Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Цели по содержанию урока:
- Образовательные. Дать представление об уравнении. Способствовать запоминанию, осознанию,
- пониманию составление уравнений.
- Развивающие. Формировать умение читать и записывать уравнение. Создать условия для
- развития способности учащихся к анализу любой деятельности.
- Воспитательные. Создать условия для воспитания культуры математической речи.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемного изложения материала, стимулирования.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения: И.Аргинская "Математика" 1 класс 4 части, Самара "Федоров" 2005 г.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться
"Доброе утро!"
Какой урок мы начинаем? С чего хотите начать урок?
Мобилизующий этап.
Графический диктант "Внимание"
Игровое поле: Магнит бабочка.
Учитель просит внимательно следить детей за тем, как бабочка перемещается по полю с клеточками, при остановке просит назвать место нахождение бабочки (в верхнем правом углу ; во втором ряду в центре и т.д.). Затем учитель убирает магнит, игра продолжается с воображаемой бабочкой.
Учитель. Что проверили?
Дети. Внимание.
У. Кто не ошибался?
У.А какие правила помогают нам работать внимательно и дружно?
Д.
Уметь слушать и слышать друг друга;
Уметь дополнять ответы;
Помогать друг другу;
Исправлять ошибки.
Разминка.
У.С чего начинаем урок?
Д. С математической разминки.
У.Что повторим?
Д. Компоненты при сложении и вычитании.
Работа с кассой цифр.
Уменьши 5 на 3.
Увеличь 2 на столько же.
Уменьшаемое 9, вычитаемое 3, найдите значение разности.
Первое слагаемое 5, второе - 3, найдите значение суммы.
Найдите сумму чисел 10 и 0.
Проверка хором.
Сравнение с записью на доске: 2 4 6 8 10
У.Кто не ошибся? Кто улучшил свой результат?
У.Расскажите о числовом ряде.
Д. Все числа натуральные; они стоят в порядке возрастания; каждое следующее число больше предыдущего на 2.
У.Какое число "лишнее"? Почему?
Д. Число 10 двузначное.
У.Почему мы так называем его?
Д. В записи этого числа 2 цифры.
Сообщение темы урока.
У. Разминка поможет нам узнать тему урока. Расшифруем слово в таблице, пользуясь числовым рядом: 2 4 6 8 10.
На доске:
не | 6 |
у | 2 |
рав | 4 |
е | 10 |
ни | 8 |
Ответ: УРАВНЕНИЕ
У. Читаем хором с ударением. Значит сегодня мы познакомимся с :
Д. Уравнением.
У. Что мы знаем об уравнении?
Д. С этой темой мы не знакомы.
Учитель отражает знания детей по теме "Уравнение" на оценочной линеечке.
Цель урока:
У: Чему будем учиться на уроке?
На доске:
Узнаем :
Научимся отличать :
Научимся составлять :
Научимся читать :
Д. Узнаем, что такое уравнение.
Научимся отличать уравнение от других математических выражений.
Научимся составлять уравнения.
Научимся читать уравнения.
Постановка и решение учебной задачи.
Продолжение работа с рядом чисел: 2 4 6 8 10
У. Проверим, готовы ли мы к знакомству с новой темой.
У. Распределите данные числа на две группы так, чтобы числа в первой группе были меньше 7.
Д. Первая группа: 2 4 6 . Вторая группа: 8 10.
У. Что можно сказать о второй группе?
Д. Все числа больше 7.
Работа в парах.
У. Что можем составить с числами первой группы?
Д. Равенство.
У. Составьте равенство на сложение так, чтобы первое слагаемое было больше второго.
Д. 4 + 2 = 6
Проверка.
У. Составим равенство с числами второй группы.
Д. С числами второй группы нельзя составить равенство т.к. в ней только два числа.
У. Послушайте математический рассказ.
У Миши было 4 цветных карандаша. Папа принёс ему ещё несколько карандашей. Тогда у Миши стало 6 карандашей.
У. Можно его записать выражением: 4 + 2 = 6
Д. Составленное равенство не подходит к математическому рассказу, т.к. одно число в рассказе неизвестно - это второе слагаемое.
