Открытый урок трудового обучения в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Объект труда: аппликация фигурки снеговика.

Цели:

  • организовать групповую форму работы;
  • научить детей изготовлять аппликацию снеговика при помощи ваты, картона, цветной бумаги;
  • закрепить правила работы с бумагой, картоном, ножницами, клеем;
  • вспомнить правила рабочего человека.
  • способствовать развитию у учащегося мышления, творчества, самостоятельности, кругозора, фантазии, координации рук;
  • подготовить рабочее место для работы с бумагой и клеем.
  • воспитать у учащихся любовь к традиционным праздникам (Новому году);
  • аккуратность, трудолюбие, экономность.

Оборудование, инструменты и материалы:

  • образец снеговика, чертежи; раздаточный материал; поощрительные фанты, пригласительные билеты; плакат, с нарисованной елкой, оборудованный электричеством, плакат с правилами рабочего человека; грамзапись "Щелкунчик";
  • картон, цветная бумага, вата, клей, ножницы, кисточки для клея, тряпочки, карандаши, резинка;
  • Дед Мороз, Снеговик (роль исполняют шефы или родители)

Ход урока

Этапы Содержание урока Примечание
I Организационный момент.  
II Эмоциональный настрой на работу.

-Ребята, скажите, какой большой традиционный праздник к нам приближается?

-Любите ли вы встречать Новый год?

- Почему?

-Сегодня у нас необычный урок, а немного сказочный.

-Да иначе быть не может, ведь мы готовимся к чудесному празднику - Новому году и открываем "Мастерскую Деда Мороза". Вы превращаетесь в мастеров цеха, а я в начальника.

-что сегодня мы будем делать на уроке, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Белый пух валит с небес,
Он накрыл весь голый лес,
Дети пух тот собирали
Уголек, морковь, метла:
Жил я посреди двора,
Где играет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.
(Снеговик)

-Совершенно верно. Сегодня на уроке вы будете выполнять аппликацию снеговика.

Звучит музыка

-Ох, бедный я, несчастный дед. Куда иду и сам не знаю, и не кому помочь моей беде. Надо же было приключиться такому несчастью.

-Кажется, к нам в гости еще кто-то пожаловал. И, по-моему, я догадалась кто это? А вы ребята?

-Здравствуй, Дедушка Мороз. Как ты здесь оказался?

-Ох, куда это я попал? Здравствуйте люди добрые!

-Что случилось Дед Мороз? Какая у тебя беда?

- А беда такая, что через несколько дней Новый год наступит - праздник. И в этот праздник должно быть все как положено, - и елка, и игрушки на ней. Школьные - то елки украшают дети, а лесную, я должен для зверей украсить сам. Снегурочка гостит у Зимушки-Зимы. Должно быть запамятовалась, что новый год скоро.

-Как же так? Новый год всегда в одно и то же время встречаем.

-Да нет, раньше 500 с лишним лет тому назад Новый год приходился на Руси на весну. А позднее его стали праздновать осенью, 1 сентября. Как раз, когда вы в школу идете. И только 300 лет тому назад Новый год на Руси впервые был отпразднован " по-нынешнему"- зимой, как было принято в Европе. Вот тогда же и пришла к вам в дом первая елка. Вот так-то.

-Как интересно! Правда, ребята?

- Да: А одному мне не справиться со своей работой, нет. Нужен помощник.

-Эта беда - не беда. Ребята, поможем Деду Морозу?

-Сегодня в нашей мастерской мы решили сделать снеговика. Подойдет такой тебе помощник?

-Да как же? Конечно, подойдет.

-Тогда мы приступаем за работу, а ты Дедушка Мороз отдохни немного с дороги.

Ответы детей.

Плакат с надписью "Мастерская Деда Мороза"

Ответы детей.

Появляется Дед Мороз.

Ответы детей.

  Появляется плакат электрифицированной елки.

Ответы детей.

III Анализ образца изделия.

-Ребята, как называется изделие?

-Из какого материала оно сделано?

-Из скольких частей состоит изделие?

-Из скольких деталей?

-Как соединены детали? (подвижно, неподвижно)

-Какие инструменты и материалы нам понадобятся на уроке, вы узнаете, отгадав загадки. Проверяйте, есть ли они у вас на столе.

1) Черный Ивашка
Деревянная рубашка,
Где пройдется, там след остается.
(Карандаш)

2) Два конца,
Два кольца
Посередине гвоздик.
(Ножницы)

3) Бела,- да не снег,
Мягка - да не пух.
(Вата)

4) На мне можно написать,
На мне можно рисовать,
На мне можно разукрашивать
Меня можно вырезать.
(Бумага)

5) Жил - был в бумажном царстве
Очень важный дед.
Считал себя он прочным,
А значит самым главным
И очень- очень твердым
Из всех бумаг во век.
(Картон)

6) Соединю я, что хотите:
Картон с бумагой,
Два листа,
И даже у грязнули руки
Приклею к носу-
Ради скуки!
(Клей)

-Итак, мы определили, какими инструментами вы будете работать и, каким материалом пользоваться. А сейчас повторим правила рабочего человека и техники безопасности.

