Цели урока:
Обучающие:
- создать условия для изучения и повторения студентами хоровых произведений композиторов эпохи Просвещения XVIII века на примере В.А.Моцарта и Д.С.Бортнянского;
- сопоставить, как эпоха отразилась на творчестве композиторов Моцарта и Бортнянского;
- понять отличительную особенность хоровых произведений композиторов эпохи просвещения.
Развивающие:
- формировать и развивать у студентов положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, творческой инициативы;
- способствовать развитию устной речи, умению чувствовать и понимать музыку;
- развивать практические навыки работы на компьютере.
Воспитательные:
- воспитание эстетического вкуса;
- выработка устойчивой потребности общения с произведениями мировой хоровой культуры и умение находить в них духовно-ценностные ориентиры.
Материалы к уроку:
- СД "История искусств",Т.В.Себар "Уроки мировой художественной культуры"М.2000г., М.Рыцарева "Композитор Бортнянский" М. 1979г.,
- Е.Черная "Моцарт" Жизнь и творчество. - М. 1961г., "История русской музыки" Т.1. М.1973г. А.Эйнштейн "Моцарт" М.1977г.
Зрительный ряд:
По ходу урока использованы слайды: произведений архитектуры и живописи стиля "Классицизм", портреты В.А.Моцарта, сцены из оперы "Свадьба Фигаро", хор "Wiener Singverein",портреты Д.С.Бортнянского, сцена из оперы "Сын-соперник", хор Петербургской певческой капеллы".
Содержание урока:
Вступительное слово преподавателя МХК (слайд 1)
Сегодня мы совместили уроки мировой художественной культуры и уроки по музыкальной литературе. На прошлом уроке мы проходили тему "Стилистика эпохи Просвещения в западноевропейской музыке". Задача сегодняшнего урока - обобщить и пополнить знания, полученные на уроках музыкальной литературы и МХК по стилю "Классицизм" XVIII века. Тема урока: "Стиль классицизм в хоровой и вокальной музыке XVIII века на примере творчества композиторов В.А.Моцарта и Д.С.Бортнянского".
Вспомним, что слово "классический" переводится как "первоклассный", "образцовый".
Первое, более распространенное, относится к оценке художественного уровня произведения, автора направления или школы: если их называют "классическими", это подчеркивает их выдающуюся роль в культуре.
Второе значение термина "классический" связано с определенной художественной направленностью, с определенными представлениями о прекрасном.
Культ природной Гармонии, на котором покоится классическая культура, пришел в XVIII век из Древней Греции, а также из эпохи Возрождения.
Новая эпоха, наступившая после барокко, прошла под знаком Великой французской революции. Впервые было заявлено во всеуслышание, что человек рожден для свободы и счастья, права эти являются неотъемлемыми и принадлежат ему независимо от происхождения.
(преподаватель беседует с группой о культуре времен Великой французской революции).
В отличие от барокко, культура классицизма - культура светская. Священное писание, его дух и образы уже не волнуют художников, центр Вселенной твердо перемещается с небес на землю.
XVIII век узаконил желание человека быть свободным. Высокие идейные стремления, исключительная чистота помыслов и стойкость духа отличали творчество многих художников, писателей, композиторов эпохи классицизма.
Характеристику эпохи Просвещения в хоровой и вокальной музыке рассказывает преподаватель музыкальной литературы.
"Умолкли музыки божественные звуки,
пленив меня на миг своим небесным сном.
Вослед моей мечте я простираю руки, -
Пусть льется песня вновь серебряным дождем:
О гений музыки! Расет тоски волна!
Пошли созвучий мне живое сочетанье:
Еще, еще молю! Как шумный водопад,
Пошли мне звонких струй блистательный каскад!
(Перси Биши Шелли)
Вольфганг Амадей Моцарт
Художники этого направления своим идеалом избрали Прекрасное. Они облекают свои мысли в форму привлекательную и изящную, в оценке человеческих страстей им присуща мудрая относительность, и жизнь им представляется Игрой, где каждый ведет свою роль, то блистательно и со вкусом, то нелепо и неуклюже.
Если мы обратимся к творчеству Моцарта, то увидим, что артистический дар просвечивает во всех созданиях его. Красота моцартовского стиля - красота многообразия, настоящее пиршество музыкальных идей и деталей.
Вокальный стиль Моцарта - лучшее свидетельство того обостренного интереса, который питала эпоха классицизма к человеку и его земным чувствам.
Кто помнит сюжет оперы Моцарта "Свадьба Фигаро"? (беседа с группой по сюжету).
Среди драматургов своего времени Моцарт пошел дальше всех в умении придать сценическому поведению персонажей максимальную естественность и раскованность.
Подобно блистательной комедии Бомарше (сын часовщика, с помощью интриг получивший дворянство, предприниматель и авантюрист, то вдруг богатевший, то в одночасье терявший все приобретенное), опера Моцарта полна огня, энергии, активности, все в ней совершается стремительно.
