Эпиграф к статье - из японской мудрости:
Плохой хозяин растит сорняк,
хороший выращивает рис.
Умный культивирует почву,
дальновидный воспитывает работников.
Презентация.
Актуальность данной темы не стоит объяснять. Информатизация общества ведёт к информатизации учебного процесса.
Информационно-коммуникационные технологии являются одним из основных ресурсов развития образования в настоящее время, позволяющих обеспечить доступность качественного образования и повысить эффективность управления.
Дух времени требует использование ИКТ в образовательном процессе. Я как администратор осознаю это. Но это сложный процесс: многие педагоги привыкли, что доска и мел - основные инструменты. Надо начинать с кадров. Это связано с возрастом:
Возраст учителей начальной школы
Педагогический стаж учителей начальной школы
Моя задача - вовлечь учителей в процесс овладения и использования компьютерных образовательных технологий.
Мною была спланирована программа "По дороге к мастерству".
Задачи, которые я ставила перед собой:
- создать условия для самореализации и профессионального роста учителей;
- обменяться опытом применения ИКТ на уроках в начальной школе;
- разработать технологию подготовки и применения мультимедийного урока, определить критерии его результативности;
- накопить и систематизировать лучшие разработки уроков и внеклассных мероприятий в начальной школе с использованием ИКТ.
Направления работы
Курсовая подготовка:
- курсы для учителей.
Техническое обеспечение:
- АРМ учителя;
- РМ ученика.
Консультации:
- в МИОО;
- на сайте ОМЦ;
- на базе школы.
Программное обеспечение:
- учебные программы по предметам;
- мультимедийные пособия "Кирилла и Мефодия".
Организация конкурсов:
- конкурс пединициатив;
- конкурс школьных команд.
Школа "Синергия".
Основные этапы
1 этап - "Подготовительный" (2006-2007 г.):
- педагоги должны пройти курсовую подготовку и начинать внедрять ИКТ в своей работе;
- техническое обеспечение (свободный доступ к компьютерам для педагогов); внедрение электронного документооборота школы;
- организовать кружки компьютерного творчества учащихся.
2 этап - "Основной" (2007-2009 г.):
- организация и совершенствование образовательного процесса школы с использованием ИКТ;
- организация и совершенствование информационно-управленческой системы;
- развитие и совершенствование материальной базы.
3 этап - "Итоговый" (2009-2010 г.):
- обобщение опыта работы по созданию единого образовательного пространства для всех участников образовательного процесса.
Что было сделано по реализации программы "По дороге к мастерству": педагоги прошли курсовую подготовку:
1. МИОО - тематика курсов: "Информационные технологии в образовании" 506ч;
- "Использование компьютера в начальной школе" 72ч;
- "ИКТ-компетентность учителя начальной школы" 72ч;
- "Интегрированные уроки в начальной школе с использованием ПК" 72ч.
2. "Мастер-класс" на базе ОМЦ: "Информационные технологии в начальном образовании".
3. На базе нашей школы.
Я выстроила динамику овладения навыками работы на компьютере, из этой диаграммы видно, что
Также я проанализировала уровень владения Интернетом:
Учителя начальной школы стали системно применять ИКТ в учебной деятельности с целью эффективного усвоения учебного материала, развития творческих способностей и расширения кругозора учащихся: в итоге учителями были разработаны серии уроков, внеклассных мероприятий с применением ИКТ:
- наглядное представление материала (Слайды, выведенные на большой экран,- это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока: обычная иллюстрация, использование анимации. Более интересный приём наглядности: мультимедиа-панорамы из "Большой электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия").
- применение развивающих методов обучения (анализ при изучении нового материала,сравнение - при изучении хвойных и лиственных растений идёт обсуждение формы, функций, сходства и различий листьев хвойных и лиственных растений, обобщение - обобщаем признаки только цветковых растений, то и на экране мы видим травы, кустарнички, кустарники и деревья, но все они относятся к одной группе - цветковые, классификация - на уроке окружающего мира производится классификация грибов на съедобные, несъедобные и ядовитые);
- игровой метод. Этот метод в начальных классах занимает далеко не последнее место. Ребусы, загадки, кроссворды
- контроль и диагностика знаний.
В 2006 г. наша школа проходила аттестацию, 4е-классы принимали участие в электронном тестировании, учителя начальной школы в компьютерном классе готовили учащихся к этому виду контроля и диагностики знаний.
