Задачи:
- Учить детей уважать окружающих, проявлять такт и деликатность, заботу, внимание, отзывчивость, желание помочь, защитить в случае необходимости.
- Учить доброте, без чего невозможна дружба, да и вообще, истинные человеческие отношения.
Ход урока
Организационный момент. Сообщение темы.
Шире круг. Слова В.Викторова, музыка Д.Львова Компанейца
1.
Дружат пчелка и цветок,
Дружат лист и мотылек,
Дружат реки и леса,
Дружат в хоре голоса.
Припев:
Шире круг, Шире круг,
Музыка зовет
Всех друзей, Всех подруг
В шумный хоровод!
2.
Дружат птицы а вышине,
Дружат рыбы в глубине,
Дружит с небом океан,
Дружат люди разных стран.
Припев.
3.
Дружат солнце и весна,
Дружат звезды и луна,
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей земли.
Припев.
Беседа по теме.
Обыкновенный школьный глобус - вещь необыкновенная. Волшебная! Повернем его тихонько и сквозь сетку меридианов и параллелей увидим все, что захотим увидеть. Ребристые просторы раскаленных пустынь, прохладные рощи, созвездие огромных городов. И всюду дети, дети. При виде одних - сердце радуется, при виде других - обжигается болью. Ребенок, склоненный над книгой, рисующий, поющий - это прекрасно! А ребенок, просящий подаяние, плачущий ребенок - кто останется спокойным при встрече с такими детьми?
Мы крутим наш глобус с желтоземными островками материков, и всюду дети - белокурые, желтые, иссиня-черные, смуглые, говорящие певуче и гортанно - это дети планеты ЗЕМЛЯ, наши с вами друзья! Половину населения ЗЕМЛИ составляют дети, но скольким из них выпадает счастье стать взрослыми?
В слаборазвитых странах, где живет более миллиарда детей, каждый пятый ребенок умирает, не дожив до пятилетнего возраста. А что такое погибший ребенок? Это значит, что человечество не получит нового Пушкина, Моцарта, Эйнштейна. Это значит, что на поля не придет новый пахарь, в море не выйдет рыбак. К детям не придет учитель. Любой погибший ребенок - укол в сердце человечества.
Четыре страшных врага есть у детства - война, голод, нищета, болезни.
(рассказывают учащиеся)
ВОЙНА - по данным Детского фонда ООН, вооруженные конфликты после второй мировой войны унесли на нашей планете 21 миллион человек, и среди них очень велик процент женщин и детей.
ГОЛОД - в Африке от недоедания и даже легкоизлечимых болезней ежедневно умирает 13 тысяч детей. В Южно - Африканской Республике, которая вывозит продовольствие за рубеж, 1/3 живущих там африканцев в возрасте до 14 лет голодают.
НИЩЕТА - в Латинской Америке, по оценке ООН, 130 миллионов латиноамериканцев прозябают в нищете, т.е. живут в лачугах, плохо питаются.
БОЛЕЗНИ - они уносят миллионы жизней, потому что во многих странах не хватает детских врачей, лекарств, детских больниц, санаториев.
Ваши слова подтверждает и дополняет узбекский поэт стихотворением "Самое - самое".(читает наизусть один из учащихся)
После прослушивания ответьте:
- Что слаще всего?
- Что горче всего?
"Самое - самое"
- Что слаще всего? - я спросил у ребят.
- Всласть выспаться! - сони, зевая, бубнят.
Сластены, зажмурясь, кричат: - Леденец!
- Кишмиш называют, халву, наконец.
Но слаще халвы и всего остального -
Сердечное, доброе слово.
- Что горче всего? - у ребят я спросил.
Один утверждает: - Неспелый кизил!
- Микстура! - какой-нибудь скажет храбрец.
Горчицу и лук назовут, наконец.
Но горче горчицы - поверьте мне снова,
Обидное, грубое слово.
Ответы детей на вопросы:
- Что слаще всего?
- Что горче всего?
