Дидактическая цель: систематизировать и обобщать знания по теме, выявить уровень усвоения знаний и умений, познавательной самостоятельности учащихся.
Тип урока: урок обобщающего повторения
Образовательные цели:
- формировать понятие контекст;
- формировать умение определять главную идею и подтверждать это словами из текста;
- формировать умение составлять характеристику героев;
- формировать умение составлять план текста;
- проверить: понимание прочитанного текста, умение находить информацию в тексте, данную в явном и неявном виде; умение видеть художественные средства выразительности; умение определять авторский замысел.
Развивающая цель:
- развивать речь учащихся.
Воспитательные цели:
- воспитывать познавательную активность учащихся;
- воспитывать талантливого читателя.
Оборудование:
- стол профессора,
- микроскоп, колбы,
- стакан со светлой жидкостью,
- карточки со словами: магические числа, волшебные цвета, волшебные предметы, наличие тотемного дерева, контекст;
- рисунки учащихся по произведению Яна Ларри;
- листы с индивидуальными заданиями на каждого ученика.
Ход занятия
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Оргмомент | Проверяет готовность учащихся к уроку. Создает настрой на познавательную деятельность учащихся | Проверяют готовность рабочего места |
2.Целеполагание и мотивация | Предлагает прочитать текст с доски: Исса
Спрашивает: - Понятен текст? - О чем он? - Каким наблюдением делится автор? - Когда бывает праздник у стрекозы? - О каком времени года говорится в произведении Яна Ларри? - К какому жанру относится написанный на доске текст? Докажите. - А изучаемый нами? Докажите, выберите нужный ответ: а) магические числа; б) волшебные цвета; в) волшебные предметы; г) наличие тотемного дерева; д) чудеса; - Почему повесть? Докажите. Сообщает тему и цель урока: Сегодня мы обобщаем знания по сказочной повести Яна Ларри. Во второй половине урока проверим наши знания пол этому произведению. |
Дети читают с доски текст, отвечают на вопросы учителя. |
3.Актуализация | Концентрирует внимание учащихся на ученике, который будет делать сообщение о жизни писателя Яна Ларри. | Слушают ученика, делающего сообщение |
4. Закрепление | Задает вопросы: - Какие средства художественной выразительности использует автор? (сравнение, контраст, гипербола) - Как вы это показали на рисунках? - С каким новым понятием вы встретились? (контекст) - Что такое контекст? Обращает внимание на представленный в классе стол профессора Енотова: колбы, микроскоп, халат. Говорит, что данная обстановка поможет нам перенестись в кабинет профессора. |
Рассматривают рисунки
Рассматривают предметы на столе |
5. Применение | Организует работу по группам. Дает
задание.
Наблюдает за работой, консультирует. Проверяет работу групп |
Работают по группам Дают ответы |
6. Проверка | Организует проверку знаний в форме
смотра знаний. Знакомит детей с составом жюри,
которое будет проверять ответы учащихся. Выдает детям листы с заданиями, которые после каждого задания собираются и проверяются членами жюри. Предлагается 8 заданий (см. дидактический материал к учебному занятию). После проверки двух заданий жюри сообщает полученные оценки. |
Выполняют задания на листочках. |
7. Рефлексия | Спрашивает учащихся: - Как вы думаете, кем станет Карик, когда вырастет? - Вставьте слово вместо точек:
Говорит, что вы сегодня молодцы. Дает слово жюри, которое сообщает итоговую оценку |
Отвечают на вопросы. |
8. Домашнее задание | Угадайте сообщение профессора Енотова (каждому ребенку дается листок с домашним заданием, где зашифровано сообщение) | Слушают учителя и получают задание |
Дидактический материал к уроку
Предлагаемые задания:
1. С чем поздравил себя профессор?
2. Какого животного Иван Гермагенович приготовил для опыта (подчеркни нужную букву):
а) стрекозу;
б) розового слона;
в) кролика.
3. В тексте есть предложение "Если бы в эту минуту вошел профессор у него с Кариком, пожалуй, произошел бы очень неприятный разговор". Почему? Выбери нужный ответ, подчеркни:
а) Карик выпил чудесную жидкость;
б) мальчик ходил по кабинету профессора;
в) покрутил винтики микроскопа.
4) Почему Валя не узнала стрекозу в 3 части второй главы? Напиши.
5) С чем автор сравнивает люстру в кабинете профессор? Найди в тексте и запиши.
6) В каком из сборников можно поместить это произведение, выбери нужный ответ, подчеркни:
а) сказочные истории;
б) рассказы о природе;
в) рассказы о людях;
г) басни.
7) О чем хотел сказать автор в этом произведении? Выбери нужный ответ, подчеркни:
а) о детском любопытстве;
б) о таком незнакомом знакомом мире;
в) о жизни насекомых.
8) Понравилось ли это произведение? Объясни, почему.