Цель урока.
- Комментируя содержание 2, 16, 25, 26 глав романа М.А. Булгакова, показать, как строятся взаимоотношения героев.
- Развивать монологическую речь, умение делать выводы, работать с текстом.
- Нравственное воспитание.
Эпиграф к уроку (гл.26).
"Мы теперь всегда будем вместе. Раз один, то значит тут же и другой! Помянут меня, сейчас же помянут и тебя! Меня - подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя - сына короля-звездочёта и дочери мельника, красавицы Пилы.
- Да, уж ты не забудь, помяни меня:"
Основные вопросы урока(записаны на доске).
1. Место "новозаветных" глав в романе М.Булгакова.
2. Пятый прокуратор Иудеи - Понтий Пилат.
3. Бродячий философ Иешуа Га-Ноцри.
4. Поединок между Понтием Пилатом и Иешуа.
На доске записаны заповеди Иешуа.
"Будет новый храм истины: не вера, а истина".
"Все люди добры: не зло, а добро".
"Любая власть есть насилие: не власть, а свобода".
Ход урока
Повторение.
1. События какого времени описывает Булгаков, рассказывая историю жизни Мастера и Маргариты?
(Вывод о московских и новозаветных главах).
2. О каком библейском герое ведётся спор на страницах романа Булгакова?
Вывод: но главный герой новозаветных глав - Понтий Пилат.
3. Обозначить тему и зачитать эпиграф.
Образ Понтия Пилата.
Историческая справка.
В отличие от других героев это достоверная историческая личность. Место действия "новозаветных" глав - Иудея I века нашей эры. За Ершалаимом легко угадываются очертания исторического Иерусалима - центра Иудеи в эпоху римского императора Тиберия (14 - 37г. н.э.). Синедрион осуществлял местную власть, в то время как верховная власть принадлежала наместнику императора - прокуратору. Пилат - точное историческое имя римского прокуратора, Пилата Понтийского, управлявшего Иудеей (Палестиной) как частью Римской провинции Сирии. Это был пятый правитель Иудеи. Согласно христианской традиции, ко времени его правления относятся главные евангельские события.
Индивидуальное задание. "Образ Понтия Пилата".
1. Как Понтий Пилат исполняет свои обязанности.(2 гл.)
2. Подтвердите текстом, что он образованный человек (2 гл.).
3. Что о нём думают его подчинённые?
Образ Понтия Пилата.
Комментарий учителя. Понтий Пилат, моральный суд над которым как будто заранее предрешён, рассмотрен Булгаковым изнутри как сложная и в своём разе драматическая фигура. Он не чужд раздумий, человеческих чувств, живого сострадания. Ему явно не хочется губить попусту жизнь Иешуа. Бродячий философ нравится ему, он готов спасти его от фанатизма своих соотечественников. Но решение Понтия Пилата резко меняется, как только речь Иешуа касается власти, верховной власти, которой всесильный прокуратор боится. Трусость - главная беда Понтия Пилата. Она привела прокуратора к жестокости и предательству.
Комментирование цитаты из книги Э.Ренана "Жизнь Иисуса".
"Играя предательскую роль в голгофской казни, государство нанесло себе самый тяжёлый удар. Полная неуважения к власти легенда одержала верх и обошла мир. В этой легенде власти играют гнусную роль, обвиняемый прав, а судьи и полиция соединяются вместе против правды".
Индивидуальное задание.
"Библейская легенда о распятии Христа и её интерпретация в романе М.Булгакова".
1. Пересказать сюжет библейской легенды о распятии Иисуса Христа.
2. Как Булгаков изменил этот сюжет (проследить по главам 2, 16, 25, 26).
Образ Иешуа.
