Окружающий мир по теме "Становление человека. Огонь в жизни первобытного человека" (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Познакомить учащихся со способами добывания огня.
  • Показать значимость данного открытия.
  • Обогащать словарный запас.
  • Развивать речь учащихся.
  • Учить делать выводы, обобщения.
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве и во времени.

Ход урока

Организационный этап.

Этап усвоения нового материала.

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с жизнью первобытных людей, с их открытиями.

- Послушайте загадку:

Среди поля голубого
Яркий свет огня большого.
Не спеша огонь тут ходит,
Землю матушку обходит,
Светит весело в оконце,
Ну, конечно это?...

- Как названо солнце в загадке?

- Знаете ли вы сказку о Маугли- мальчике, который долгое время жил среди зверей.

- Как в этой сказке назван огонь?

- Как вы думаете, о чем мечтали люди, глядя на огонь?

- Но, что могло дать им тепло они еще не осознали. Рассмотрите рисунки.

(пожар, огонь сжигал на своем пути все).

- Каким казался в это время огонь?

- как возникали такие пожары?

- Кто-нибудь наблюдал это явление природы в жизни?

-Посмотрите на эту картину. Что вы видите ? (Вулкан)

- Да, ребята, огненная лава вулкана все смела и уничтожила на своем пути.

-А когда люди заметили, что огонь не только враг, но и друг?

- Мог ли человек долго пользоваться огнем, добытым таким способом?

- Почему, что ему мешало?

- Что же предпринимал он, чтобы сохранить огонь?

- Да, вы правы, даже было выражение "кормить огонь".

- Как вы думаете, кто следил за огнем мужчина или женщина?

- Правильно, даже сейчас в наше время о женщине говорят "хранительница домашнего очага".

- Какие искусственные способы добывания огня вы знаете?

Покажите каким образом он это делал.

- Как вы думаете, каким должен быть человек, который добывает огонь?

_- Рассмотрите карту, заштрихованные места показывают на каких территориях жили люди. (Демонстрация карты из книги Всемирная история т. 1, с.44-45)

-Как вы думаете в одно и то же время люди узнали об огне, как о друге, научились добывать его?

-Людей издавна также как и нас с вами интересовало когда, кто и где "поймал" огонь? Вот как об этом писал М. В. Ломоносов в своем произведении "Письмо о пользе стекла".

Взирая, в древности народы изумлены,
Что греет, точит, льет и светит
Огонь возжженный,
Иные божеску давали ему честь;
Иные, знать хотя, кто с неба мог принесть.

А жизнь людей изменилась, после того как они овладели огнем?

(Выслушиваются ответы, вывешиваются постепенно карточки и получается схема).

Огонь

Тепло приготовление пищи защита от хищников освещение

Да, вы правы с овладением огнем жизнь человека изменилась, он смог теперь жить не только там где тепло, но и в других местах, в более прохладных.

Физкультминутка.

- Представьте, ребята, к нам пришло письмо из соседней школы. Такие же ребята как и вы, изучая окружающий мир , сделали для нас сообщение.

-Послушайте:

Прирученный огонь.

Первобытные люди не умели добывать огонь. За ним охотились: человек подкрадывался к зажженному молнией дереву и осторожно уносил горящую головешку. От нее разводили костер. Хранители огня следили, чтобы костер не погас. Они поддерживали огнь и днем и ночью.

Потом люди сами научились добывать огонь. Деревянную палку вставляли в отверстие, выдолбленное в куске дерева, и быстро палочку вращали. В отверстие клали сухой мох. От трения палочки дерево сильно нагревалось, мох загорался. Этот способ известен как "добывание огня трением".

Современная спичка, головка которой покрыта легко воспламеняющейся смесью, тоже загорается от трения о коробок.

Сейчас есть спички, которые могут гореть при сильном ветре и под дождем.

Добывать огонь просто, но осторожно обращаться с огнем умеют еще не все.

Иногда дети играют с огнем и это очень опасно: ведь от одной маленькой спички может сгореть целый дом, большой лес или пшеничное поле.

А научились ли вы правильно обращаться с огнем?

-Что нового вы узнали из сообщения?

-Молодцы вы внимательно слушали, а значит, вам приятно получать и писать письма, т.к. вы ничего не упустили.

- Как вы думаете, то что люди завладели огнем значимое, важное событие?

-А где мы применяем огнь?

- Давайте проследим путь огня в качестве освещения с тех древних времен.

(В процессе беседы идет демонстрация)

Лучина----спички---свеча---спиртовка---лампа накаливания.

-Каким образом получается, что лампочка, когда мы ее включаем загорается?

-Да, вы в какой- то степени правы. Послушайте, как это происходит: газ идет по трубам, затем его сжигают, чтобы нагреть воду до кипения, вода превращается в пар, под воздействием пара вращается турбина, турбина приводит в движение генератор, он вырабатывает ток и лампочка горит. Отработанная вода идет по трубам и согревает наши квартиры.

Итог.

- Ребята, понравился вам урок?

- Что узнали для себя нового?