Типичные трудности детей с отклонениями в поведении.
Причинами отклоняющегося поведения в ряде случаев являются психологические трудности, обусловленные чаще всего неправильным воспитанием ребенка. С одной стороны, это может быть чрезмерная любовь к ребенку, допускающая вседозволенность, с другой - равнодушное, безразличное, жесткое отношение к ребенку. К наиболее типичным психологическим трудностям относят:
- взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;
- взаимоотношения с друзьями, одноклассниками;
- самоотношение, самопонимание;
- формирование жизненных ориентиров, идеалов, ценностей;
- внутреннее ("психологическое") одиночество, непонятность другими;
- поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований;
- обида на судьбу, конкретных людей за собственные трудности;
- переживание собственной неудачливости, проблемности. Отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией;
- неорганизованность;
- зависимость от других, низкая сила своего "Я";
- трудности в обучении;
- трудный характер, наличие неудобных черт характера: обидчивость, агрессивность, расторможенность и т. д.;
- отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или "защитника";
- чувство вины, "стыда" за неблагополучных родителей, отсутствие уважения к родителям.
Большинство постоянных несовершеннолетних правонарушителей составляют мальчики и девочки, которых недостаточно любили, игнорировали и наказывали в раннем детстве. Обычно родители этих детей имели такую судьбу. В подростковом и юношеском возрасте они мало что взяли от школы, росли безответственными и импульсивными людьми. Эта схема может повторяться из поколения в поколение. В результате анализа, проведенного А. Маслоу можно выделить ряд постулатов:
- все люди, в том числе и дети, испытывают потребность в ценностной системе, в системе взаимопонимания, в объяснении способов познания вселенной и определении своего места в ней;
- неудовлетворение этих потребностей, отсутствие системы вынуждает к построению своей, отличной от общепринятой, системы ценностей;
- если взрослая система ценностей отсутствует или не представлена ребенку, он создает свою, детскую или подростковую, систему ценностей;
- так называемая детская преступность, прямое следствие самостоятельного построения подростками своей, делинквентной системы ценностей;
- делинквентная система ценностей отличается от других подростковых ценностных систем ярко выраженной враждебностью и презрением по отношению к взрослым, бросившим их на произвол судьбы.
Ребенок начинает испытывать все более острое чувство незащищенности и тревоги, которое позже перерастает в "глубинно оправданную" враждебность, в презрение по отношению к своим родителям за то, что они бросили его, взвалив на его плечи непосильную для него задачу, не дали ему ответов, оставили неудовлетворенной его глубинную потребность в ценностной системе, в мировоззрении, в подчинении, в определении границ дозволенного. Ребенок, брошенный на произвол судьбы, обратится за помощью не к родителям, а к другим детям, и особенно к тем, кто старше его.
В силу высокой зависимости психологических трудностей девиантных детей от их социального окружения и особенно семьи, оказание профессиональной помощи таким детям приобретает рд характерных черт:
- сочетание работы с ребенком одновременно с изучением его социального окружения и проведением социально-психологической работы с ключевыми фигурами из значимого социального окружения: родителями и другими членами семьи (если это возможно), друзьями, педагогами.
- выявление и коррекция тех ценностей, поведения, черт характера, эмоций, которые нарушают адекватную социальную самореализацию подростка.
Оказывая психолого-педагогическую помощь трудным детям, необходимо учитывать ряд требований:
Требование возрастной целесообразности, проявляющееся в том, что в настоящее время вся профилактическая и коррекционная работа начинается главным образом в подростковом возрасте, когда девиантное поведение уже стойко сформировано. Но нельзя отрицать очевидность того факта, что причина этого явления закладывается значительно раньше, в детском возрасте, поэтому целесообразно сдвинуть возрастные границы этой работы в сторону младшего школьного возраста.
Требование дифференцированности и индивидуализации работы, которое заключается в дифференцированном в плане пола и возраста, подходе и учете индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка в процессе воспитательно-профилактической работы с ним.
Вариативность работы. В зависимости от складывающейся ситуации, имеющихся условий и вероятных возможных последствий используются те или иные формы, методы и средства работы.
Гуманный подход. Проявление внимательного и доброго отношения ко всем категориям детей, независимо от их национальной принадлежности, мировоззрения, доверие к ребенку и соблюдение его интересов в любой ситуации.
Требование учета региональных особенностей.
Реализация перечисленных требований должна базироваться на определенных правилах:
1.Правило позитивного настроя. Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека. Случившееся уже не изменить, поэтому чтобы ваше воздействие было наиболее эффективным, потратьте некоторое время на собственный настрой. Задайте себе вопрос: "Что я чувствую?" Если вами владеют гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует, прежде всего, успокоиться, привести себя в равновесии. Для этого можно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, переключить внимание, сосредоточиться. Чего вы хотите достичь? Наказать, выразить свое отношение, создать условия для изменения поведения? Поэтому обязательно разберитесь в собственных целях в работе с девиантными детьми.
Обращаясь к себе, следует также ответить на вопрос: "Каково мое отношение к ребенку?" Если в этом отношении превалирует негатив, то вам вряд ли удается достичь взаимопонимания. При этом следует помнить, что оценивать отношение к ребенку, а не совершенный им поступок. Переключение на позитивные стороны ребенка-это проверка гуманистической направленности вашей позиции.
Путь по изменению отклоняющегося от нормы поведения может оказаться длительным и напряженным. В ответ на любовь, предложение помощи, содействие вы можете встретить закрытость, сопротивление, отторжение, злобу. Чтобы пройти эту полосу, следует запастись терпением и верой в успех.
