Цель урока: формирование представления о здоровом образе жизни через знания о строении организма человека.
Задачи: научить детей бережно относиться к своему здоровью, привить навыки здорового образа жизни.
Оборудование: компьютеры, экран, мультимедиа, презентация, компьютерный вариант теста, значки смайлики, учебники, мультфильм "Ох и Ах".
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний.
- Вспомните, о чем мы говорили с вами на протяжении нескольких уроков?
- Стоит ли нам подвести итоги нашего общения?
Проверка знаний.
- Давайте проверим сейчас свои знания о строении организма с помощью наших помощников - компьютеров.(объяснение работы)
- На работу отводится 5 минут. Все ли вам понятно?
Дети садятся за компьютерные столы. Начинают работать.
Содержание компьютерного варианта теста.
1. Зачем нужно знать свой организм?
а) чтобы сохранять и укреплять здоровье;
б) чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться;
в) чтобы умело использовать свои возможности.
2. Как называется наука, изучающая строение тела человека?
а) физиология;
б) зоология;
в) анатомия;
3. Сколько органов чувств у человека?
а) 7;
б) 6;
в) 5.
4. Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?
а) без кишечника;
б) без головного мозга;
в) без селезенки.
В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?
а) сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;
б) горбатый, бледный, хилый, низкий;
в) стройный, сильный, ловкий, статный.
От чего зависит осанка человека?
а) от скелета и мышц;
б) от связок и сухожилий;
в) от хрящей и костей.
Для чего человеку пища?
а) с пищей человек получает питательные вещества;
б) с пищей человек получает необходимый для жизни кислород;
в) с пищей человек получает воду и витамины.
Какое вещество воздуха нужно органам тела для работы?
а) кислород;
б) углекислый газ;
в) азот.
- Время вышло, закончили работу. Довольны ли вы своим результатом ? Я вижу есть ребята, которые недовольны своим результатом. Конечно, вам необходимо еще дополнительно поработать. Но не расстраивайтесь в этом вам поможет наш урок.
Работа над новым материалом.
- Сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм "Ох и Ах" и подумать чему будет посвящен наш урок.
Просмотр небольшого эпизода мультфильма.
- Как вы думаете о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?
(если дети затрудняются ответить на вопрос, задаю дополнительный
- У кого крепче здоровье ? Кто быстрее заболеет? )
- Правильно, мы поговорим с вами о закаливании организма, о здоровом образе жизни. ( Слайд 1 )
- Посмотрите что у меня в руках? (Растения)
-Какие? (Одно завяло, другое нет)
- Что необходимо для того, чтобы растение продолжало жить и радовать нас своей красотой. (Свет, тепло, питание, дыхание и т.д.)
- В чем сходство между растением и человеком? (Растения и человек - живые организмы и условия для жизни у них схожи)
(В случае затруднения задаю вопрос:
- Чтобы организм жил, что для этого необходимо?)
- Скажите, а что нужно делать чтобы человек был всегда здоровым?
(правильно питаться, закаляться, одеваться по погоде и т.д.)
- А вы закаливаете свой организм? Как?
- Вот такая ситуация. Двое ребят решили для себя и начали закаляться. Один начал обливаться сначала теплой водой, потом постепенно снижал температуру воды и перешел на обливание очень холодной водой. А другой целый сразу облил себя ледяной водой, от чего на следующий день заболел. Как вы думаете, почему мальчик заболел?
- А есть ли какие-то правила закаливания?
- Давайте ознакомимся с правилами, которые предлагают нам авторы учебника. Откройте учебник на стр. 155 .
Текст учебника читает 1-2 ученика вслух.
- Попробуйте дома придумать памятку (кто сможет) по правилам закаливания. А мы потом обсудим, и лучший вариант вложим в наше портфолио.
- А чтобы организм не уставал, давайте проведем физкультминутку и приглашаем присоединиться к нам наших гостей.
Физкультминутка.
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо. (Поворот в право)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (Поворот влево)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё (Поворот вправо)
Через левое плечо (Поворот влево)
Буквой "Л" расставим ноги.
Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу.
- Скажите, а откуда к нам приходят болезни, если мы закаливаем свой организм?
- Как уберечь себя и окружающих от инфекционных болезней?
- Чаще всего мы болеем простудными инфекционными заболеваниями, среди них грипп и ОРЗ.
А как лечат от простуды?
- Мы должны уметь предупреждать болезни и правильно лечиться.
- А кто чаще всего будет обращаться к врачу?
- Всем необходимо закаливать свой организм. Это важно и нужно.
- К чему приводит закаливание, и профилактика простудных заболеваний мы узнаем, отгадав кроссворд. (Слайды 2-15)
Кроссворд на экране, учитель задает вопросы, дети отгадывают.
Вопросы кроссворда.
Как называют людей, отдающих больным свою кровь? (Донор)
Что "всему голова" у человека ? (Мозг)
Когда сытый, он молчит.
Когда голоден - урчит. (Желудок)
И говорит, и кушает. (Рот)
Один из органов дыхания человека (Легкие)
Орган зрения. (Глаза)
Бесконечный поезд, развозящий по телу питательные вещества (Кровь)
Как называется насос для перекачки крови? (Сердце)
Что составляют кости человека? (Скелет)
Вещества, которые служат основным "строительным материалом" для тела человека.
(Белки)
- Каждый из нас хочет жит долго, давайте сейчас познакомимся с одним из долгожителей. (Слайд 16)
Раздаются карточки с напечатанным текстом .
Содержание текста.
Академик прожил долгую жизнь и ни разу серьёзно не болел. В чём заключался его секрет? Оказывается, есть у него "тайное оружие", и оружие это - физическое воспитание. Спорт вошёл в его жизнь достаточно рано. Ему нравилось кататься на коньках. Лишнего времени не было, и он даже ночью выходил на лёд и катался в одиночестве. А лыжи! Он считал лыжи идеальным видом спорта. Лыжня, вьющаяся между елями, - это дорога здоровья. Академик занимался фактически всеми видами спорта. Ездой на санках, на велосипеде: Ему уже 95 лет, и у него достаточно сил, чтобы работать без оглядки на себя, с полной отдачей. Каждый человек обязан бороться за долголетие, обязан думать о том, чтобы в преклонном возрасте сохранить бодрость, хорошее настроение, спортивную форму.
Ребята, если кто-то из вас ещё не дружит со спортом, измените скорее свою позицию: начинайте заниматься спортом уже сегодня, не откладывайте на понедельник! Помните только об одном: любая система тренировок заключается в постепенном увеличении нагрузок, поэтому осторожно повышайте нагрузки и не спешите переходить к более сложным физическим упражнениям.
- Что помогло ученому стать долгожителем?
Итог урока.
- Наш урок подходит к концу, что полезного вы узнали сегодня ?
VI. Выставление оценок.
- За урок получают оценку те, кто справился с тестом и кто был активен на уроке.
VII. Домашнее задание. (Слайд 17)
- Прочитать в учебнике текст стр. 154-156, ответить на вопросы стр. 156, подготовить памятку по правилам закаливания организма.
Рефлексия.
- С каким настроением вы уходите с урока? Чтобы научиться предупреждать болезни, закаливать свой организм, нужен положительный эмоциональный настрой, хорошее настроение, поэтому, я дарю вам значок- смайлик, который никогда не даст вам впадать в уныние и всегда поднимет вам настроение. Спасибо за урок. (Слайд 18)