Работа в парах.
У. Составьте равенство, которое будет подходить к рассказу.
Д. 4 + ? = 6
У. Почему вместо второго слагаемого пустое "окошечко"?
Д. В рассказе неизвестно сколько карандашей принёс папа.
У. Что получилось?
Д. Равенство с неизвестным числом.
У. В математике неизвестные числа обозначаются буквами латинского алфавита. Хотите с ними познакомиться?
У. Сравните латинские буквы с буквами русского алфавита.
Д. Латинские буквы очень похожи на буквы русского алфавита.
Учитель читает название латинских букв.
У. Что заметили?
Д. Буквы читаются по-другому.
Хоровое чтение названия букв латинского алфавита.
Дети выкладывают на столе латинские буквы из индивидуальных наборов к уроку.
У. А любую букву латинского алфавита можно поставить в выражение?
Дети высказывают свои предположения.
Организация первичной рефлексии.
Практическая работа: Дети подставляют в выражение 4 + ? = 6 буквы латинского алфавита и читают полученные равенства.
У. Что составили?
Д. Равенство с неизвестным числом.
У. Как называется это равенство?
Д. Уравнение.
У. Что узнали об уравнении?
Д. Уравнение - это равенство, в котором есть неизвестное число.
Работа с учебником И.Аргинская "Математика" 1 класс 3 часть стр. 52
У. Обратимся к учебнику математики Ирены Аргинской. Прочитаем текст, выделенный цветом.
Чтение текста в учебнике.
У. Наши рассуждения верны?
Д. Да.
У. Чему научились?
Д. Отличать уравнения от других равенств.
У. Ещё чему нужно научиться?
Д. Составлять и читать уравнения.
Физкультминутка.
Осмысление.
Работа в парах.
У. Используя те же числа /4 и 6 / и буквы латинского алфавита, составьте уравнение.
Первое уравнение составляется коллективно на доске. Затем дети работают самостоятельно. Затем дети читают составленные уравнения, а учитель демонстрирует их на доске. На доске появляется запись:
4 + а = 6
4 + в = 6
4 + с = 6
4 + х = 6
4 + у = 6
У. Чем похожи составленные уравнения?
Д. Одинаковые числа - 4 и 6, выполняемое действие- сложение, неизвестно второе слагаемое.
У. Чем отличается?
Д. Использовали разные буквы латинского алфавита.
У. Назовите неизвестный компонент в уравнениях.
Д. Второе слагаемое.
У. Давайте проверим, может ли быть неизвестным в равенстве 1 слагаемое?
Дети меняют в составленных уравнениях первое и второе слагаемое так, чтобы первое слагаемое стало неизвестным: а + 2 = 6 и т.д.
Д. Неизвестное число в уравнении может стоять на любом месте в левой части равенства.
У. Чему учились?
Д. Составлять и читать уравнения.
У. Как составляли уравнения?
Д. Заменяли неизвестное число буквой латинского алфавита.
У. Кому понравилось?
Проверка первичного понимания.
Карточка 1.
3 + 5 = 8
4 + 3 = 7
4 + а = 7
у - 7 = 2
9 - 2 = 7
х + 6 = 9
У. Перед вами карточка с заданием. Выберите из записанных равенств только уравнения.
Самостоятельная работа.
На доске:
3 + 5 = 8
4 + 3 = 7
4 + а = 7
у - 7 = 2
9 - 2 = 7
х + 6 = 9
Взаимопроверка.
Д. Уравнения записаны под номером 3, 4 и 6.
У. Почему вы не выбрали другие равенства?
Д. В оставшихся равенствах все компоненты известны.
У. Чему научились?
Д. Научились отличать уравнение от других математических выражений.
Учитель отражает знания детей по теме "Уравнение" на оценочной линеечке:
Повторение пройденного.
У. Чему ещё учимся на уроках математики?
Д. Составлять математические рассказы и решать задачи.
Работа с учебником И.Аргинская "Математика" 1 класс 3 часть стр. 53 № 135
По рисунку составляются математические рассказы:
1 рассказ. На поляне играли 4 и 4 зайчика. Всего играло 8 зайчиков.
