Урок литературного чтения в 3-м классе "Настроение"

Разделы: Начальная школа


Цель. Воспитание эстетически развитого читателя, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, в нем отображенных.

Оборудование. Апельсин, чернильница, гусиное перо, томики стихов, подсвечник со свечой, вырезанные из бумаги снежинки; у детей - альбомные листы, краски.

Ход урока

I. Организационный момент. Введение в тему урока.

Учитель. Вчера, готовясь к уроку, я долго думала, не знала, как, с чего начать, и решила принести эти предметы: золотистый апельсин, свечу, гусиное перо с чернильницей, томики стихов.

Задайте вопрос!

Дети.

- Как сочетаются эти предметы?

- Для чего нам на уроке апельсин?

- Если вы принесли книги, значит, будем читать стихи?

- Книги каких авторов вы принесли?

У. Назовите теперь, какие ассоциации возникают у вас с этими предметами.

Д. Солнце, Новый год, зимний вечер, снегопад, старинный дом, тихое настроение, поэзия, стихи, :

У. Замечательно! Из названных вами ассоциативных слов я выбираю следующие: (записываю на доске) стихи, настроение, снегопад. К этому списку я добавлю еще одно важное для сегодняшнего урока слово - смыслы.

Итак, сформулируйте тему урока.

Д. Будем читать стихи о зиме.

- Будем думать над смыслом прочитанного.

У. Что главное надо понять, когда читаешь стихи?

Д. Настроение. Картину жизни, которую рисует автор. Важно понять чувства автора, смыслы произведения.

У. Сегодня мы читаем стихи Б.Пастернака ("Снег идет"), К.Бальмонта ("Снежинка"), Д.Самойлова ("Город зимний"). Попытаемся понять смыслы этих удивительных стихов, проникнуться их настроением.

III. Чтение произведений

У. Прочтите эти стихи.

(Дети полголоса читают стихи вместе с учителем.)

У. Скажите, почему эти стихи обсуждаем вместе?

Д. Эти авторы рисуют сходную картину жизни: снегопад.

У. Значит, все остальное: настроение, чувства, смыслы - тоже сходные?

Д. Нет. Есть разница.

У. Вот это-то и будем выяснять. Для начала сравним стихи по их "внешнему виду": форме, длительности строк , строф и т.д.

Д.- Стихи очень разные. У Бальмонта самое длинное стихотворение. Каждая строфа состоит из 4 строк.

- У Пастернака число строк в строфах разное: и 3, и 4, и 5 строк. И даже строки в пределах одной строфы разные по длине.

- У Давида Самойлова в первой строфе есть строки, состоящие из 1 слова.

У. А это имеет какое-либо значение для восприятия стихотворения?

Д. - Да. Мы даже читали эти стихи каждое в своем ритме.

- В стихотворении Самойлова делали паузы в конце каждой строки, читали это стихотворение медленно.

- Стихотворение Бальмонта читали легко, свободно, без особенного замедления темпа.

- Стихотворение Пастернака "неровное", и поэтому приходилось читать то в быстром, то в медленном темпе.

IV. Вычитывание каждого стихотворения

По мере работы над произведениями на доске заполняется таблица:

Автор Картина жизни Настроение Чувства Смыслы
К.Бальмонт снегопад легкое
светлое
восхищение
любование
восторг
молодость прекрасна,
смела
Б.Пастернак снегопад задумчивость,
неторопливость
удивление,
легкая тревога
жизнь продолжается,
поворот в судьбе,
надежность родного очага
Д.Самойлов снегопад тихое-тихое,
умиротворенное
наслаждение покоем,
тишиной
принимаю жизнь такой, как она есть

1. К.Бальмонт "Снежинка"

(Повторное чтение стихотворения детьми вместе с учителем)

У. О чем думает снежинка, когда падает на землю?

Д. Ей интересно, что там внизу.

- Ей радостно лететь вместе со своими подружками, другими снежинками.

- Ей может быть и немножко страшно: ведь она никогда еще не была на земле. Она не знает, что ее ждет.

У. Какие слова не рисуют картину жизни, а выражают отношение автора к ней, его настроение?

Д. - Автор с самого начала восторгается: ":Какая чистая, /Какая смелая!"

- Снежинка просится на землю, автору нравится ее смелость.

- Он удивлен и восхищен ее красотой: "Светло-пушистая, /Снежинка белая:", "звезда кристальная", "какая белая!".

- Автор тревожится за снежинку: ей предстоит бурная дорога, т.е. трудная, неизведанная. Снежинка "дрожит, взметается", ":с метелями крутится бешено".

- Но эти трудности не пугают снежинку, она стремится на землю -

":Не в высь лазурную - /На землю просится".

У. Какое настроение вызывает это стихотворение?

Д.- Настроение легкости, полета.

- Чуть тревожное, но от этого даже интереснее.

- Снежинка еще совсем маленькая, она всему удивляется, хочет все узнать.

У. Какие слова-действия для описания полета снежинки выбрал автор?

Д.- "Проносится: дрожит: взметается:качается: крутится бешено".

У. Этими словами Константин Бальмонт подчеркивает молодость снежинки, ее энергию, бесстрашие, стремление познать неизведанное.

- Прочитайте 1 и последнюю строфы. Что заметили?

Д. - Повтор, но не точный. Строфы различаются в нескольких словах.

У. Для чего автор использовал этот прием: повтор строф?

