Интеллектуальная правовая игра "В защиту детства"

Разделы: Классное руководство


Цель: закрепить знания учащихся Закона "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае", воспитывать политическую и правовую культуру, развивать стремление к активной жизненной позиции, развивать творческие способности учащихся.

Участники игры: две команды, ведущий, судейская коллегия (трое учащихся), фотокорреспондент, музыкальный оформитель.

Все участники игры - учащиеся класса.

Возраст участников: 16-17 лет.

Продолжительность: 40 минут.

Реквизиты.

На столах у участников команд: Закон "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае" (по экземпляру у каждой команды), два флажка (сигналы команд о готовности ответить), фломастеры, бумага, таблички с названием команд, гитара у каждой команды.

Общие: оформление класса (шары, плакаты с номерами статей и их названиями), магнитофон с лёгкой музыкой, фотоаппарат, 8 грецких орехов (для гостей), пригласительные билеты для гостей, 2 стула у дверей класса.

Для судейской коллегии: весы правосудия с двумя корзинками для взвешивания конфет, 49 конфет, таблица с ответами, секундомер.

Для ведущего: экземпляр сценария, вопросы для входящих гостей, две статьи капитанам (для конкурса №2), два таинственных квадрата (для конкурса №5), две статьи с искажённым содержанием (для конкурса №6), два маршрутных листа (для конкурса №7), две выдержки из статьи №2 (для конкурса №8), рисунки со сказками в двух экземплярах (для конкурса №10).

На доске: название и план проведения игры, буквенный пример(для конкурса №4), рисунки по теме.

Подготовительные этапы и правила проведения игры:

  1. Заранее разосланы приглашения для гостей (Приложение 1).
  2. Класс разделён на две команды, выбраны капитаны, подготовлено домашнее задание (название команды и девиз или название команды и представление своих капитанов). Учащиеся ознакомлены с Законом "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае".
  3. Перед началом игры входящим в класс гостям несколько учащихся задают вопросы по Закону "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае". За правильные ответы гости получают по одному ореху, которые в конце игры они отдадут понравившейся им команде, увеличив тем самым вероятность победы команды.
  4. Игра осуществляется по плану, записанному на доске. Ведущий даёт комментарии на каждом этапе, выдаёт задания, подводит итог игры.
  5. На уроке работает корреспондент, который фиксирует на фотоаппарат интересные моменты игры.
  6. Музыкальный оформитель обеспечивает музыкальное оформление урока.
  7. Судьи следят за ходом игры, ведут контроль времени, присуждают баллы- конфеты, слаживая их в корзинки- чаши весов правосудия, прибавляют в конце игры орехи гостей. Чья корзинка перевесит, та команда и выиграла. Правильный ответ или удачное выступление оцениваются по таблице ответов (см. ниже). В конце игры судейская коллегия вручает заработанные орехи и конфеты командам-участницам.
  8. У дверей внутри класса установлены два стула.

Вопросы для гостей игры.

  1. Когда был принят закон "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае"?(21 июля 2008 года)
  2. Какова цель закона? (Создание правовой основы для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений)
  3. Какие наказания предусматриваются за нарушение Закона "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае"? (Постановка на учёт несовершеннолетних, штрафы)
  4. Несовершеннолетние - это лица в возрасте: (от 0 до 18 лет)
  5. Чем отличаются понятия "безнадзорный несовершеннолетний" и "беспризорный несовершеннолетний"? (Беспризорный несовершеннолетний - это безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания)
  6. Относятся ли к органам, осуществляющим профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органы управления культурой, досугом, спортом и туризмом? (Да)
  7. Для детей какого возраста родители (законные представители), должностные лица принимают меры по недопущению оставления детей без присмотра взрослых на время более одного часа в общественном месте? (До 14 лет)
  8. Может ли в роли лица, уполномоченного родителями (законными представителями) выступать совершеннолетний недееспособный гражданин, имеющий заверенное нотариусом письменное разрешение родителей (родителя) или законных представителей (законного представителя) на сопровождение несовершеннолетнего? (Нет, так как он недееспособный)

Организационный момент.