Его Фигаро примеряет на себе все роли, задуманные Бомарше; при этом моцартовский герой еще более многообразен, еще шире его артистический
Диапазон. Он может быть собран и даже суховат - это Фигаро-хозяин; он может быть ловок и настойчив - это Фигаро-интриган; он может быть легкомыслен и весел - это Фигаро шут; наконец, он бывает нежен,
мечтателен или ревнив - это Фигаро-влюбленный. Каждое состояние души героя отражается в музыке; здесь и галантный менуэт, и шуточный марш, и сладостная серенада или ария мести - все жанры, все краски классического музыкального театра естественно ложатся на портрет главного героя "во весь рост", (слушаем арию Фигаро).
Или возьмем финал оперы, (беседа с группой по сюжету).
Здесь суета и неразбериха достигают предела - музыка полна напора, темперамента. Множество контрастных эпизодов свободной чередой следуют друг за другом. В финальной сцене "Свадьбы Фигаро" одураченный Граф крайне возмущен, Фигаро и Сюзанна, подшутившие над Графом, с видом победителей просят прощения, а Бартоло, Марселина и Антонио, невольные свидетели развязки, совершенно сбиты с толку:(слушаем диск).
Если мы обратимся к церковной музыке композитора, то "Реквием" занимает в ней исключительное место. Трагическое мировосприятие никогда не было свойственно Моцарту. Его искусство всегда классически уравновешено.
Кто помнит, когда был создан "Реквием" Моцартом и полностью ли он был закончен композитором? (идет беседа с группой).
Это произведение, говорил Асафьев, представляет собой траурную ленту для солнца, осознавшего свой конец.
Давайте послушаем раздел "Dies irae" - зримое воплощение конца света, фреска, охватывающая внешнюю сторону событий. Здесь господствуют образы фатальной неизбежности, (слушаем диск).
Только один из позднейших композиторов сумел подняться к вершинам подобного замысла - Джузеппе Верди в своем Реквиеме на смерть Алессандро Манцони.
"Что за звуки! Неподвижен, внемлю
Сладким звукам я:
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.
Всемогущий! Что за звуки, жадно
Сердце ловит их;
Как в пустыне путник безотрадный
Каплю вод живых" (М.Ломоносов)
Дмитрий Степанович Бортнянский
Ранее пятью годами раньше, когда родился Моцарт, в 1751 году XVIII века в России родился Дмитрий Бортнянский - один из талантливейших представителей русской музыкальной культуры доглинкинской эпохи, снискавший искреннюю любовь соотечественников и как композитор, чьи сочинения, особенно хоровые, пользовались исключительной популярностью, и как незаурядная, разносторонне одаренная, обладавшая редким человеческим обаянием личность.
Кто расскажет о жизни Бортнянского? (индивидуальное задание двум студентам, которые рассказывают о жизни Бортнянского).
Музыку Бортнянского отличает безупречный художественный вкус, сдержанность, благородство, классическая ясность, высокий профессионализм, выработанный изучением современной европейской музыки. Александр Серов писал, что Бортнянский учился на тех же примерах, как и Моцарт, и самому Моцарту очень подражал.
Однако при этом ощущается песенно-романсовая основа, интонации русского городского мелоса. Бортнянский создал большое количество хоровых концертов, а когда царский двор при Павле увлекся театром, создал три комические оперы. Прелесть этих опер Бортнянского, написанных на французский текст, в необычайно красивом слиянии благородной итальянской лирики с томностью французского романса и острой фривольностью куплета. (Б.Асафьев)
Вспомним сюжет оперы Бортнянского "Сын-соперник" (идет беседа с группой).
Послушаем хоровую интродукцию, которой открывается опера (песня служанки Саншетты с хором): композитор как бы вводит слушателя в круг событий. Изящная, грациозная тема рассказа Сашетты сопровождается торжественным хоровым припевом, в котором слух улавливает типичные интонации "гимнистического" стиля XVIII века.
(слушаем хоровую интродукцию)
В своем творчестве, начиная с 90-х годов, Бортнянский сосредоточил свое внимание на духовной музыке, среди различных жанров которой особенно значительны хоровые концерты.
Идет беседа с группой о жанре "Хоровой концерт".
Хоровой концерт Бортнянского был демократичным и по своей музыке и по назначению. Он всегда предполагал большую аудиторию, широкие слои слушателей и исполнялся не только в церкви как часть литургии, но и был музыкальным украшением различных государственных церемоний и праздников, а также в повседневной музыкальной практике: дома, небольшими музыкальными ансамблями, в учебных заведениях.
В хоровых концертах Бортнянский нередко выходит за рамки, предписанные церковными правилами. В них можно услышать маршевые, танцевальные ритмы влияние оперной музыки, а в медленных частях порой возникает сходство с жанром лирической российской песни.
П.И.Чайковский, который редактировал все хоровые сочинения Бортнянского, трогательный ре-минорный (№33) концерт отметил как "лучший из всех тридцати пяти" четырехголосных концертов Бортнянского.
"Всякую прискорбна еси душе моя" (концерт этот, исполненный по просьбе Бортнянского в последние часы его жизни певцами Придворной капеллы, для композитора имел значение своего рода реквиема).
(слушаем отрывок из ре-минорного концерта)
Дмитрий Бортнянский - один из талантливейших представителей русской музыкальной культуры доглинкинской эпохи, снискавший искреннюю любовь соотечественников и как композитор, чьи сочинения, особенно хоровые, пользовались исключительной популярностью, и как незаурядная, разносторонне одаренная, обладавшая редким человеческим обаянием личность.