Цели урока:
Оборудование: карта мира, мультимедиа.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания (Слайды №1, 2)
Рис.1
Сообщение темы урока.
Актуализация знаний.
1. Игра - загадка. ( Слайд №3)
Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам. (Верблюд - пустыня)Мха копытами касаясь,
Ходит северный красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Олень - тундра)Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге. (Лось - лесная зона)
- Отгадайте, о каком животном говорится в загадке, назовите: климат местности, где обитает это животное; животных, которые его окружают, растения, которые растут в данной местности.
- Почему ваши рассказы получились такими разными?
- Может ли, например, бурый медведь приспособиться к жизни в пустыне? Почему?
- Итак, вы доказали, что бурый медведь может жить только в тех климатических условиях, питаться только теми растениями и животными, к которым приспособился.
Иначе говоря, в том природном единстве, которое сложилось в определенных условиях окружающей среды, значит в своем сообществе. Что такое природное сообщество? В них образуются особые связи как между живой и неживой природой, так и между живыми организмами. (Слайд №4)
2. Прочитайте отрывок, догадайтесь, о чем идет речь: это и будет темой нашего урока сегодня. (Слайд №5
Первое из природных богатств, с которым встречается в своей жизни человек. Нет ни одной отрасли промышленности, в которой не применялось бы это природное богатство. Это древнейший источник энергии. Самый известный растворитель. Его на Земле 1 миллиард 338 миллионов куб
- Совершено верно, говорится о воде. Сегодня мы исследуем жизнь морских глубин. Глубинные исследования океанов и морей проводится учеными в специальном подводном аппарате - батискафе, он опускается на дно со скоростью 3 метра в секунду. (Слайд №6)
Работа по физической карте мира. (Слайд №7)
- Рассмотрите на карте, чего на земной поверхности больше: воды или суши?
- Сколько на Земле океанов, назовите их. Покажите на карте.
- Какими океанами омываются материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия?
Работа с учебником: стр.9 - 11.
Ответьте на вопросы:
- Чем важны океаны человечеству?
- Какой вред несут люди в результате освоения Мирового океана?(Слайд №8)
- Какой океан занимает первое место по разнообразию растительного и животного мира?
- Какие удивительные организмы обитают в разных океанах? (Слайды №9, 10, 11)
Как взаимодействуют обитатели моря?
Работа с картой.
- Что такое море? Покажите по карте, какие моря относятся к бассейну Северного Ледовитого океана. (Атлантического океана, Тихого океана).
- Наш следующий разговор мы поведем о жизни в море.
Статья учебника: стр.16 - 17. Коллективная работа: Схема обитателей морей.
(Слайд №12 - 17)
Используя текст учебника, составьте цепи питания:
Рассмотрите рисунок в рабочей тетради (стр.5 №6), По рисунку составьте список обитателей моря. (Слайд №19).
Итог урока.
- Какие растения обитают в морях?
- С какими морскими животными и птицами мы познакомились?
- Какой вред может нанести человек в результате освоения океана?
Домашнее задание: стр. 9 - 17, рабочая тетрадь: №5, 6.
Литература:
- Железовский Б.Е. Хрестоматия по природоведению. - Саратов: Регион. Приволж. изд-во "Детская литература", 1995
- Лободина Н.В. 4 класс: поурочные планы по учебник О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина. - Волгоград: Учитель, 2000.