Учитель: 21 июля 2008 года был принят Закон "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае", который вступил в силу с 1 августа 2008 года. Этот Закон состоит из 17 статей, каждая из которых содержит несколько пунктов. За нарушение этого Закона предусматриваются следующие наказания: постановка несовершеннолетних, т.е. лиц в возрасте от 0 до 18 лет, на учёт и штрафы. Этот Закон обязывает родителей не допускать пребывания несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (законных представителей); не допускать нахождения несовершеннолетних в учебное время в Интернет залах, клубах, кафе, барах и т.д.; не допускать употребления несовершеннолетними наркотических средств, алкогольной продукции, курения табака; не допускать совершения несовершеннолетними правонарушений; не допускать пребывания в общественных местах без сопровождения родителей (законных представителей), родственников или ответственных лиц несовершеннолетних в возрасте до 7 лет круглосуточно, в возрасте от 7 до 14 лет с 21 часа до 6 часов, в возрасте от 14 до 18 лет с 22 часов до 6 часов. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми статьями, которые необходимо знать именно вам, ребята.

Ведущий оглашает название и цель игры, рассказывает о правилах (использование флажков) и плане игры, рассказывает об орехах гостей, конфетах и о весах правосудия, представляет судей. Просит команды поприветствовать гостей и судей.

Ведущий: начинаем

1 конкурс "Немного о себе".

Просим учащихся продемонстрировать своё домашнее задание (название и девиз команды или название и представление капитана). Приглашаем 1-ую команду.

Судейскую коллегию просим подвести итог конкурса.

Ведущий: поскольку речь зашла о капитанах, то начинаем

2 конкурс "Капитаны".

Просим вас подойти ко мне. Сейчас вы получите текст одного из пунктов статьи. Необходимо в течение 1 минуты с помощью рисунков на доске, не используя чисел, букв и звуков (молча), передать её содержание командам, которые должны назвать в итоге номер, название, пункт этой статьи и прочитать содержание пункта. Команды сообщают свои варианты ответов кто быстрее, сигнализируя флажками. Начинает капитан 2-ой команды. Судейскую коллегию прошу засечь время.

Задание для капитана

1. Родители (законные представители), должностные лица принимают меры по недопущению участия детей в возрасте до 14 лет в публичных мероприятиях (конкурсах красоты, работах модельных агентств и других мероприятиях), связанных с оценкой и демонстрацией внешности несовершеннолетних.

Задание для капитана

2. Родители (законные представители), должностные лица принимают меры по недопущению посещения: несовершеннолетними игорных заведений; организаций, осуществляющих реализацию товаров (услуг), эксплуатирующих интерес к сексу:

Судейскую коллегию просим подвести итог конкурса.

Ведущий: начинаем

3 конкурс "Правовой слоган".

Сейчас я назову номер и пункт статьи единый для всех команд. Необходимо в течение 1 минуты сочинить стихотворение, слоган, рекламу или музыкальную композицию к данному пункту статьи. Прошу засечь время. Это статья № 3 пункт 3.

Выступление начинает 1-ая команда.

Судейскую коллегию просим подвести итог конкурса.

Ведущий: начинаем

4 конкурс "Решайте-называйте".

В русском алфавите 33 буквы, каждая из которых имеет свой порядковый номер, например: буква "А"- первая, "Б"- вторая и т.д. Замените буквы цифрами в примере на доске, решите его. Ответ примера- это номер статьи. Выигрывает тот, кто первый его назовёт и прочитает название и содержание статьи. Начали:

Б · Ё - Ц : Г =

Судейскую коллегию просим подвести итог конкурса.

Ведущий: продолжает нашу игру

5 конкурс "Таинственный квадрат".

В этом квадрате скрывается текст статьи. Догадайтесь, найдите способ его прочитать. Выигрывает тот, кто первый назовёт номер статьи, название и прочитает содержание статьи. Не забывайте о сигнальных флажках. Начали:(Приложение 2)

Судейскую коллегию просим подвести итог конкурса.

