Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории

Разделы: История и обществознание


Растущие материально-технические потребности опережают сегодня процессы социальной и психологической зрелости людей, их способность к ведению диалога, культуре коммуникаций, активному самопознанию и самовыражению. В связи с этим сегодня изменяются характер и функции школьного образования: оно должно не только передать знания, сформировать умения, но и развить способности к самоопределению, подготовить учеников к самостоятельным действиям, научить нести ответственность за себя и свои поступки.

Ясно, что новое понимание сущности образовательных результатов существенно изменяет ориентиры не только содержания обучения, но и используемых методов, организационных форм и средств обучения. Это в полной мере относится к применению ИКТ. С точки зрения современной педагогики обученность - это готовность к определенной деятельности, в процессе которой учащиеся должны проявить знания и умения, усвоенные ими в процессе обучения.

Все сказанное выше определяет, на мой взгляд, основные направления совершенствования ИКТ в курсе истории. Очевидно, что все они одновременно и во всех своих аспектах не могут стать предметом одной работы. В своей работе я рассматриваю те их стороны и компоненты, которые непосредственно связаны с реализацией в обучении.

Традиционное образование не в состоянии своевременно реагировать на изменения в общественной жизни, в сфере науки и культуры. В настоящее время в общеобразовательной школе предпочтение, как правило, отдается базовым академическим предметам, тогда как воспитательный процесс и мотивация к обучению осуществляются на факультативных занятиях по выбору и кружках. Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории. Реализация в России государственных программ "Единая информационная образовательная среда", "Компьютеризация сельских и городских школ" и др., активизировало интерес к применению всеми участниками педагогического процесса информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Я рассматриваю их, прежде всего, как средство повышения заинтересованности в обучении, способное во многом повлиять на качество образования, расширять поле информационных ресурсов, а следовательно стать основой современного образования.

Методологической и теоретической основой моей работы являются труды педагогов, психологов, в которых рассматриваются проблемы образования, его роль в общественном развитии и в формировании личности обучаемых (Ю. Н. Афанасьев, Ю. К. Бабанский, М. В. Кларин, В. С. Леднев, М. В. Рыжаков, С. С. Шевелева, Г. П. Щедровицкий и др.); основы психолого-педагогической теории деятельности и положения о применении деятельностного подхода в сферах познания, обучения, творчества, развития и самоопределения личности (П. К. Анохин, В. В. Афанасьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Гузеев, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. И. Чуприкова, В. Д. Шадриков, В. Н. Шардаков, И. С. Якиманская и др.); теории интеллектуального развития учащихся в процессе обучения (Л. М. Веккер, Л. С. Выготский, С. Пейперт, М. А. Холодная и др.); теории личностного развития учащихся в процессе обучения (С. А. Бешенков, К. К. Колин, А. А. Кузнецов, В. С. Леднев, Н. В. Матвеева, С. М. Окулов, Н. И. Рыжова и др.); исследования, посвященные проблемам информатизации образования (А. П. Ершов, Т. Б. Захарова, О. А. Козлов, К. К. Колин, В. М. Монахов, С. Пейперт, Е. А. Ракитина, И. В. Роберт, А. Ю. Уваров, Н. Д. Угринович и др.).

Психологи отмечают что,  для современного человека характерно стремление к визуальному восприятию информации. Учащиеся лучше воспринимают зрительный ряд, чем текстовый. Применение в процессе обучения информационно коммуникационных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным.

Возможности ИКТ по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.

Хотелось бы отметить, что методы и средства обучения ошибочно было бы возводить в ранг самоцели, это прежде всего инструмент для решения образовательных задач.

Для меня информационно коммуникационные технологии создали новый спектр возможностей:

- сократили время на выполнение таких операций как опрос, контрольная, постановка домашнего задания и т.д.;

- позволили увеличить время для творческой работы, инд. общения с учащимися;

- позволили интегрировать мультимедийный материал с традиционными средствами;

- обеспечили хранение базы данных;

- повышена мотивация учащихся в процессе самостоятельной работы с мультимедийными материалами; (результаты можно проследить в диаграммах в презентации).

Реализация педагогической деятельности по указанным направлениям приводит к следующим результатам:

- позволяет выявлять и объединять учащихся, имеющих склонность к углубленному изучению гуманитарных предметов и к поисково-исследовательской работе;

- способствует развитию у школьников самостоятельности, инициативы, творческого потенциала;

- помогает школьникам лучше узнать историю разных цивилизаций, своей страны и родного края.

- формирует уважительное отношение к истории своего Отечества, что способствует воспитанию чувства патриотизма

- помогает старшеклассникам определиться с профессиональным выбором;

- формирует навыки социального поведения, адаптирует школьников к изменяющимся условиям среды;

- обеспечивает более высокий уровень подготовки к поступлению в высшие учебные заведения.

Моя практика показала что, использование мультимедийных технологий повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность. Вместе с тем, это эффективный стимул обучения школьников.

К наиболее часто используемым мною элементам   ИКТ в учебном процессе относятся:

электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора: 1С:История Древнего мира, Средних веков, Нового времени; История России XXвек; Витязь на распутье: интерактивный задачник по истории России IX-XIX веков.

В Подгоренской школе создана достаточная материальная база для применения ИКТ на уроках истории: ПК, мультимедиапроектор, интерактивная доска в кабинете истории, медиатека.

В настоящее время на уроках, в основном, я используются следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера: презентация, информационно-обучающие программы, тесты. В презентации показываю самые выигрышные моменты темы, эффектные опыты и превращения, подборки электронных географических или исторических карт, портретов, цитат. На экране проектирую определения, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как я, не тратя время на повторение, успеваю рассказать больше. Создание презентаций по курсу истории самими детьми - является одним из показателей результативности моей работы. Дети самостоятельно ищут информацию, анализируют ее, отбирают необходимое и создают презентацию-проект по выбранной теме.

На 2008-2009 учебный год мною составлено поурочно-тематическое планирование уроков истории в 5-8 классах с выделением раздела "Использование CD на уроке", где подробно расписано какие конкретно ЦОР применяются на уроке.

Кроме тестовых материалов, мною составлены презентации по отдельным темам курса истории России с древнейших времен до конца XIX века.

Моя методическая разработка мультимедийного урока "Эпоха Петра I", представленная в 2007-2008 уч. году на фестиваль педагогических идей "Открытый урок", была удостоена сертификата и опубликована, я принимал участие в Интернет-конкурсе по использованию "Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов", а также занял 3-е место в региональном конкурсе по ИКТ "Инфобразование-07" в номинации "Лучшая презентация патриотического и краеведческого характера".

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать информационно-коммуникационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Презентация.

Список использованной литературы.

  1. Антонова Т.С. Батаева Т.В. Первый компьютерный учебник "История России. ХХ век"// Преподавание истории в школе. 1998 № 4.
  2. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии.// М.: Центр "Педагогический поиск", 2003.
  3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.// М., 1995.
  4. Господарик Ю. Интернет и изучение истории. "История", №3, январь, 2000 - приложение к газ. "Первое сентября".
  5. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. - М., Народное образование, 2001.; Дидактика средней школы. - М. 1982. .
  6. Интернет в гуманитарном образовании. Под ред. Полат Е.С. М., Владос, 2001 г.
  7. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. // М.: Педагогическое общество России, 2001.
  8. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. Пермь, ПРИПИТ. 2004 г.
  9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. педвузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Издательский центр "Академия", 1999.
  10. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания.// Преподавание истории в школе. 2001 № 8.
  11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// М.: Народное образование, 1998.