2 рассказ. На поляне играло 8 зайчиков. Один зайчик убежал. На поляне осталось 7
зайчиков.
У. Что ещё можно составить по рисункам?
Д. Задачу.
У. Чем задача отличается от математического рассказа?
Д. В задаче есть условие и вопрос. Для того чтобы ответить на вопрос задачи, её надо решить.
По рисунку составляется задача.
На поляне играло 4 серых зайчик и несколько белых. Сколько белых зайчиков играло
на полянке?
На доске:
8 - 4 = 4
4 + 4 = 8
4 + х = 8
У. Выберите из равенств те, которое могут быть решением задачи.
Д. 8 - 4 = 4
У. А уравнение может быть решением задачи?
Д. Да, потому что в задаче есть неизвестное число: 4 + х = 8
У. Мы умеем находить неизвестное число в уравнении?
Д. Нет.
У. Чему научимся на следующих уроках?
Д. Мы научимся находить неизвестное число в уравнении.
Итог урока.
У. Закройте глазки и вспомните, чем занимались на уроке.
Д. Узнали, что такое уравнение. Научились отличать уравнение от других математических выражений, составлять уравнения, читать уравнения.
Рефлексия.
С помощью сигналов красного, зелёного и синего цвета дети оценивают свою работу на уроке.
Красный - хотелось работать, работал с желанием, всё на уроке понравилось.
Зелёный - хотелось работать, но не всё на уроке получалось.
Синий - не хотелось работать, работал без желания, ничего не получилось.
У. Кому бы вы хотели сказать спасибо?
Структура и содержание урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Организационный момент. | 1. Приветствие учащихся. 2. Создание доброжелательной рабочей атмосферы. |
1. Приветствие учителя. 2. Проверка готовности своего рабочего места. |
II. Актуализация знаний. | 1. Организация деятельности учащихся: а) проводит графический диктант "Внимание"; б) организует проверку в) проводит разминку в устной форме; г) организует проверку. 2. Предлагает рассказать о полученном числовом ряде на наборном полотне. 3. Помогает сформулировать тему урока, цели и определить степень знания по этой теме. 4. Предлагает вспомнить необходимые понятия. 5. Предлагает распределить данные числа на 2 группы. |
1. а) выполняют графический диктант устно б) оценивают выполнение работы в) выставляют цифры в наборное полотно (индивидуальная работа) г) оценивают выполнение работы. 2. Фронтальная работа. 3. Индивидуальная работа в кассе. Проверка. |
III. Постановка и решение учебной задачи. | 1Создаёт проблемную ситуацию:
"Составить равенство с числами 1 группы"
(приложение) 2. Знакомит с группами латинского алфавита. 3. Предлагает поставить любую букву из латинского алфавита в полученное равенство. 4. Подводит к определению понятия "уравнение". 5. Организует практическую работу в паре по составлению уравнений. |
1. Обсуждают данный вопрос в паре.
Высказывают и защищают своё мнение. 2. Находят отличие от русского алфавита. 3. Читают полученную запись. 4. Формулируют определение уравнения , сравнивают его с определением в учебнике. 5. Составляют , читают свои уравнения ( в паре). |
IV. Организация первичной рефлексии. | 1. Организует первичную рефлексию
(практическая работа). 2.Организует работу по проверке выполнения самостоятельной работы. |
1. Обводят в карточках цифры, под
которыми записано уравнение. Проверяют выполнение самостоятельной работы. |
V. Решение частных задач. | 1. Предлагает составить 2 математических
рассказа к рисунку учебника №135. 2. Предлагает из равенств выбрать те, которые могут быть решением задачи. 3. Организует учащихся на постановку частной учебной задачи на следующий урок. |
1. Составляют математические рассказы,
рассказывают их. 2. Коллективная работа по выбору равенств. 3. Коллективное планирование на следующий урок. |
VI. Организация повторной рефлексии, деятельности, рефлексии урока. | Организует учащихся на повторную рефлексию с помощью цветовой гаммы. | 1. Рефлексируют свою деятельность на уроке, свои ощущения. |