Д. -Чтобы еще раз восхититься снежинкой.

- Успокоить нас, что трудный путь снежинки завершился благополучно.

У. Какие чувства вызывает эта картина у автора?

Д. Восхищение, любование снежинкой.

У. Какие смыслы можно вычитать в этом стихотворении?

Д.- Снежинка смелая потому, что она молодая. Она не знает опасностей и поэтому ничего не боится.

- Как хорошо быть молодым! Все тобою любуются.

У. Обратимся к нашей таблице.

Заполняются графы "настроение", "чувства", "смыслы": настроение - легкое, светлое; чувства - восхищение, любование, восторг; смыслы - молодость прекрасна, смела.

2. Борис Пастернак "Снег идет".

У. Прочтите стихотворение Бориса Пастернака "Снег идет". Сравните с таблицей, заполненной по произведению Бальмонта: есть ли совпадения?

Д. - В этом стихотворении больше задумчивости.

- В стихотворении нет восклицательных знаков, но есть вопросительные: поэт спрашивает нас ": с ленью той /Или с той же быстротой, /Может быть, проходит время? //Может быть, за годом год /Следуют, как снег идет, /Или как слова в поэме?"

- В этом стихотворении тоже есть быстрота: "снег идет, снег идет".

- Но автор не поставил после этих слов восклицательного знака. Надо читать их спокойно и размеренно.

- А в последней строфе автор пишет: ": и все в смятеньи:". Снег тревожит и удивляет людей.

У. Какой снег?

Д.- Такой густой, что, кажется, небо опускается ("сходит с чердака").

- Снег идет то быстро, то медленно: ":В том же темпе, с ленью той / или с той же быстротой:"

- Снег всех заставляет удивиться. Он изменяет все вокруг: ":Убеленный пешеход, /Удивленные растенья:"

У. Прочтите 3 и 4 строфы. Обратите внимание на знак в конце строф.

Д. - Борис Пастернак заставляет нас задуматься о том, что и время, как снег, идет и изменяет все и всех.

У. Какое противопоставление есть в первой строфе?

Д. - Холодный снег - живая теплая герань. Снег идет - герань стоит на окне. Она тянется к снегу, но остается неподвижной.

У. Герань - символ дома, покоя, уюта. Я все время думаю, зачем автор так написал? Какой смысл здесь спрятан?

Д. - Все вокруг движется, меняется, а дома остается все неизменным.

- Дома тихо, спокойно, можно отдохнуть.

- Ведь не всегда изменения бывают хорошие. У человека случаются неприятности, а дома ему всегда помогут, поддержат.

У. Стихотворение завершается строчкой "перекрестка поворот", т.е. жизнь продолжается дальше. Это поворот и в судьбе человека, но остается дом, куда всегда можно вернуться.

Итак, заполняем таблицу.

При заполнении таблицы еще раз проговаривается, какое настроение, чувства, смыслы вычитали дети в этом стихотворении.

Настроение -задумчивость, неторопливость; чувства - удивление, легкая тревога; смыслы - жизнь продолжается, поворот в судьбе, надежность дома.

3. Давид Самойлов "Город зимний:" Построчное вычитывание стихотворения.

У. Что значит "дивный"?

Д.- Удивительный, совсем необычный. Необыкновенный. Прекрасный.

У. Что чудесного в этом городе?

Д.- Выпал снег. Город изменился, стал для его жителей необыкновенно красивым, дивным.

У. С чем автор сравнивает падающий снег?

Д. - С лепестками яблонь. Движением лебединых крыльев. С полетом, кружением роя пчел. Поэтому дворники, "как пчеловоды".

У. Давид Самойлов пишет ": И заснеженной природы /Принимают настроенье". Как понимаете?

Д. - У природы тихое, спокойное настроение. Его ничем не хочется нарушать.

- Дворники вышли убирать снег, но увидели красоту и не хотят ее разрушать.

- Снег падает тихо-тихо: "Словно крыльев /Лебединых / Осторожное / Плесканье". Город заснул, затих.

- Дворники не хотят ничего изменять, Им нравится то, что происходит.

У. В начале нашего урока вы заметили, что в этом стихотворении строка состоит из одного слова. Это ритм чтения.

- А теперь поработайте в парах, подумайте, какими словами мы заполним нашу таблицу.

Дети работают в парах. Результаты работы обсуждаются и заполняется таблица на доске: настроение - тихое-тихое, умиротворенное; чувства - наслаждение покоем, тишиной; смыслы - принимаю жизнь такой, как она есть.

У. Проанализируйте таблицу и сделайте выводы.

Д. - В стихах описана одна и та же картина жизни: снегопад. Но каждый их поэтов рассказал о ней по-разному.

- Эти стихи различны по чувствам и настроению. Мы вычитали различные смыслы.

- Разные люди чувствуют по-разному.

У. Какое стихотворение понятнее, ближе, созвучнее вашей душе? Подготовьте его для выразительного чтения.

Дети читают стихи по выбору.

V. Итог урока

У. Вы выбрали стихотворение, вам более близкое. Теперь попробуйте рассказать о своем снегопаде в цвете.

Дети цветными мазками на альбомных листах выполняют задание (1-2 минуты). Затем все работы вывешиваются на доске.

- Что увидели?

Д.- И наши работы все получились разными.

У. Да, мы все разные. Чувствуем по-разному, и этим мы прекрасны и удивительны.

VI. Домашнее задание. Выучить стихотворение по выбору.