Мы назвали только четырех главных врагов детства. Но есть и другие:
- широко разветвленная торговля детьми
- жестокая эксплуатация детского труда
- детская преступность
Заботясь о будущем человечестве, ООН 20 ноября 1959 года приняла очень важный международный документ - Декларацию прав ребенка. Декларировать - значит провозглашать. Этот важный документ был составлен взрослыми.
А если бы его писали сами ребята, то десять основных принципов Декларации звучали бы примерно так:
(прикрепляют к солнышку лучики с надписями)
- Пусть всегда над головами ребят сверкает яркое солнце и никогда на земле не будет маленьких инвалидов.
- Пусть все дети, просыпаясь утром, не думают о куске хлеба, никогда не испытывают голода, пусть у каждого будет свое любимое лакомство.
- Пусть все ребята весело отдыхают в самых прекрасных уголках планеты.
- Пусть все дети - белые, желтые, черные - будут равны между собой, и никто не смеет оскорблять кого-либо за то, что у него другой цвет кожи.
- Пусть все дети растут в мире счастливыми и радостными.
- Пусть у каждого ребенка, где бы он ни жил - всегда будет крыша над головой, свой любимый уголок, одежда, обувь.
- Пусть к каждому ребенку, если у него заболит зуб, во время придет детский врач, успокоит, скажет ласковое слово и выпишет нужное лекарство.
- Пусть у каждого ребенка будет свое любимое занятие, но нельзя допускать, что бы дети работали с 5 лет, таскали кирпичи, гнули спину на плантациях, продавали газеты.
- Пусть все дети ходят в школу, изучают основу наук и растут знающими и умелыми.
- Пусть все мальчики и девочки земли всегда и во всем будут равны в детстве.
Это лишь добрые пожелания, значит, нужно огромное усилие взрослых, чтобы пожелания превратились в реальность.
Все о чем на свете,
Везде мечтают дети,
Друзья, мы видим каждый день,
Проснувшись на рассвете:
Мы видим площадь Красную,
На башнях звезды ясные,
Никто не сможет погасить
Родные звезды эти.
Будут дружить дети сегодня - значит, завтра будут дружить народы. Если каждая детское сердце построит мост дружбы к другому, значит, мы сможем назвать нашу Планету детей - ПЛАНЕТОЙ МИРА И ДРУЖБЫ.
(читают учащиеся класса).
Дрожит от бомб земля,
Горят ее поля,
Глаза детей ее полны слез,
Но через Африку, Европу, Азию,
Через Америку стоит мост.Как похож ты на радугу, мост!
Через сердца идешь ты до звезд.
Это высота, это простота,
Давняя мечта -
Дружбы большой мост.Чтоб дети всей земли
Среди друзей росли,
Чтоб шар земной не знал гроз,
Мы от тебя ко мне
И от зимы к весне
Руками сильными строим мост.
Практическая часть.
1. А сейчас мы поиграем в географическую игру.
Название города, следующий город на его последнюю букву: Москва - Алма-Ата - Астрахань - :..
Итак до бесконечности, много городов на земле, где живут наши друзья и ровесники.
2. "Я рисую дом своей мечты"
- О чем вы мечтаете? О фантастических домах будущего, о небоскребах и замках? Попробуйте нарисовать дом своей мечты.
3. А кто знает про "венок песен"?
Запевайте свою песню, а ваш сосед ответит вам песней английской, другой - французской - и можно петь без конца, опоясав песенным венком весь наш земной шар.
Поем песню о мире, о детях Земли, о счастливом детстве.
4. В заключение читают стихотворение учащиеся класса:
По-разному зовутся дети, -
Нас очень много на планете:
Есть Вани, Гансы, Пьеры, Джоны, -
Детей повсюду миллионы!По-разному зовутся дети, -
Для нас - все лучшее на свете!
Нужны нам яркие игрушки -
И Буратино и Петрушки!Нужны нам книжки, песни, пляски
И увлекательные сказки,
Бассейны, горки, турники,
Сады, фонтаны, цветники!Хотим под мирным небом жить
И радоваться, и дружить,
Чтоб всюду на планете,
Войны совсем не знали дети!