Аттестационное обследование показало такие результаты:
- Математика - успеваемость - 100%, качество - 65%
- Русский язык - успеваемость - 100%, качество - 75%
Младшие школьники принимают участие в различных конкурсах:
Конкурс проектов младших школьников "Премьера", "Открытие".
Участники проекта:
- "История русской матрешки" Волков В., 3"А;
- "Кобу-дзюцу" Кузнецов П.,2 "Б";
- "Танцграмматика" Кулагина С., Исаева М. 4 "А";
- "Карате-до", Тимошенко Сергей, Хубаев Алан, 2 "А";
- "Мотокросс", Попов Павел, 3 "Б";
- "Стрелковое оружие", Тростин Игорь;
- "Хохлома. Гжель", Моисеева Ангелина, 3 "А";
- "Фовизм: экспрессия в искусстве", Тюфякина Алена, 4 "А".
Учителя и воспитатели ГПД накопили и систематизировали материал по использованию ИКТ на уроках и во внеурочное время:
Москалева Г.М. составила уроки-презентации по английскому языку, математике:
- Забавная арифметика;
- Веселый счет;
- Задачи в стихах;
- Найди цифру;
- Сложение от 0 до 9;
- Состав числа;
Лебедева Л.В. составила тесты для учащихся начальной школы, уроки-презентации по окружающему миру, москвоведению, кроссворды:
- Что растет на лугу;
- Азбука кроссвордов:
- Зоопарк;
- Дары леса;
- Животные;
- Насекомые;
- Полезные ископаемые;
- Птицы;
- Природные явления;
- Пресмыкающиеся.
- Водоемы;
- Времена года (осень, зима, весна);
- Насекомые;
- Многообразие растений;
- Культурные растения;
- Овощи;
- Откуда берется снег;
- Горы;
- Пустыни;
Новоселова Г.И. - уроки-презентации по развитию речи и литературному чтению:
- Соколов-Микитов "Зима в лесу";
- А.С.Пушкин "Зимнее утро";
- Литературная викторина;
- Поле чудес;
- Турнир чтецов;
- Составные части сказки;
- Морозко;
- Сивка-бурка;
- Ворона и лисица.
Дучалина А.Ф. - уроки-презентации по русскому языку:
- Фразеология;
- Прямая речь;
- Предложение и текст;
- Неопределенная форма глагола";
- Имя существительное;
- Ознакомление с глаголом.
Парченко Т.В. - уроки-презентации по обучению грамоте, обучению письму, литературному чтению:
- Мораль в баснях И.А.Крылова;
- Слово и слог;
- Предложение и текст;
- Орфограммы, 2 класс,
- В гостях у сказки;
- Кроссворды:
- Словарные слова;
- Русский язык.
- Букваренок;
- Поиграем, почитаем.
Внеклассные мероприятия с использованием ИКТ: "Винегрет-шоу", ПДД, "Вежливость, "Этот удивительный мир животных", "Пасха", "Как встречают новый год в других странах", "Сервировка стола":
Повышается самореализация и профессиональный рост учителей начальной школы
Это видно:
1. Рост педагогической квалификации учителей начальной школы:
2. Участие в конкурсах:
- "Первые шаги" - 2005г.;
- "Учитель года" - 2006г.;
- "Сердце отдаю детям" - 2007г;
- Первый Открытый Чемпионат России по универсальному марафону среди образовательных учреждений.
3. Награды:
- Премия Президента РФ - Прижилова С.Е.;
- Грант Москвы - Дучалина А.Ф.
4. Обмен опытом работы:
- взаимопосещение уроков;
- работа творческие группы учителей начальной школы;
- методическая копилка мультимедийных пособий;
- "Золотые уроки" на телевидении (Парченко Т.В., Лебедева Л.В.);
- окружной семинар "Использование ИКТ в личностно-ориентированном обучении в условиях ГПД";
- мастер-класс "Программа "Кроссмастер".
4. Печатные работы:
- Cборник методических материалов из опыта работы учреждений образования ЮО - Новоселова Г.И.;
- "Внеклассное занятие по русскому языку" - Лебедева Л.В.;
- Конспекты уроков по литературному чтению: "Дональд Биссед. Рассказ "Тигренок, который потерял свои полоски".
- "Драгунский. Рассказ "Бы" - Парченко Т.В.;
- Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных личных окончаний глаголов-исключений" - Новоселова Г.И.
- Книги об опыте работы школы.
5. ГОУ СОШ "Школа здоровья" №901 - победитель национального проекта "Образование" в 2008 г. (Премия Президента в 1 млн. рублей).