Ведущий: а сейчас нас ждёт следующий

6 конкурс "Реставрационная мастерская".

Набирая на компьютере текст статей Закона, секретарь допустил некоторые неточности. Вам необходимо в течение 1 минуты с помощью фломастера вернуть статье истинное содержание, исправив как можно больше ошибок. Прошу засечь время. Начали:

Граждане и (или) должностные лица, незамедлительно или в течение часа сообщают в орган внутренних дел или в Службу спасения детей о выявленных обиженных безнадзорных, униженных беспризорных, находящихся в социально опасном положении или проживающих в семьях, находящихся за границей или в социально опасном положении, а также брошенных, подкинутых или потерянных совершеннолетних и несовершеннолетних.

Начинает отвечать 2-ая команда.

Судейскую коллегию просим подвести итог конкурса.

Ведущий: продолжает нашу игру

7 конкурс "Я иду искать".

Прошу подойти по одному представителю от команд. Вам необходимо по маршрутному листу отправиться в библиотеку, в указанном шкафу, на указанной полке, на определённом месте найти книгу, в которой лежит подсказка- это номер страницы второй книги, которую вы найдете, двигаясь дальше по маршрутному листу. Ваша задача: узнать название сказки, расположенной на этой странице. Вернуться в класс. Никому ничего не говоря, занять место на стульях возле дверей до окончания 8-го конкурса.

Маршрутный лист № 1.

Поиск первой книги (подсказки).

Войдите в библиотеку. Сверните в первую комнату справа. Возле двери вы увидите 1-ый стеллаж. На 3-ей полке снизу стоит справа 27-ая книга. В ней вы найдёте подсказку с номером страницы.

Поиск второй книги (название сказки).

На этой же полке найдите 9-ую книгу слева. Откройте найденную страницу. Запомните название сказки. Вернитесь в класс. Сядьте на стул возле двери. Никому ничего не говорите. Ждите сигнала ведущего.

Маршрутный лист № 2.

Поиск первой книги (подсказки).

Войдите в библиотеку. Сверните в первую комнату справа. Подойдите ко 2-му стеллажу. На 3-ей полке снизу стоит справа 27-ая книга. В ней вы найдёте подсказку с номером страницы.

Поиск второй книги (название сказки).

На этой же полке найдите 9-ую книгу слева. Откройте найденную страницу. Запомните название сказки. Вернитесь в класс. Сядьте на стул возле двери. Никому ничего не говорите. Ждите сигнала ведущего.

(Продолжение 7-го конкурса смотри ниже.)

Ведущий: а пока участники отправились по маршрутным листам мы проведём

8 конкурс "Пантомима".

Прошу подойти по одному представителю от команд. Сейчас вы получите выдержку из статьи №2. В течение 1 минуты вам необходимо с помощью пантомимы, не используя звуков (молча), передать её содержание командам. Побеждает команда, которая первой назовёт загаданное понятие или зачитает нам выдержку из статьи. Начинает представитель 1-ой команды. Прошу засечь время.

Безнадзорный несовершеннолетний- несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный несовершеннолетний- безнадзорный несовершеннолетний, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Судейскую коллегию просим подвести итог конкурса.

Продолжение 7-го конкурса "Я иду искать".

По сигналу ведущего участники возвращаются в команду и сообщают название сказки. Задание: необходимо в течение 1 минуты выяснить, какие статьи Закона "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае" были нарушены в этой сказке. При ответе перечислить как можно больше номеров нарушенных статей, дать необходимые комментарии. Прошу засечь время.

Первой отвечает 2-ая команда.

Судейскую коллегию просим подвести итог конкурса.

Ведущий: начинаем

9 конкурс "Устами младенца".

