Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Эпиграф к статье - из японской мудрости:

Плохой хозяин растит сорняк,
хороший выращивает рис.
Умный культивирует почву,
дальновидный воспитывает работников.

Презентация.

Актуальность данной темы не стоит объяснять. Информатизация общества ведёт к информатизации учебного процесса.

Информационно-коммуникационные технологии являются одним из основных ресурсов развития образования в настоящее время, позволяющих обеспечить доступность качественного образования и повысить эффективность управления.

Дух времени требует использование ИКТ в образовательном процессе. Я как администратор осознаю это. Но это сложный процесс: многие педагоги привыкли, что доска и мел - основные инструменты. Надо начинать с кадров. Это связано с возрастом:

Возраст учителей начальной школы

Педагогический стаж учителей начальной школы

Моя задача - вовлечь учителей в процесс овладения и использования компьютерных образовательных технологий.

Мною была спланирована программа "По дороге к мастерству".

Задачи, которые я ставила перед собой:

  • создать условия для самореализации и профессионального роста учителей;
  • обменяться опытом применения ИКТ на уроках в начальной школе;
  • разработать технологию подготовки и применения мультимедийного урока, определить критерии его результативности;
  • накопить и систематизировать лучшие разработки уроков и внеклассных мероприятий в начальной школе с использованием ИКТ.

Направления работы

Курсовая подготовка:

  • курсы для учителей.

Техническое обеспечение:

  • АРМ учителя;
  • РМ ученика.

Консультации:

  • в МИОО;
  • на сайте ОМЦ;
  • на базе школы.

Программное обеспечение:

  • учебные программы по предметам;
  • мультимедийные пособия "Кирилла и Мефодия".

Организация конкурсов:

  • конкурс пединициатив;
  • конкурс школьных команд.

Школа "Синергия".

Основные этапы

1 этап - "Подготовительный" (2006-2007 г.):

  • педагоги должны пройти курсовую подготовку и начинать внедрять ИКТ в своей работе;
  • техническое обеспечение (свободный доступ к компьютерам для педагогов); внедрение электронного документооборота школы;
  • организовать кружки компьютерного творчества учащихся.

2 этап - "Основной" (2007-2009 г.):

  • организация и совершенствование образовательного процесса школы с использованием ИКТ;
  • организация и совершенствование информационно-управленческой системы;
  • развитие и совершенствование материальной базы.

3 этап - "Итоговый" (2009-2010 г.):

  • обобщение опыта работы по созданию единого образовательного пространства для всех участников образовательного процесса.

Что было сделано по реализации программы "По дороге к мастерству": педагоги прошли курсовую подготовку:

1. МИОО - тематика курсов: "Информационные технологии в образовании" 506ч;

  • "Использование компьютера в начальной школе" 72ч;
  • "ИКТ-компетентность учителя начальной школы" 72ч;
  • "Интегрированные уроки в начальной школе с использованием ПК" 72ч.

2. "Мастер-класс" на базе ОМЦ: "Информационные технологии в начальном образовании".

3. На базе нашей школы.

Я выстроила динамику овладения навыками работы на компьютере, из этой диаграммы видно, что

 Также я проанализировала уровень владения Интернетом:

Учителя начальной школы стали системно применять ИКТ в учебной деятельности с целью эффективного усвоения учебного материала, развития творческих способностей и расширения кругозора учащихся: в итоге учителями были разработаны серии уроков, внеклассных мероприятий с применением ИКТ:

  • наглядное представление материала (Слайды, выведенные на большой экран,- это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока: обычная иллюстрация, использование анимации. Более интересный приём наглядности: мультимедиа-панорамы из "Большой электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия").
  • применение развивающих методов обучения (анализ при изучении нового материала,сравнение - при изучении хвойных и лиственных растений идёт обсуждение формы, функций, сходства и различий листьев хвойных и лиственных растений, обобщение - обобщаем признаки только цветковых растений, то и на экране мы видим травы, кустарнички, кустарники и деревья, но все они относятся к одной группе - цветковые, классификация - на уроке окружающего мира производится классификация грибов на съедобные, несъедобные и ядовитые);
  • игровой метод. Этот метод в начальных классах занимает далеко не последнее место. Ребусы, загадки, кроссворды
  • контроль и диагностика знаний.

В 2006 г. наша школа проходила аттестацию, 4е-классы принимали участие в электронном тестировании, учителя начальной школы в компьютерном классе готовили учащихся к этому виду контроля и диагностики знаний.

Аттестационное обследование показало такие результаты:

  • Математика - успеваемость - 100%, качество - 65%
  • Русский язык - успеваемость - 100%, качество - 75%

Младшие школьники принимают участие в различных конкурсах:

Конкурс проектов младших школьников "Премьера", "Открытие".

