Тема урока: Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландия.
Цели урока:
1. Выяснить причины, задачи, движущие силы и
характер Нидерландской революции, а также ее
итоги и значение.
2. Усвоить основные понятия данного урока и
даты (события).
3. Продолжить развивать умения работать с
историческими документами, сравнивать, делать
выводы, оперировать знаниями работы с картой
(атласом, контурной картой…)
4. Показать, что упорный самоотверженный труд
человека – условие любой прогрессивной
преобразовательной деятельности.
Основные понятия и даты:
Революция Партизан Гёзы Утрехтская уния Штатгальтер Польдеры Статхаудер |
1566 – 1609 гг. 1572 – 1609 гг. 1579 г. 1588 г. 1609 г. 1566 г. 1567 г. 1572 г. 1579 г. 1581 г. 1588 г. 1609 г. |
Оборудование:
1. Карта “Европа в XVI в.”
2.Учебник § 15; рис., вкладыш карт.
3. Контурная карта.
4. П.К.
5. Портреты личностей : Карл V, Филипп II, герцог
Альба, принц В.Оранский, граф Эгмонт и адмирал
Горн.
6. Энциклопедии: БЭК, Всемирная Аванта + 1995 г. –
Т. 1 с. 358– 361.
7. Схемы, таблицы, изготовленные самими
учащимися.
Внутрикурсовые связи – 1) §§11 – 14 (Реформация и Контрреформация).
Межкурсовые связи – 2) между и/о и н/и (Петровская эпоха).
Методы обучения и формы организационной учебной деятельности:
- работа в группах;
- индивидуальная работа;
- проблемный или частично-поисковый метод.
Ход урока
I. Подготовка учащихся к восприятию нового материала – 5 минут.
а) 1. Цели и задачи по изучению учебного материала блока II.
2. Значимость материала этого блока для понимания в дальнейшем исторического процесса, что крайне важно при изучении истории как новой, новейшей, так и истории России.
б) Вопросы для повторения:
- Что такое государство? Почему и при каких условиях оно возникло?
- Как повлияли Великие географические открытия на экономическое развитие (в частности Нидерландов)?
- Что такое мануфактура?
- Кто такие капиталисты – предприниматели?
- Что такое парламент?
- Что означает понятие: “революция”?
- Можно ли назвать события 12 апреля 1961 г. революцией?
II. План изучения нового материала
а) (Работа в группах – 20 минут. Поисково-проблемный метод, исследования)
- Положение Нидерландов к началу Нидерландской революции (1566 – 1609 гг.) Причины Нидерландской революции.
- Начало Нидерландской революции (1566 – 1609 гг.), цели, задачи, движущие силы.
- Испано-нидерландская война 1572 – 1609 гг.
- Итоги и значение Нидерландской революции 1566 – 1609 гг.
Группа № 1
- Прочитать § 15 п.п. 1, 2 учебника, дополнительный материал 1, 2, 3, 4.
- Ответить на вопросы:
- Каким было положение Нидерландов к началу Нидерландской революции 1566 – 1609 гг.? (Географическое, экономическое и политическое). Используйте карту (атласа, дополнительный лист. 5,…)
- Каковы причины Нидерландской революции 1566 – 1609 гг.? (Эти причины выписать на отдельный лист для обозрения другим группам).
- Какие личности сыграли большую роль в истории Нидерландов II половины XVI – начала XVII вв.?
Группа № 2
- Прочитать § 15 п.п. 3 – 6 и дополнительный материал 1, 2, 3, 4, использовать карту № 5, атлас, настенную карту, карту учебника (вкладыш – после стр. 192).
- Ответить на вопросы:
- Когда началась Нидерландская революция? Назвать ее цели, задачи, движущие силы. (Выписать на отдельном листе для обозрения другим группам).
- Каким был характер Нидерландской революции 1566 – 1609 гг.?
- Какие методы использовались в ходе революции восставшими жителями Нидерландов и властями Испании? (п.п. 4, 5, 6).
Группа № 3
- Прочитать § 15 п. 7, дополнительный материал 1, 2, 3, 4, рассмотреть карту № 5, вкладыш учебника (после с.192), атлас “Нидерландская революция XVI в.”
- Ответить на вопросы:
- Каков был характер испано-нидерландской войны? (1572 – 1609 гг.)
- Перечислить основные события испано-нидерландской войны 1572 – 1609 гг. Эти события записать на отдельном листе для обозрения другим группам.
- Объяснить основные термины:
- уния
- польдеры
- штатгальтер
- партизаны
- революция
- гёзы
- статхаудер
Группа № 4
- Прочитать § 15 п. 8, дополнительный материал 1, 2, 3, 4, рассмотреть карту № 5, карту атласа и вкладыш учебника (после с. 192) “Нидерландская революция XVI в.”.
- Ответить на вопросы:
- Когда и как родилась Голландская республика?
- Какое значение для Голландии имела победа над Испанией?
- Какой характер был у Нидерландской революции?
- Знать объяснения основных понятий темы урока, называть личности времен истории Нидерландской революции 1566 – 1609 гг.
б) Выступление представителей групп по своим заданиям – 12 минут.
III. Закрепление – 5 минут.
- Каково положение Нидерландов к началу Нидерландской революции (географическое, экономическое, политическое)?
- Каковы причины Нидерландской революции (план ответа или причины записать в тетрадь из учебника с. 128 – 131)?
- Перечислить основные события испано-нидерландской войны 1572 – 1609 гг.?
- Каковы итоги Нидерландской революции 1566 – 1609 гг.? Ее значение?
- Назвать более известные личности истории Нидерландской революции.
IV. Заключение – 3 минуты.
а) оценивание работы групп
б) домашнее задание:
1) -§15, вопр. на с. 138 – 139.
2) контурная карта
3) повторить: – что такое абсолютизм?
– как проявились черты абсолютизма в Англии в конце XVI – начало XVII в.?
4) доп. тв. задание
Планируемые результаты изучения материала:
Школьники понимают, что различия в традициях, религии, экономических интересах Испании и Нидерландов стали причиной борьбы последних за Реформацию и создание независимого национального государства; это движение явилось национально освободительной революцией.
Дополнительная литература для учителя:
- Большая советская энциклопедия – гл.редактор Прохоров А.М., Т: 6,17, 21, 24, 29; М., изд-во “Советская энциклопедия”, 1971 г.
- Бутромеев В. Всемирная история в лицах. Энциклопедия школьника, М., “Олма-Пресс”, 1999 г.
- Грибов В.С. Дидактические материалы по истории Нового времени 7-8 кл., М., “Владос-пресс”, 2003 г.
- Энциклопедия для детей, Т. 1, Всемирная история, Аксенова М., М., “Аванта +”, 1997 г.
- Юдовская А.Я. и другие, учебник Новая история 1500-1800 гг. 7 кл., М., “Просвещение”, 2002 г.