Открытый урок по теме "Положительные и отрицательные числа" (6-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 6


Тип урока: "Открытие" нового знания.

Цели:

  • Образовательная: сформировать понятия отрицательного числа и рационального числа, способность к обозначению множеств натуральных чисел (N), целых чисел (Z) и рациональных чисел (Q) установить взаимосвязь между множествами (N), (Z), (Q) сформировать способность к обозначению чисел принадлежащих множеству (Q) точками координатной прямой.
  • Развивающая: развивать память, речь, наблюдательность подмечать закономерность обобщать проводить суждения по аналогии умения работать с учебником развитие логического мышления.
  • Воспитательная: воспитание дисциплины, аккуратности, настойчивости , ответственного отношения к учебе умение контролировать свою деятельность.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности (Оргмомент - 1-2 минуты)

- Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы продолжим работать над числами, повторим определения натуральных, дробных чисел, координатного луча и после этого начнем изучать тему и входе урока мы сформулируем какие есть ещё числа, как они обозначаются и в какое множество они входят.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Учитель:

1) Какие числа называются натуральными?

Ученик:

(числа, которые используются при счете предметов. Например: 3,100,20,45)

Учитель:

Какие числа называются дробными?

Ученик:

(числа вида . Например , :)

Учитель:

Однако и дробных чисел не всегда хватает, чтобы измерить, например, температуру воздуха. Возьмите термометр и отметьте на нем температуру воздуха 5°C. Правильно, я не уточнила 5°C тепла или 5°С мороза.

Для обозначения противоположного понятия в естественно мире для удобства используется знак "минус". Всем известно, что 5°С мороза - "-5" т.о. появляются новые, противоположение к уже известным нам, отрицательным числам.

Итак, тема нашего урока: "Положительные и отрицательные числа."

На экране появляется тема нашего урока.

III. Объяснение нового материала

С помощью отрицательных чисел обозначаются значения величин, которые могут изменятся в двух "противоположных направлениях"

  • Расход - это отрицательный доход,
  • Долг - это отрицательное имущество,
  • Глубина - отрицательная высота.

Пример "-1733,5" на географической карте означает глубину.

IV. Работа с учебником

Открываем учебник на стр. 70

- Наберите, пожалуйста, определение отрицательного числа (Ученик читает) определение.

Данное определение подчеркнуть и напротив него поставить"!" знак, что означает выучить.

На экране появляются отрицательные числа.

-3;-5;-6,2;-6,25 - отрицательные числа

- Как называются "старые числа".

3; 5; 6,25; - положительные числа

Вопрос:

- 0 - это положительное или отрицательно число?

Учитель:

Положительные и отрицательные числа вместе с 0 составляют множество рациональных чисел, которое обозначают Q.

Q={7; 3; 0; -15; - ; 7}

Учитель:

- Запишите множество чисел, которое будет состоять из натуральных чисел, им противоположных и 0. (На доске ученик задание, проверка с помощью компьютерных технологий)

{:.-3; -2; -1; 0; 1; 2; 3: }

Хорошо. Данное множество чисел обозначается Z={:.-3; -2; -1; 0; 1; 2; 3: }

V. Тренировочные упражнения

№ 300

(ученики самостоятельно выполняют задания в тетрадях, потом сверяются с ответами, которые появляются на экране)

а) +7;

б) -12;

в) -140;

г) +150;

д) +8;

е)-4.

№302(а, б) (устно)

№ 1 (Задание на экране) (Работа с моделью термометра)

Установи на модели термометра температуру:

+50; -30; 00; -100 ; +70; -60 .

№ 304 (Работа в парах)

Как станет температура, если она:

а) увеличится с -50 на 80;

б) уменьшится с 20 на 60

в) уменьшится с -30 на 70;

г) увеличится с -40 на 100;

№305 (Работа в тетрадях сверяемся с экраном)

Изобрази в тетради шкалу термометра и отметь на ней температуру:

а) +60;

б)-20;

в)-70;

г)+3,60;

д.)-5,80;

е)-4,30.

№2 (Устная работа)

По данным выражением придумай и реши задачи о доходах и расходах и реши их.

а) (-4)+(6)

б) (+3)+(-7)

в) (-2)+ (-5)

г) (-1)+ (+4) + (-1).

№316

Какие из элементов множества А являются натуральными числами, целыми числами, рациональными числами?

А= {7; -2; 0; 3,6; ; ; 4; -3108).

VI. Домашнее задание:

П 1.1 Стр. 70-73

№318, № 330

VII. Рефлексия деятельности (Итог урока)

- Что нового мы узнали на уроке?

На экране высвечиваются множества чисел.

Оценки за урок.

Презентация.