Участники проекта:

  • "История русской матрешки" Волков В., 3"А;
  • "Кобу-дзюцу" Кузнецов П.,2 "Б";
  • "Танцграмматика" Кулагина С., Исаева М. 4 "А";
  • "Карате-до", Тимошенко Сергей, Хубаев Алан, 2 "А";
  • "Мотокросс", Попов Павел, 3 "Б";
  • "Стрелковое оружие", Тростин Игорь;
  • "Хохлома. Гжель", Моисеева Ангелина, 3 "А";
  • "Фовизм: экспрессия в искусстве", Тюфякина Алена, 4 "А".

Учителя и воспитатели ГПД накопили и систематизировали материал по использованию ИКТ на уроках и во внеурочное время:

Москалева Г.М. составила уроки-презентации по английскому языку, математике:

  • Забавная арифметика;
  • Веселый счет;
  • Задачи в стихах;
  • Найди цифру;
  • Сложение от 0 до 9;
  • Состав числа;

Лебедева Л.В. составила тесты для учащихся начальной школы, уроки-презентации по окружающему миру, москвоведению, кроссворды:

  • Что растет на лугу;
  • Азбука кроссвордов:
  • Зоопарк;
  • Дары леса;
  • Животные;
  • Насекомые;
  • Полезные ископаемые;
  • Птицы;
  • Природные явления;
  • Пресмыкающиеся.
  • Водоемы;
  • Времена года (осень, зима, весна);
  • Насекомые;
  • Многообразие растений;
  • Культурные растения;
  • Овощи;
  • Откуда берется снег;
  • Горы;
  • Пустыни;

Новоселова Г.И. - уроки-презентации по развитию речи и литературному чтению:

  • Соколов-Микитов "Зима в лесу";
  • А.С.Пушкин "Зимнее утро";
  • Литературная викторина;
  • Поле чудес;
  • Турнир чтецов;
  • Составные части сказки;
  • Морозко;
  • Сивка-бурка;
  • Ворона и лисица.

Дучалина А.Ф. - уроки-презентации по русскому языку:

  • Фразеология;
  • Прямая речь;
  • Предложение и текст;
  • Неопределенная форма глагола";
  • Имя существительное;
  • Ознакомление с глаголом.

Парченко Т.В. - уроки-презентации по обучению грамоте, обучению письму, литературному чтению:

  • Мораль в баснях И.А.Крылова;
  • Слово и слог;
  • Предложение и текст;
  • Орфограммы, 2 класс,
  • В гостях у сказки;
  • Кроссворды:
  • Словарные слова;
  • Русский язык.
  • Букваренок;
  • Поиграем, почитаем.

Внеклассные мероприятия с использованием ИКТ: "Винегрет-шоу", ПДД, "Вежливость, "Этот удивительный мир животных", "Пасха", "Как встречают новый год в других странах", "Сервировка стола":

Повышается самореализация и профессиональный рост учителей начальной школы

Это видно:

1. Рост педагогической квалификации учителей начальной школы:

2. Участие в конкурсах:

  • "Первые шаги" - 2005г.;
  • "Учитель года" - 2006г.;
  • "Сердце отдаю детям" - 2007г;
  • Первый Открытый Чемпионат России по универсальному марафону среди образовательных учреждений.

3. Награды:

  • Премия Президента РФ - Прижилова С.Е.;
  • Грант Москвы - Дучалина А.Ф.

4. Обмен опытом работы:

  • взаимопосещение уроков;
  • работа творческие группы учителей начальной школы;
  • методическая копилка мультимедийных пособий;
  • "Золотые уроки" на телевидении (Парченко Т.В., Лебедева Л.В.);
  • окружной семинар "Использование ИКТ в личностно-ориентированном обучении в условиях ГПД";
  • мастер-класс "Программа "Кроссмастер".

4. Печатные работы:

  • Cборник методических материалов из опыта работы учреждений образования ЮО - Новоселова Г.И.;
  • "Внеклассное занятие по русскому языку" - Лебедева Л.В.;
  • Конспекты уроков по литературному чтению: "Дональд Биссед. Рассказ "Тигренок, который потерял свои полоски".
  • "Драгунский. Рассказ "Бы" - Парченко Т.В.;
  • Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных личных окончаний глаголов-исключений" - Новоселова Г.И.
  • Книги об опыте работы школы.

5. ГОУ СОШ "Школа здоровья" №901 - победитель национального проекта "Образование" в 2008 г. (Премия Президента в 1 млн. рублей).

Презентация.