Необходимо угадать словосочетание, которое очень часто встречается в Законе "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае". Я буду давать подсказки, после каждой, из которых команда может попытаться назвать словосочетание. Начинаем:

Вопросы:

(6 конфет) 1.  Мы часто с вами там бываем.
(5 конфет) 2. Говорят, что там нельзя громко кричать и сорить.
(4 конфеты) 3. Туда приходят все нарядные, разговаривают, прогуливаются, кто-то едет на велосипеде или автомобиле, а кто-то выходит из квартиры, чтобы в нём побывать.
(3 конфеты) 4. Так называют подвалы, детские площадки, вокзалы, парки, чердаки, улицы:
(2 конфеты) 5. По новому Закону нам с вами нельзя там бывать без присмотра родителей с 22 часов до 6 часов.
(1 конфета) 6. Это понятие описывается в статье №2 в предпоследнем абзаце.

(Общественные места.)

Судейскую коллегию просим подвести итог конкурса.

Ведущий: продолжает игру

10 конкурс "Ох, уж эти сказки".

Каждая команда получает рисунки к сказкам. Вам необходимо для каждой сказки за 1 минуту определить, какие статьи Закона "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае" были нарушены в них. (Рисунок 1)

Прошу засечь время.

Начинает отвечать 1-ая команда.

Судейскую коллегию просим подвести итог конкурса.

Ведущий: продолжает игру

11 конкурс "Музыкальный лозунг".

Это музыкальный конкурс. В течение 1 минуты вам необходимо подготовить музыкальное представление статьи №1.

Прошу засечь время.

Начинает выступление 2-ая команда.

Судейскую коллегию просим подвести итог конкурса.

Ведущий: наступило время для заключительного конкурса, который поможет нам подвести итог урока и проверить, хорошо ли вы усвоили содержание Закона "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае".

12 конкурс "Блиц- вопросы".

Я задам по 5 вопросов каждой команде, начиная с 1-ой. Времени на обдумывание нет. Отвечаете без подготовки. Начали:

Вопросы для 1 команды.

  1. Сколько статей включает Закон?(17 статей).
  2. С какого времени Закон вступил в силу?(с 1 августа 2008 года).
  3. Какие наказания предусматриваются за нарушение Закона (Постановка на учёт несовершеннолетних, штрафы).
  4. Для детей какого возраста родители (законные представители), должностные лица принимают меры по недопущению оставления детей без присмотра взрослых на время более одного часа в общественном месте? (До 14 лет) .
  5. Чем отличаются понятия "безнадзорный несовершеннолетний" и "беспризорный несовершеннолетний"? (Беспризорный несовершеннолетний - это безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания).

Вопросы для 2 команды.

  1. Когда был принят Закон? (21 июля 2008 года) .
  2. Несовершеннолетние - это лица в возрасте: (от 0 до 18 лет) .
  3. Относятся ли к органам, осуществляющим профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органы управления культурой, досугом, спортом и туризмом? (Да).
  4. Может ли в роли лица, уполномоченного родителями (законными представителями) выступать совершеннолетний недееспособный гражданин, имеющий заверенное нотариусом письменное разрешение родителей (родителя) или законных представителей (законного представителя) на сопровождение несовершеннолетнего? (Нет, так как он недееспособный).
  5. В какой промежуток времени несовершеннолетние в возрасте от 14 лет до достижения совершеннолетия не могут пребывать в общественных местах без сопровождения родителей(законных представителей)(с 22 часов до 6 часов).

Ведущий: гостей прошу отдать свои орехи понравившейся команде.

Судейскую коллегию просим подвести итог конкурса и всей игры (Приложение 3).

Подведение итогов игры.

Судьи подводят итог конкурса и игры, называют и награждают победителей и участников (орешками и конфетами из корзинок).

Ведущий:

В Краснодарском нашем крае, на известной всем Кубани
Появляется Закон, никому он не знаком.
Защищает жизнь он нашу, делает её он краше,
Чтоб здоровье укрепил, безнадзорным не ходил.
Ночью дома ты сиди, анти действий не веди.
Табаку объявлен бой. Беспризорники, домой!
Изучили мы Закон. И теперь он нам знаком.
Его не будем нарушать, статьи все будем соблюдать!

На этом наша игра закончена. До свиданья, до новых встреч!