Учитель. :Давно разошлась толпа любопытных, солдаты истомились от жары и скуки, солнце спускалось над Лысой горой, а на столбе, распятый и сжигаемый солнцем, доживает последние свои минуты Иешуа Га-Ноцри, так безрассудно веривший в добро. Бессильно свесив набок голову в размотавшейся чалме, мучимый слепнями, умирает не всесильный и наутро воскресший Бог, но смертный, немощный человек, пошедший за свои убеждения, принявший за них крестную муку и тем придавший им непобедимую силу. Содержание этого образа всё растёт, поднимается в своём значении, и за той позорной казнью в Ершалаиме мы различаем в тумане двух тысячелетий взошедшего на костёр Джордано Бруно, и казнённую Жанну д,Арк, и пять теней повешенных декабристов, и длинный ряд жертв, принесённых человечеством на его пути к справедливости и истине. Эти люди хотели остаться верными себе и своей идее, которая казалась их современникам слишком новой, дерзкой или опасной, и они должны были заплатить за неё своей жизнью и тем обеспечить своему делу посмертную славу.
Поединок между Понтием Пилатом и Иешуа (комментированное чтение второй главы) и обращение к заповедям Иешуа.
1. Почему поставлен вопрос о поединке вообще? (Перед нами совершенно разные люди (уже представлены) с разными взглядами и общественным положением).
2. Какой поединок? (Словесный).
3. Рекомендации для чтения по ролям.
4. Какое обращение к себе не принимает прокуратор, почему?
5. Почему, по-мнению Иешуа, "злых людей нет на свете". Отчего люди становятся таковыми? Как поведением Пилата Булгаков показывает зарождающийся интерес прокуратора к бродячему философу? (Сначала глаза закрыты, потом открывает один, другой, появляется улыбка).
6. О каком храме "старой веры" и "новой истины" говорит Иешуа?
7. Как вы понимаете слово "истина"? (Посмотреть по словарю, показать картину Н.Н.Ге "Что такое истина?" Вывод: от философского понятия к конкретной ситуации).
8. Почему у Понтия Пилата создаётся впечатление, что Иешуа Га-Ноцри - великий человек?
9. Что помогает Понтию Пилату избавиться от смертельной головной боли (человеческое участие, сострадание) избавляет от страдания?
10. Что должно было последовать на слова Иешуа о том, что прокуратор потерял веру в людей ?(Гнев, а Понтий Пилат приказывает развязать руки).
11. Какое решение принимает иегемон по поводу дела Иешуа?
12. Почему решение изменилось? (зависим, несвободен).
13. Что думает Иешуа о власти? (стр.24).
14. Какую последнюю попытку предпринимает Понтий Пилат, чтобы спасти Иешуа?(освободить в честь Пасхи).
15. Почему Понтию Пилату непонятно решение Синадриона и его президента первосвященника Иосифа Каифы об освобождении преступника - убийцы Варраванна, а не бродячего философа Га-Ноцри?
16. Вынося приговор Иешуа, Понтий Пилат произносит фразы: "Погиб", потом "Погибли". Что он имел ввиду?
17. Кто является победителем в этом поединке?
Индивидуальное задание. Образ Иешуа Га-Ноцри.
- Пересказ "Казнь Иешуа" (гл.16).
- Кому были обращены последние слова Иешуа: "В числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость".
- Что происходит в природе во время казни Иешуа? .
Беседа по тексту глав 16, 25, 26.
Вопрос: "Как решается судьба Понтия Пилата в романе Мастера?"
1. Отчего так страдает Левий Матвей? Почему хочет убить Иешуа?
2. В чём Понтий Пилат упрекает ученика Иешуа ?
3. Почему Понтий Пилат решает "спасти" Иуду из Кариафа?
4. Какие думы, мысли не дают покоя великому прокуратору даже во сне? ("Сон Пилата")
Связь содержания "московских" и "новозаветных" глав.
1. Что делает Мастер, отпуская на свободу своего героя? (прощает грехи, человек прощает человека). Устами Мастера говорит бродячий философ Иешуа Га-Ноцри.
2. Как тема милосердия, сострадания из "новозаветных" глав продолжена в "московских" (индивидуальное задание "Маргарита и Фрида").
Выводы в конце урока.
1. Какие философские вопросы ("вечные") предлагает для обсуждения Булгаков, повествуя о трагической судьбе пятого иудейского прокуратора и бессмертии Иешуа Га-Ноцри? (философские: что есть истина, какова цена жизни).
2. Почему в современном мире возникла потребность в изучении нравственных библейских заповедей, истории жизни Иисуса Христа.
3. В чём ценность "новозаветных" глав романа?
4. Почему критики говорят, что в новозаветных главах показан "спор о человеке"?