-Какие правила рабочего человека вы знаете?

1) Работай дружно, аккуратно.

2) Экономь материалы.

3) Закончил работу - убери рабочее место.

Работа над чертежом.

-Что вы видите на чертеже? (основу)

-Какую форму имеет основа? (фигурную)

-Что обозначает эта линия? (линию реза)

-Что показывают нам эти линии? (место нанесения клея с изнаночной стороны)

-Что вы видите на этом чертеже? (силуэты носа, шапочки, шарфа, валенок, глаз, рта, варежек)

-Кто покажет линию реза?

-Линию нанесения клея?

-Как нужно наносить клей?

Объяснение изготовления аппликации.

-А теперь внимание, мастера! Послушайте, как вы будите выполнять работу:

-Сначала берем картон и с изнаночной стороны обводим шаблон снеговика, экономя материал. Затем берем ножницы и вырезаем по намеченной линии основу. В это время другой мастер берет цветную бумагу и накладывает шаблон носа, шапочки, шарфа и валенок снеговика, обводит карандашом с изнаночной стороны и по линиям реза вырезает нужные детали.

Когда все детали будут готовы, наносим клей на основу от центра к краям и накладываем вату. Через тряпочку притираем вату к основе. Излишки аккуратно обрезаем по контуру. Осталось наклеить дополнительные детали. Наносим клей с изнаночной стороны и приклеиваем детали на нужное место. Дополняем аппликацию отделочным материалом - глаза и пуговицы.

-Все понятно?

-Повторите ход выполнения аппликации.

Физминутка ( музыкальная)

Демонстрация аппликации снеговика.

Ответы детей

Обращаемся к плакату.

Обращаемся к плакатам с чертежами.

Сопровождается показом.

IV Самостоятельная работа.

-Ну, что ж, ребята, за работу! У вас умелые руки, зоркие глаза, чуткие уши, поэтому вы обязательно сделаете веселого, симпатичного снеговика. Помните - мастера - умельцы работают дружно, если надо помогают друг другу.

Провожу текущий инструктаж.
V Подведение итогов.

- Вот и готов помощник - снеговик. Внимательно посмотрите на него. Встаньте дети, которым нравится этот снеговик. А тебе Дед Мороз?

- Он просто прекрасный!

-Все наши мастера-умельцы молодцы! Они работали дружно и старательно. Где можно использовать наше изделие? Давайте поаплодируем себе.

-Обрадовали вы меня, ребята, помогли моей беде. И за это я хочу вам сделать сюрприз. Я подарю вам эту лесную елку. Да не простую - волшебную. В своей мастерской вы будете делать новогодние игрушки. Если ей они понравятся, то она будет светиться. Давайте проверим понравится ей снеговик или нет? Закроем глаза и крикнем дружно "Раз, два, три - елочка свети!".

-Елочка, елочка,-

Ты наш зимний друг.

Сказочным, сказочным стало все вокруг.

- Как же может снеговик помочь Деду Морозу? Он же не живой!

-Разве вы забыли, что я Дед Мороз? Закройте глаза и громко скажите: "Раз, два, три - снеговик оживи!" (музыка)

- А вот, и я! Здравствуйте мастера-умельцы! Здравствуй Дедушка Мороз! Меня так прекрасно сделали, что я готов хоть сейчас за работу. Я слышал, вы говорили про Новый год. Но что это такое?

-Что такое Новый год?

Это дружный хоровод,

Это смех друзей веселых

Это пляски возле елок, вот что такое Новый год!

-Что такое Новый год?

Новый год - мороз и лед

И в танцующих снежинках незаметные пружинки,

Вот что значит Новый год!

-Теперь понял. Это очень здорово!

-Ну, что ж, ребята, нам пора в путь браться за работу. А на прощанье я приглашаю вас на елку и вручаю вот эти пригласительные билеты. Непременно приходите.

Дед Мороз

Пора, друзья, проститься нужно!
Всех поздравляю от души!
Пусть новый год встречают дружно
И взрослые и малыши!

Снеговик

Я в новом году вам желаю успехов!
Побольше весёлого, звонкого смеха,
Побольше хороших друзей и подруг,
Отметок отличных и знаний сундук!

Дед Мороз

Нам время расставаться,
Но в новом году на ёлку я к вам
Непременно приду.
Сверкай, наша ёлка, у всех на виду,
Желаю вам счастья в новом году!

До свидания!

-До свидания.

-До свидания Дед Мороз и Снеговик.

Урок окончен.

Ответы детей

Зажигается Ёлка

Чтение стихов детьми

Появляется Снеговик

Дети читают стихи наизусть Снеговику

Вручение пригласительных билетов на новогодний праздник

Уборка рабочего места
Выставление оценок Вручение фантов