадет.

Проблемная беседа
  2 Образование в кадетских корпусах дореволюционного периода Спектр основных и дополнительных образовательных дисциплин в кадетских корпусах Практическая работа. Сравнительный анализ образовательных программ
  2 Быт и нравы в кадетских корпусах дореволюционного периода - Отношения внутри кадетского коллектива

- Отношения с воспитателями.

- "Звериада" как исторический источник

Лекция с просмотром видеофильма; Практическая работа.
  2 Великие кадеты. Исторические судьбы выпускников кадетских образовательных учреждений (по выбору учащихся) Семинар
  2 Военно-учебные заведения советского периода Суворовские и нахимовское военные училища Лекция с элементами беседы.
  2 Современные кадетские корпуса в России Кадетские корпуса современной России, история их образования, результатах деятельности. Экскурсия в музей МсККК им. М.А. Шолохова
  2 Итоговое повторение Презентация творческих работ учащихся.  

Список литературы.

1. Алпатов Н.И. Историческая справка о кадетских корпусах в России XIX в. // Советская педагогика. 1944. № 1.

2. Буравченков А.А. Офицерский корпус русской армии накануне Октябрьской революции. М., 1985.

3. Василенко И.Д. Суворовцы (Очерк о работе суворовского военного училища в Новочеркасске). Ростиздат, 1945.

4. Волков С.В. Русский офицерский корпус. М.: Воениздат, 1993.

5. Галушко Ю.А., Колесников А.А. Школа российского офицерства. Исторический очерк. М., 1993.

6. Греков Ф.В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. 1700-1910. М., 1910.

7. Гурковский В.А. Кадетские корпуса Российской империи. М., 2005.

8. Данченко В. Российская рыцарская академия. - "Орел", 1992, № 1, с. 3.

10. Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX-XX столетий. М., 1973.

11. Зайончковский П.А. Справочник по истории дореволюционной России. М., 1978.

12. Исаков ЕЛ. Военная быль: о доблести, добре и красоте. М., 2000.

13. Йордан А. Честь родного погона./ Под ред. Е. Исакова. М., 2003. С.21.

14. Крылов В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты. СПб., 1998.

15. Леман А.И. Очерки кадетской жизни. СПб., 1888.

16. Михайлов А.А. Руководство военным образованием в России во второй половине Х1Х-начале XX веков. Псков, 1999.

17. ПальневА.А. Практические занятия кадет и юнкеров. СПб., 1902.

18. Филиппов Э.М. Кадетские корпуса в России: прошлое и современность. СПб., 1997.