Этап. Автоматизация звука в словах и предложениях.
Цели:
- закрепление произношения звука Р в словах и предложениях;
- формирование фонематического анализа и синтеза; развитие ручной и речевой моторики.
Содержание занятия.
1. Организационный момент.
– Сядет тот, кто отгадает загадку.
Сам пустой,
Голос густой,
Дробь отбивает,
Ребят созывает. (Барабан.)
– Барабан – это один, а если много, то как сказать? (Барабаны).
– Входишь в одну дверь,
А выходишь из трех.
Думаешь, что вышел,
А на самом деле вошел. (Рубашка.)
– Рубашка – одна, а если много, то как сказать? (Рубашки.)
– Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не удивиться.
Лишь распустит птица хвост
И поднимется до звезд. (Ракета.)
– Ракета – одна, а если много, то как сказать? (Ракеты.)
– Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)
– Арбуз – это один, а если много, то как сказать? (Арбузы.)
2. Послушайте отрывок из рассказа и вы узнаете, кто пришел к нам гости. (Звучит отрывок из рассказа “Трое из Простоквашино”. Э.Успенского.)
– Конечно, это кот Матроскин!
Кот: Здравствуйте, ребята, мур-мур. Мы с дядей Федором решили построить дом. Стены мы уже построили, назовите, чего нет у нашего дома, но, внимание, в названии всех слов должен быть звук Р.
3. Игра “Чего нет?”
(Нет крыши, нет трубы, нет порога, нет рамы, нет дверной ручки, чердака и т.д.)
4. Правильно, а теперь будем строить. Называем каждую часть дома, четко произнося звук Р.
– Я беру крышу.. .(трубу, порог, раму, дверную ручку и т.д.)
Кот: Красивый дом, яркий. Мне бы еще и сад с огородом посадить...
– Давайте, поможем, ребята!
Сад: груша, гранат, персик, виноград, хурма.
Груша – какой звук я выделяю голосом? (“Р” – согласный, твердый, звонкий.)
Гранат – на каком месте стоит звук “Р”. (На втором.)
Персик – где находится звук “Р” – в начале, середине, конце.
Виноград – сколько слогов в этом слове? (Три.)
Огород: картофель, помидоры, морковь, огурцы, горох, (назвать картинки).
Цветник: роза, ромашка, астра, клевер.
Ароматерапия.
Гимнастика для глаз – “Бабочка”.
5. Давайте повторим для кота Матроскина, что растет в огороде?
Игра “Волшебная цепочка”.
В огороде растут огурцы.
В огороде растут огурцы, помидоры.
В огороде растут огурцы, помидоры, горох и т.д.
6. Кот: Да, хорошо поработали, я даже проголодался.
– Матроскин, а чем тебя угощал дядя Федор?
– Бутербродом.
– Давайте послушаем, сколько в этом слове звуков Р и где они стоят? (В середине.)
– У вас, ребята, есть другие продукты, их нужно разложить в 3 ряда, чтобы звук Р был в начале, в середине, в конце.
7. А теперь мы можем и поиграть.
Игра с мячом “Наоборот”.
Узкий – широкий. Закрыть – открыть. Тихо – громко. Юг – север. Медленно – быстро. Зло – добро. елый – черный. Весело – грустно. Сухой – мокрый. Длинный – короткий. |
Тупой – острый. Купить – продать. Мягкий – твердый. Плохо – хорошо. Поздно – рано. Новый – старый. Тускло – ярко. Больной – здоровый. Легко – трудно. Враг – друг. |
8. Кот: Молодцы, и работали хорошо и играли, но у меня есть еще сюрприз.
– Ребята, какое у вас сейчас настроение? (Хорошее, радостное, озорное...)
– Я предлагаю вам раскрасить котиков – моих друзей – той краской, какое у вас сейчас настроение.
Дети раскрашивают, кот Матроскин благодарит детей и говорит:
Жалко с вами расставаться, детвора.
В путь-дорогу собираться мне пора.
Я всегда вас буду рад навестить.
Не забудьте только в гости пригласить.
9. Итог. Что запомнили? Что было самым трудным?
Если бы вы учились в школе, какую оценку вы бы себе поставили?