2.Правило доверительности взаимодействия. Потратьте достаточно времени и сил на восстановление доверительного контакта с ребенком. Контакт между ребенком и взрослым подобен мосту, который соединяет две стороны бурного потока. Нет моста - нет связи, нет пути от взрослого к ребенку и наоборот. Во взаимодействии ребенок ведет себя в соответствии с законами живой природы. Уровень его открытости будет прямо связан с ощущениями собственной безопасности. Ребенок будет молчать, огрызаться, лгать или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушает его безопасность.
3. Правило субъективности взаимодействия. Помочь ребенку можно лишь в том случае, когда он будет не объектом взаимодействия, а субъектом собственной жизни. Наша задача - именно научить ребенка плавать, отправляя его в жизненное плавание, а не сформировать его зависимость от себя. Первое, чего необходимо добиться при изменении девиантного поведения, - сделать ребенка заинтересованным союзником всех позитивных изменений.
4. Правило причинности. Разберитесь с причинами отклоняющегося от нормы поведения. Конкретное поведение - это всегда следствие чего-то. Даже если оно имело ситуативные предпосылки и не являлось сознательно мотивируемым, следует обратиться к истокам. Может оказаться, что причина нарушения поведения весьма значима, и устранением только следствия мы ничего не добьемся.
Прежде всего, необходимо выяснить, не относится ли причина нарушения поведения к одной из достаточно типичных:
- стремление привлечь к себе внимание (дергание за косички, подножки и т.п.)
- стремление к самоутверждению
- обесценивание человеческих ценностей (чувства любви, добра, нравственно-духовная незрелость)
5. Правило последовательности во взаимоотношениях. Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если вы будите часто менять свою позицию или ваши слова и заявления не будут соответствовать вашим действиям. Например, вы советуете ребенку не терять самообладание в трудных ситуациях, говорите, что даже если кто-то был не прав, то дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричите на ребенка и наказываете его. В результате выявления противоречий и непоследовательности дети начинают презирать взрослых. И что особенно опасно- у них нередко формируются глобальные ощущения: они не хотят слушать никого из взрослых, особенно употребляющих те же слова, которые они слышали из лицемерных уст.
6. Правило позитивности взаимодействия.
Правило позитивности взаимодействия предполагает:
- постановку позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребенка. Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат (вести здоровый образ жизни вместо бросить курить; добиться положительной успеваемости вместо не получать двойки; приходить в школу вовремя вместо перестать опаздывать).
- опору на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения. Нарушения поведения ребенком не зависимо от того, какими причинами они обусловлены, приводят в результате критики и других негативных реакций со стороны взрослого к негативной самооценке: "Я - плохой". Еще хуже если формируется негативный жизненный сценарий. Тогда девиации будут просто притягиваться, чтобы доказать правоту сценария. Поэтому важно вместе с ребенком выявить его достоинства и ресурсы для позитивных изменений. Для этого можно использовать позитивную обратную связь, искреннее поощрение привлекательных для всех поступков, чувств, мыслей и намерений ребенка, поиск нового положительного смысла (например, упрямство может свидетельствовать об упорстве; драка - о стремлении отстоять справедливость, курение - о желании продемонстрировать взрослость).
- поощрение положительных результатов. Традиционно принято вознаграждать "высокие успехи" с точки зрения общего, а не индивидуального эталона. Например, мало кому придет в голову радоваться в связи с получением "тройки". Но если твердая тройка получена после "безнадежно двоечного" результата? Тогда надо праздновать. Поощрение минимальных изменений предлагает умение выделять и ценить даже минимальную положительную разницу. Ведь путь на вершину складывается из минимальных шагов.
7. Правило привлекательной инициативы. Работа по изменению поведения должна обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы. Например, подросток начинает курить, употреблять нецензурные выражения, совершает мелкие кражи, чтобы не отличаться от компании, в которой он нашел признание. Естественно, что альтернатива изоляции и отказа от общения со сверстниками вряд ли покажется подростку привлекательной. Однако альтернатива включения в круг подростков, имеющих сходные ценности (посещение кружка, секции) где не будет надобности отстаивать свою принадлежность к группе ценой девиаций, может оказаться привлекательной.
8. Правило взаимного компромисса. Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте из лучших побуждений ребенка в угол, оставьте ему лазейку для самого себя. Например, во время одной из лагерных смен выявился "ночной житель"- подросток, который долго не засыпал сам и начинал заводить других. Вмешательство воспитателей только раззадоривало подростка, он демонстрировал удивительную изобретательность для нарушения установленных правил. Конфликт был снят необычным способом: подростка назначили в группу вечерней охраны лагеря.
9. Правило гибкости. Правило гибкости означает, что если одна из стратегий оказалась неэффективной, можно попробовать реализовать другую.
10. Правило индивидуального подхода. Индивидуальный подход означает выявление природы психологических трудностей конкретного девиантного подростка и действительных психологических механизмов, лежащих в основе детских проблем.
11. Правило системности. Необходимо выяснить значимых для подростка лиц: одноклассников, авторитетных взрослых, друзей, и постараться по возможности изменить социальную ситуацию ребенка в школе, семье, во время досуга.
12.Правило превентивности. Помните, что всегда легче предупредить, чем исправить. Если вам удается сохранить понимающие отношения с ребенком, вы сможете заметить намечающиеся отклонения и предупредить их развитие. Лучшим же способом предупреждения является оказание помощи в реализации основных потребностей ребенка: любви, безопасности, внимания, самоутверждения - ведь именно их утрата приводит к нарушению поведения. Важно также содействие формированию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость человека.