Логопедическое занятие по теме "Звук [Р] в словах и предложениях"

Разделы: Работа с дошкольниками


Этап. Автоматизация звука в словах и предложениях.

Цели:

  • закрепление произношения звука Р в словах и предложениях;
  • формирование фонематического анализа и синтеза; развитие ручной и речевой моторики.

Содержание занятия.

1. Организационный момент.

– Сядет тот, кто отгадает загадку.

Сам пустой,
Голос густой,
Дробь отбивает,
Ребят созывает. (Барабан.)

– Барабан – это один, а если много, то как сказать? (Барабаны).

– Входишь в одну дверь,
А выходишь из трех.
Думаешь, что вышел,
А на самом деле вошел. (Рубашка.)

– Рубашка – одна, а если много, то как сказать? (Рубашки.)

– Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не удивиться.
Лишь распустит птица хвост
И поднимется до звезд. (Ракета.)

– Ракета – одна, а если много, то как сказать? (Ракеты.)

– Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)

– Арбуз – это один, а если много, то как сказать? (Арбузы.)

2. Послушайте отрывок из рассказа и вы узнаете, кто пришел к нам гости. (Звучит отрывок из рассказа “Трое из Простоквашино”. Э.Успенского.)

– Конечно, это кот Матроскин!

Кот: Здравствуйте, ребята, мур-мур. Мы с дядей Федором решили построить дом. Стены мы уже построили, назовите, чего нет у нашего дома, но, внимание, в названии всех слов должен быть звук Р.

3. Игра “Чего нет?”

(Нет крыши, нет трубы, нет порога, нет рамы, нет дверной ручки, чердака и т.д.)

4. Правильно, а теперь будем строить. Называем каждую часть дома, четко произнося звук Р.

– Я беру крышу.. .(трубу, порог, раму, дверную ручку и т.д.)

Кот: Красивый дом, яркий. Мне бы еще и сад с огородом посадить...

– Давайте, поможем, ребята!

Сад: груша, гранат, персик, виноград, хурма.

Груша – какой звук я выделяю голосом? (“Р” – согласный, твердый, звонкий.)

Гранат – на каком месте стоит звук “Р”. (На втором.)

Персик – где находится звук “Р” – в начале, середине, конце.

Виноград – сколько слогов в этом слове? (Три.)

Огород: картофель, помидоры, морковь, огурцы, горох, (назвать картинки).

Цветник: роза, ромашка, астра, клевер.

Ароматерапия.

Гимнастика для глаз – “Бабочка”.

5. Давайте повторим для кота Матроскина, что растет в огороде?

Игра “Волшебная цепочка”.

В огороде растут огурцы.
В огороде растут огурцы, помидоры.
В огороде растут огурцы, помидоры, горох и т.д.

6. Кот: Да, хорошо поработали, я даже проголодался.

– Матроскин, а чем тебя угощал дядя Федор?

– Бутербродом.

– Давайте послушаем, сколько в этом слове звуков Р и где они стоят? (В середине.)

– У вас, ребята, есть другие продукты, их нужно разложить в 3 ряда, чтобы звук Р был в начале, в середине, в конце.

7. А теперь мы можем и поиграть.

Игра с мячом “Наоборот”.

Узкий – широкий.
Закрыть – открыть.
Тихо – громко.
Юг – север.
Медленно – быстро.
Зло – добро.
елый – черный.
Весело – грустно.
Сухой – мокрый.
Длинный – короткий.
Тупой – острый.
Купить – продать.
Мягкий – твердый.
Плохо – хорошо.
Поздно – рано.
Новый – старый.
Тускло – ярко.
Больной – здоровый.
Легко – трудно.
Враг – друг.

8. Кот: Молодцы, и работали хорошо и играли, но у меня есть еще сюрприз.

– Ребята, какое у вас сейчас настроение? (Хорошее, радостное, озорное...)

– Я предлагаю вам раскрасить котиков – моих друзей – той краской, какое у вас сейчас настроение.

Дети раскрашивают, кот Матроскин благодарит детей и говорит:

Жалко с вами расставаться, детвора.
В путь-дорогу собираться мне пора.
Я всегда вас буду рад навестить.
Не забудьте только в гости пригласить.

9. Итог. Что запомнили? Что было самым трудным?

Если бы вы учились в школе, какую оценку вы бы себе поставили?